Оценка социальной политики организации и уровня дохода персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:04, контрольная работа

Описание

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Содержание

1 Масштабы реализации и экономическая база социальной политики 3
2 Дифференциация заработной платы. Объективные и субъективные факторы, определяющие дифференциацию заработной платы 8
3 На основе коллективного договора проанализируйте социальную политику предприятия и экономические возможности для ее реализации 11
4. Используя статистический, субъективный и другие методы экономического анализа определить: 18
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Политика доходов и заработной платы. Вариант 5.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

Действующая ныне тарифная сетка предусматривает дифференциацию тарифных ставок у рабочих как 3:1, а у специалистов — 5:1. Применительно к нынешнему уровню развития экономики эту дифференциацию можно признать оптимальной. Однако «срок ее жизни», как свидетельствует мировая практика, не превышает 5 лет. Развитие техники и технологии вызывает новые соотношения между простым и сложным трудом. В свою очередь, образовательный и профессиональный рост рабочих и специалистов влияет на развитие техники и технологии, меняет соотношение между простым и сложным трудом в пользу последнего.

К объективным факторам дифференциации заработной платы относятся доплаты за тяжелые и вредные условия труда, а также доплаты, связанные с суровыми природно-климатическими условиями отдельных регионов (районный коэффициент).

К субъективным факторам следует отнести действия людей по созданию условий для дифференциации заработной платы, не связанных с изменениями в производстве или в рабочей силе.

Третью группу факторов, определивших дифференциацию заработной платы, следует отнести к субъективно-объективным. Они возникают вследствие различий в способностях к труду отдельных работников, связанных с природными данными работника. В силу различий в природных способностях рабочие, имеющие одинаковые профессиональный уровень (способность выполнять работу определенной сложности), возраст, здоровье, условия труда и т. п., выполняют одну и ту же работу, затрачивая в полтора раза больше или меньше времени.

С помощью  тарифных коэффициентов и нормирования труда это различие в способностях к труду и фактической их реализации в полной мере невозможно фиксировать. Поэтому применяются различные доплаты к тарифам и окладам (за выполнение нормированного задания, качество работы, снижение трудоемкости).

 

3. На основе коллективного договора проанализируйте социальную политику предприятия и экономические возможности для ее реализации

 

Рассмотрим социальную политику на примере «ГКОУ СО «Карпинский детский дом».

«ГКОУ СО «Карпинский  детский дом» - учреждение, предоставляющее социальные услуги с обеспечением проживания, с круглосуточным пребыванием детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В коллективном договоре «ГКОУ СО «Карпинский детский дом» четко определено рабочее время и время отдыха работника. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности, утверждаемыми работодателем и профсоюзным комитетом предприятия, с учетом специфики работы, согласно годовой норме рабочего времени, установленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Коллективный договор «ГКОУ СО «Карпинский детский дом» выступает как средство защиты от безработицы. Заключая коллективный договор, работодатель принимает на себя следующие обязательства в области трудовых отношений:

1. Соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

2. Предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.

3. Обеспечивать безопасность  и условия труда, соответствующие  государственным нормативным требованиям  охраны труда.

4. Обеспечивать работников  оборудованием, инструментами, технической  документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения  ими трудовых обязанностей.

5. Выплачивать в полном  размере причитающуюся работникам  заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК Рф, настоящим коллективным договором.

6. Знакомить работников  с принимаемыми локальными нормативными  актами, непосредственно связанными  с их трудовой деятельностью.

7. Исполнять иные обязанности,  предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Коллективный договор  на 2010 – 2013 годы зарегистрирован департаментом  труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области 07 октября 2010 г.

Стороны имеют право  продлить действие коллективного договора на срок не более 3 лет (ст. 43 ТР РФ).

В течение срока действия коллективного договора стороны  вправе вносить в него дополнения и изменения на основе взаимной договоренности в порядке, установленном ТК РФ.

В случае пересмотра норм законодательства в сторону ухудшения  прав работников на период действия  настоящего коллективного договора в учреждении соблюдаются прежние нормы.

Коллективный договор также направлен на объединение усилий для сохранения социально-экономической стабильности в коллективе, достижения конкурентоспособности в учреждении.

Однако, не смотря на официальность  выше указанной цели коллективного договора, фактически коллективный договор повторяет статьи Трудового кодекса и ни каких дополнительных гарантий в себе не несет.

Профсоюзный комитет принимает на себя следующие обязательства:

1. Осуществлять контроль соблюдения работодателем и его представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Осуществлять контроль расходования фонда заработной платы, фонда стимулирующих и компенсационных выплат, фонда экономии заработной платы (премиального фонда).

3. Осуществлять контроль  ведения и хранения трудовых  книжек, своевременности внесения  в них записей, в том числе  при присвоении квалификационных  категорий по результатам аттестаций  работников.

4. Направлять учредителю  учреждения заявления о нарушении руководителем, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора (ст. 195 ТК РФ).

Однако, не все так  гладко.

Увольнение работника  – члена профсоюза, согласно коллективному  договору, должно происходить с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата при равной производительности труда и квалификации помимо лиц, указанных в ст. 179 ТК РФ, имеют также:

- лица предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии по возрасту), проработавшие в учреждении свыше 20 лет;

- одинокие матери и  отцы, воспитывающие детей до 14 лет;

- родители, воспитывающие  детей – инвалидов до 18 лет;

- награжденные государственными  наградами, в связи с педагогической деятельностью.

 В любой нормальной  организации это положительный  момент, но анализируя ситуации  в «ГКОУ СО «Карпинский детский дом», увольнение или сокращение работника учреждения происходит без уведомления профсоюза, на прямую, через отдел кадров.

