Оценка социальной политики организации и уровня дохода персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:04, контрольная работа

Описание

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Содержание

1 Масштабы реализации и экономическая база социальной политики 3
2 Дифференциация заработной платы. Объективные и субъективные факторы, определяющие дифференциацию заработной платы 8
3 На основе коллективного договора проанализируйте социальную политику предприятия и экономические возможности для ее реализации 11
4. Используя статистический, субъективный и другие методы экономического анализа определить: 18
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Политика доходов и заработной платы. Вариант 5.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Политика доходов и заработной платы

                   

            Вариант 5

 

 

 

 

 

                                                              Исполнитель:   студент(ка)

                                                             Направление      Экономика

                                                             Профиль   Экономика труда

                                                            Группа                 ЭТР-11КТ

                                                            Ф.И.О                  Майер Я.В.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Вариант 5

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Масштабы реализации и экономическая база социальной политики

 

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

   Социальная политика осуществляется на разных уровнях. Так, можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. социальной политике фирм, корпораций, различных организаций, в том числе и благотворительных. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика — решение глобальных экологических проблем, преодоление социально-экономической отсталости отдельных групп страны. Материальная обеспеченность социальной политики в целом не складывается сама по себе, автоматически, а требует создания определенных макроэкономических предпосылок. Их формирование является функцией государственного регулирования экономики.

Основные  функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведении соответствующей политики доходов. В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи: реализация программ занятости, помощь социально уязвимым слоям населения, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры.

Социальная политика исходит из того, что непременным  условием поддержания благосостояния каждого человека, должно быть его  посильное участие в этом.

Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями эпохи, особенностями экономического, политического и культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ее формирования.

С течением времени социальная политика расширяла как объекты своего влияния, так и содержание. Росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. Теперь она не ограничивается отдельными категориями населения. Прямым объектом социальной политики выступают жизненные условия практически всех социальных и демографических групп. Она все больше стремится не просто корректировать негативные социальные последствия экономического развития, но предотвращать их, сосредоточивая свое внимание на выполнении конструктивной функции, связанной с социальной профилактикой и позитивным совершенствованием отдельных элементов и всей господствующей системы. При этом политические силы стремятся, в интересах достижения своих целей, маневрировать, поддерживая баланс между желаемым и возможным.

Теоретическую и правовую основу социальной политики составляет положение Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 год, где в 7 статье записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение Основного Закона РФ перекликается с положением Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).

Наилучшим образом социальную политику государства в рыночных условиях отражает так называемая «шведская  модель благосостояния»

«Шведская модель» - это  система взаимосвязанных принципов, предусматривающая одновременность их реализации. Занятость, социальное обеспечение, образование, культура, сектор государственных услуг, высокий уровень организации трудящихся в профсоюзы, их роль в решении ряда экономических проблем - все это компоненты одновременного действия.

Перестройка социальной политики идет по нескольким направлениям. Сокращаются расходы на социальные нужды, увеличивается платность  социальных услуг, повышаются требования для получения социальных пособий. Компенсационные выплаты за потерю работы все больше заменяются профессиональной подготовкой рабочей силы, происходит разгосударствление предприятий сферы социальных услуг путем частичной продажи государственной собственности и развития частного сектора в отраслях социальной инфраструктуры.

Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие «доход» представляет собой показатель результатов экономической деятельности. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход - доход, который может быть использован  на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый  доход в течение определенного  периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

 Номинальные денежные  доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот. поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения: заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствую о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).

Соотношение в доходах  населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формирований экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную  систему, представляются в виде:

  1. выплат по государственному страхованию;
  2. банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
  3. процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
  4. доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
  5. выигрышей по лотереям;
  6. временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
  7. выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления  включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.

 

2. Дифференциация заработной платы. Объективные и субъективные факторы, определяющие дифференциацию заработной платы

 

Дифференциация заработной платы – это различие уровней  оплаты труда работников под влиянием различных факторов. Определяется как  различиями в результатах труда  работников, так и общеэкономическими условиями деятельности различных  отраслей хозяйства.

Дифференциация  заработной платы и ее принципы.

В уровнях оплаты труда  по сферам и отраслям народного хозяйства  существуют определенные различия, обусловленные  пятью положениями (принципами).

Первый принцип – учет сложности труда. Сложный, более квалифицированный труд создает большую стоимость, чем простой неквалифицированный труд, следовательно, и оплата этого труда должна быть выше.

Второй принцип- учет различий в условиях труда. Условия труда могут быть легкими и тяжелыми, нормальными и вредными. Поэтому те, кто трудится на тяжелой и вредной работе, должны получать больше, чем те, кто трудиться в нормальных условиях.

Третий принцип- учет важности и приоритетности отрасли.

В наиболее важных отраслях экономики, от которых зависит развитие всей страны, ставки и оклады выше, чем в других.

Четвертый принцип- учет различий природно-климатических условий экономических районов и зон. При оплате труда в различных экономических зонах устанавливаются районные коэффициенты, то есть надбавки к заработной плате.

Пятый принцип связан с результатами труда как самого работника,  так и всего коллектива, где он трудится.

Можно наблюдать, что заработки работников, занятых на предприятиях различных отраслей, часто различаются на несколько порядков. Иногда колебания настолько неравномерны, что создается ощущение хаоса. И у рядовых работников, обиженных величиной заработной платы, возникает неприязнь к тем, кто больше получает, или к своим руководителям, не обеспечившим и им такие же заработки. Они стремятся найти более оплачиваемую работу или... объявляют забастовки.

К объективным факторам дифференциации заработной платы относятся различия в сложности труда, существование простого и сложного труда, квалифицированного и неквалифицированного. Условия дифференциации создаются при построении тарифной системы. Лишь заметим, что объективный фактор длительное время корректировался под воздействием политических и идеологических причин. В экономической теории длительное время господствовала точка зрения, что результаты производства в большей мере зависят от рабочих, от руководителей и специалистов

Информация о работе Оценка социальной политики организации и уровня дохода персонала