Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:55, курсовая работа
Объект исследования – оплаты труда и организация заработной платы в РБ.
Предмет исследования – теоретические представления об составных элементах и принципах построения системы оплаты труда.
Цель работы: провести анализ сущности оплаты труда на предприятии; проследить, как оплата труда влияет на экономику; выявить особенности осуществления планирования средств на оплату труда; определить основные проблемы данной темы; рассмотреть инструменты регулирования заработной платы; дать оценку и провести сравнительную характеристику эффективности государственного регулирования заработной платы в Республике Беларусь.
1.Организация оплаты труда в РБ 4
1.1 Экономическое значение важнейших элементов оплаты труда 4
1.2. Организация заработной платы 9
1.3. Совершенствование организации оплаты труда на основе зарубежного опыта 13
2.Необходимость и возможность регулирования оплаты труда на современном этапе развития рыночной экономики в Беларуси 18
2.1. Механизм регулирования оплаты труда 18
2.2 Оплата труда в Республике Беларусь: динамика, состояние, проблемы 23
3. Направления совершенствования оплаты труда в РБ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Приложение А 33
Приложение Б 34
-присвоением
каждому работнику постоянных (относительно
постоянных) коэффициентов, комплексно
характеризующих его
-
присвоением каждому работнику
коэффициентов трудового
К
методам регулирования оплаты труда
относится:
· система социального партнерства;
· рыночное саморегулирование;
· государственное регулирование.
Социальное
партнерство — форма
Коллективный договор — это нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
Коллективные
договоры могут заключаться в
организациях любых организационно-правовых
форм, их обособленных подразделениях
(по вопросам, относящимся к компетенции
этих подразделений).
Коллективный
договор устанавливает права
и обязанности сторон (профсоюзный
комитет, с одной стороны, и руководство
предприятия, с другой) в таких
областях, как:
· npоизводственно-экономическая;
· оплата труда;
· дополнительные льготы и гарантии работникам;
· жилищное строительство;
· охрана труда;
· вопросы быта;
· медицинское обслуживание;
· культурно-массовая и оздоровительная и спортивная работа;
· обеспечение правовых гарантий деятельности профсоюзного комитета, профсоюзного актива;
·
ответственность сторон за неисполнение
коллективного договора.
Примерное
содержание коллективного договора
в части касающейся onлаты труда
дано в Законе РБ «О коллективных договорах
и соглашениях» (статья 5) и в Рекомендациях
по совершенствованию механизма
договорного регулирования
В отличие от коллективного договора, трудовой договор регулирует отношения между нанимателем и работником. [11, с.99]
Трудовой
договор — соглашение между работником
и нанимателем (нанимателями), в соответствии
с которым работник обязуется
выполнять paботу по определенной одной
или нескольким профессиям, специальностям
или должностям соответствующей
квалификации согласно штатному расписанию
и соблюдать внутренний трудовой
распорядок, а наниматель обязуется,
предоставлять работнику
Основные
функции государственного регулирования
оплаты труда. Государство должно:
· обеспечивать установление гарантий в области заработной платы;
·
создавать систему социальных стандартов,
характеризующих не только минимально
достаточный уровень жизни
· обеспечивать сохранение покупательской способности через индексацию заработной платы и адаптацию ее к расширению платности социальных услуг и жилья;
·
не допускать дискриминации среди
работников и субъектов хозяйствования
в отношении заработной платы.
Практическая
реализация функций государственного
регулирования выражается прежде всего,
в установлении и разработке механизма
формирования:
1) минимальной заработной платы (МЗП);
2) минимального потребительского бюджета (МБП);
3) бюджета прожиточного минимума (БПМ);
4) индексации заработной платы;
5)
разработки и утверждения
Минимальная заработная плата (МЗН) — государственный, минимальный, обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Трудовым кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда.
В МЗП не включаются: доплаты, надбавки, премии и иные компенсационные выплаты.