И данная ситуация понятна, ведь представители профсоюзного органа полностью зависят от руководства учреждения, как в денежном вопросе, так и в производственном. Во-первых, представители профсоюза в своем большинстве являются не освобожденными, следовательно, на них может воздействовать административная сила учреждения. Во-вторых, они получают заработную плату от руководства учреждения. Вследствие чего механизм профсоюзного органа в учреждении полностью не работает, и работник учреждения остается без защиты со стороны профсоюза.

Обязанности и права  работника и работодателя полностью  соответствует трудовому праву, и поэтому подробно рассматривать  данные вопросы не будем, тем более, что они из-за года в год просто переписываются из предыдущих коллективных договоров.

Работодатель гарантирует  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации персонала. Но в первую очередь, данное явление направлено на выгоду и заинтересованность самого предприятия.

Обучение, переподготовка, проведение аттестации работников производится за счет средств учреждения, в соответствии с Положением о порядке аттестации работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и по результатам работникам устанавливаются соответствующие полученным категориям размеры должностных окладов (ставок заработной платы) со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

 Гарантии и компенсации  работникам, совмещающих работу  с обучением предоставляются  при получении образования соответствующего  уровня впервые, в порядке установленным главой 26 ТК РФ.

Работнику, совмещающих  обучение в двух учебных заведениях, гарантии и компенсации предоставляются  только в связи с обучением  в одном из учреждений по выбору.

Безусловно, при необходимости  администрация учреждения направляет все усилия на повышение квалификации и обеспечения высококвалифицированными специалистами, с целью организации воспитательного процесса в соответствии с нормами «Закона об образовании», при этом отсутствует адекватное увеличение заработной платы в связи с повышением требований к выполняемой работе. Данное замечание, конечно, не относится к младшему обслуживающему персоналу и рабочим, чья зарплата зависит от минимального размера оплаты труда работников бюджетных учреждения, установленного Правительством Свердловской области.

  В учреждении установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье, или с предоставлением выходных дней по скользящему графику– 40 часов в неделю, а для медицинских работников – 39 часов в неделю.

Продолжительность предпраздничной смены в соответствии со ст. 95 ТК РФ сокращается на 1 час.

При необходимости согласно коллективному договору работодатель имеет право привлечь работника  к сверхурочной работе без его  согласия или с его согласия предоставлением  другого выходного дня или же с оплатой рабочего времени согласно ТК. Привлечение к сверхурочной работе происходит согласно ТК РФ.

Предоставление отпусков происходит согласно проставлению №298/П-22, ТК РФ. Ни каких особых привилегий в  коллективном договоре не оговорено, поэтому рассматривать по данному вопросу нечего.

Работодатель  вправе, при наличии экономии финансовых средств на оплату труда, оказывать  работникам материальную помощь.

Условия выплаты  и размер материальной помощи устанавливаются  локальным актом учреждения с учетом выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников учреждения.

Материальная  помощь выплачивается на основании  заявления работника.

Материальная  помощь может быть установлена в  следующих случаях:

  • уход на пенсию;
  • вступление в брак;
  • рождение ребенка;
  • смерть близкого родственника (родитель, супруг, ребенок);
  • медицинское обследование и лечение;
  • тяжелое положение, вызванное утратой или повреждением имущества в результате стихийного бедствия и иными непредвиденными обстоятельствами.

Право на материальную помощь имеют только штатные сотрудники детского дома, проработавшие не менее  одного года. На работников, являющихся совместителями, данная помощь не распространяется.

Для всех категорий Работников, в случаях предусмотренных Трудовым кодексом, законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические (в течение трудовой деятельности) и внеочередные (в соответствии с медицинскими рекомендациями) медицинские осмотры (обследования) с целью определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Предприятие оказывает родственникам умерших  работников и пенсионеров предприятия материальную помощь для оказания ритуальных услуг в сумме не более 7000 руб.

Работники учреждения имеют ряд социально-трудовых гарантий, которые предусмотрены законодательством РФ, коллективным договором (инвалиды, участники боевых действий, одинокие матери, доноры, ветераны труда и т.д.).

Профком учреждения обязуется:

- организовывать физкультурно-оздоровительные  мероприятия для работников учреждения  членов профсоюза;

- проводить работу  по оздоровлению детей работников  и самих работников учреждения членов профсоюза.

Однако, объем охваченных работников санаторно-курортным лечением минимален. Один – два сотрудника в год..

В ранее положениях коллективного договора отсутствуют программы для молодых специалистов учреждения, например как обеспечение жильем. В рамках жилищной программы «Обеспечение жильем работников областных государственных учреждений» в учреждении не ведется никакая работы, не создана жилищная комиссия, программа для работников детского дома не работает. В коллективном договоре об этом даже не идет ни какой речи. Единственное, что гарантирует молодым педагогическим работникам, окончившим высшее образовательное учреждение руководство «ГКОУ СО «Карпинский детский дом» - это пособие на обзаведение хозяйством в размере 25 000,00 рублей.

Выводы:

Таким образом, коллективный договор, заключаемый работодателем  и работниками, хотя и призван закрепить предоставление работникам дополнительных прав и социальных гарантий (по сравнению с объемом, предусмотренным законодательством) работников, но в реальности его содержание ничтожно.

Практически все социальные льготы, предоставляющиеся в соответствии с ТК РФ, просто продублированы в  коллективном договоре «ГКОУ СО «Карпинский детский дом», и коллективный договор не содержит каких либо иных значимых по сравнению с предусмотренным законодательством льгот и компенсаций.

Информация о работе Оценка социальной политики организации и уровня дохода персонала