Размер МЗП определяется Советом Министров PБ в абсолютной сумме. При этом не должно ухудшаться сложившееся соотношение между размером месячной MЗП и социальными нормативами (МПБ, БПМ). МЗП не будет использоваться и качестве норматива для расчета размеров пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также налогов, сборов, штрафов и иных платежей
Минимальный
потребительский бюджет (МПБ) — представляет
собой расходы на приобретение набора
потребительских товаров и
МПБ
включает такой набор товаров
и услуг, в ценах реальных закупок,
который представляет уровень и
структуру потребления
Структура потребительской корзинки:
· расходы на питанье;
· одежда, белье, обувь;
· лекарства, предметы санитарии и гигиены;
· мебель, предметы культурно-бытового назначения;
· жилье, коммунальные услуги;
· культурно-просветительские мероприятий, отдых;
· бытовые услуги, транспорт, связь;
· содержание детей в детском дошкольном учреждении;
·
обязательные платежи, взносы.
Для стоимостной оценки потребительской корзины используются средние цены покупок товаров и услуг с учетом всех видов торговли: розничной, индивидуальной, торговли на колхозном рынке.
В потребительскую корзинку включаются непродовольственные товары, уровень обеспеченности которыми достиг и превышает 70% среди всего населения. Параметры МБП пересматриваются по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза за квартал.
Индексация заработной платы (дохода) — метод компенсации уменьшения доходов граждан в случае повышения цен, ведущих к снижению уровня жизни.
Индексация заработной платы производится в том случае, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает 5%.
Индексация заработной платы осуществляется на величину индекса потребительских цен по шкале нормативов, устанавливаемой Правительством РБ. [14, с.187]
Заработная плата является одним из показателей обеспечения достойного уровня жизни граждан. Начиная с 1996 г. как результат замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь начался рост номинальной и реальной заработной платы. В таблице (Приложение А, Рис. А1) представлена динамика среднемесячной заработной платы за период с 2004 по 2009гг. в номинальном выражении в белорусских рублях и в пересчете на доллары США. За исследуемый период своего максимума в долларах — 456,4 долларов — средняя зарплата достигла в декабре 2010 года.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе 2012 г. составила 2 880,6 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2011 г. увеличилась на 0,1%, или на 2,9 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. уменьшилась на 2,7%, по сравнению с декабрем 2011 г. – на 1,8%. (Приложение Б)
В январе 2012 г. в большинстве организаций республики (68,2%, без учета микроорганизаций и малых организаций негосударственной формы
собственности) уровень заработной платы составил от 2 до 3 млн. рублей.
В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе 2012 г. составила 2 515,1 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2011 г. увеличилась на 17,4%, или на 373,3 тыс. рублей. Реальная заработная плата в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. Уменьшилась на 5,1%, по сравнению с декабрем 2011 г. – увеличилась на 15,2%.[15]
Данные свидетельствуют о том, что заработная плата выше среднего уровня наблюдалась в промышленности, науке и научном обслуживании, па транспорте и в связи, строительстве, информационно-вычислительном обслуживании; ниже среднего уровня — и сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, ЖКХ, здравоохранении, образовании, культуре и искусстве.
Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей. Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216, предусмотрено установление размера минимальной заработной платы на уровне не ниже размера минимального потребительского бюджета семьи из четырёх человек на начало года в целях обеспечения её уровня не менее трети от средней заработной платы за отчётный период.
Постановлением Совета
Необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда, была определена положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4).
В
целях реализации положений подпунктов
7.1 и 7.2 пункта 7 Директивы № 4 принят
Указ Президента Республики Беларусь
от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах
по совершенствованию
придание
рекомендательного характера
расширение
прав нанимателей в вопросах повышения
тарифных ставок (окладов) работников
и установления выплат стимулирующего
характера;
упорядочение
действующей нормативной
Необходимо отметить, что нормы Указа не отменяют применение ЕТС при установлении оплаты труда работников, а предоставляют нанимателю право выбора определять её либо на основе ЕТС, либо без нее.
Помимо
придания рекомендательного характера
применению ЕТС новизна норм Указа
заключается в:
Информация о работе Оплата труда на предприятии и формы её совершенствования