Оплата труда на предприятии и формы её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:55, курсовая работа

Описание

Объект исследования – оплаты труда и организация заработной платы в РБ.
Предмет исследования – теоретические представления об составных элементах и принципах построения системы оплаты труда.
Цель работы: провести анализ сущности оплаты труда на предприятии; проследить, как оплата труда влияет на экономику; выявить особенности осуществления планирования средств на оплату труда; определить основные проблемы данной темы; рассмотреть инструменты регулирования заработной платы; дать оценку и провести сравнительную характеристику эффективности государственного регулирования заработной платы в Республике Беларусь.

Содержание

1.Организация оплаты труда в РБ 4
1.1 Экономическое значение важнейших элементов оплаты труда 4
1.2. Организация заработной платы 9
1.3. Совершенствование организации оплаты труда на основе зарубежного опыта 13
2.Необходимость и возможность регулирования оплаты труда на современном этапе развития рыночной экономики в Беларуси 18
2.1. Механизм регулирования оплаты труда 18
2.2 Оплата труда в Республике Беларусь: динамика, состояние, проблемы 23
3. Направления совершенствования оплаты труда в РБ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Приложение А 33
Приложение Б 34

Работа состоит из  1 файл

Теоретическая часть.docx

— 146.02 Кб (Скачать документ)

    -присвоением  каждому работнику постоянных (относительно  постоянных) коэффициентов, комплексно  характеризующих его квалификационный уровень и определяющих в основном его трудовой вклад в общие результаты труда по данным о предыдущей трудовой деятельности работника или группы работников;

    - присвоением каждому работнику  коэффициентов трудового участия  (КТУ) в текущих результатах  деятельности, дополняющих оценку  его квалификационного уровня. [10, с.177] 

 

    

    2.Необходимость  и возможность  регулирования оплаты  труда на современном  этапе развития  рыночной экономики  в Беларуси

    2.1. Механизм регулирования  оплаты труда

 

    К методам регулирования оплаты труда  относится: 

    · система социального партнерства;

    · рыночное саморегулирование;

     · государственное регулирование. 

    Социальное  партнерство — форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов  работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы. В основе социального партнерства лежит разработка коллективного договора.

    Коллективный  договор — это нормативный  акт, регулирующий трудовые и социально-экономические  отношения между нанимателем  и работающими у него работниками.

    Коллективные  договоры могут заключаться в  организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции  этих подразделений). 

    Коллективный  договор устанавливает права  и обязанности сторон (профсоюзный  комитет, с одной стороны, и руководство  предприятия, с другой) в таких  областях, как: 

    · npоизводственно-экономическая;

    · оплата труда;

    · дополнительные льготы и гарантии работникам;

    · жилищное строительство;

    · охрана труда;

    · вопросы быта;

    · медицинское обслуживание;

    · культурно-массовая и оздоровительная  и спортивная работа;

    · обеспечение правовых гарантий деятельности профсоюзного комитета, профсоюзного актива;

    · ответственность сторон за неисполнение коллективного договора. 

    Примерное содержание коллективного договора в части касающейся onлаты труда  дано в Законе РБ «О коллективных договорах  и соглашениях» (статья 5) и в Рекомендациях  по совершенствованию механизма  договорного регулирования оплаты труда.

    В отличие от коллективного договора, трудовой договор регулирует отношения  между нанимателем и работником. [11, с.99]

    Трудовой  договор — соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется  выполнять paботу по определенной одной  или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей  квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется, предоставлять работнику обусловленную  трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашениями сторон, своевременно уплачивать работнику заработную плату.

    Основные  функции государственного регулирования  оплаты труда. Государство должно: 

    · обеспечивать установление гарантий в  области заработной платы;

    · создавать систему социальных стандартов, характеризующих не только минимально достаточный уровень жизни населения, но и динамику его повышения;

    · обеспечивать сохранение покупательской способности через индексацию заработной платы и адаптацию ее к расширению платности социальных услуг и  жилья;

    · не допускать дискриминации среди  работников и субъектов хозяйствования в отношении заработной платы. 

    Практическая  реализация функций государственного регулирования выражается прежде всего, в установлении и разработке механизма  формирования: 

    1) минимальной заработной платы (МЗП);

    2) минимального потребительского  бюджета (МБП);

    3) бюджета прожиточного минимума (БПМ);

    4) индексации заработной платы;

    5) разработки и утверждения Единой  тарифной системы (ЕТС). [12] 

    Минимальная заработная плата (МЗН) — государственный, минимальный, обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику  нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Трудовым кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда.

    В МЗП не включаются: доплаты, надбавки, премии и иные компенсационные выплаты.

    Размер  МЗП определяется Советом Министров PБ в абсолютной сумме. При этом не должно ухудшаться сложившееся соотношение  между размером месячной MЗП и социальными  нормативами (МПБ, БПМ). МЗП не будет  использоваться и качестве норматива  для расчета размеров пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также налогов, сборов, штрафов и иных платежей

    Минимальный потребительский бюджет (МПБ) — представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг  для удовлетворения основных физиологических  и социально-культурных потребностей человека.

    МПБ включает такой набор товаров  и услуг, в ценах реальных закупок, который представляет уровень и  структуру потребления минимально допустимые при достигнутом состоянии  экономического развития страны. Для  определения минимального потребительского бюджета определяют минимальную  материальную обеспеченность, натурально-вещественной формой которой является потребительская  корзинка. [13, с.112] 

    Структура потребительской корзинки:

    · расходы на питанье;

    · одежда, белье, обувь;

    · лекарства, предметы санитарии и гигиены;

    · мебель, предметы культурно-бытового назначения;

    · жилье, коммунальные услуги;

    · культурно-просветительские мероприятий, отдых;

    · бытовые услуги, транспорт, связь;

    · содержание детей в детском дошкольном учреждении;

    · обязательные платежи, взносы. 

    Для стоимостной оценки потребительской  корзины используются средние цены покупок товаров и услуг с  учетом всех видов торговли: розничной, индивидуальной, торговли на колхозном  рынке.

    В потребительскую корзинку включаются непродовольственные товары, уровень  обеспеченности которыми достиг и превышает 70% среди всего населения. Параметры МБП пересматриваются по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза за квартал.

    Индексация  заработной платы (дохода) — метод  компенсации уменьшения доходов  граждан в случае повышения цен, ведущих к снижению уровня жизни.

    Индексация  заработной платы производится в  том случае, если индекс потребительских  цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает 5%.

    Индексация  заработной платы осуществляется на величину индекса потребительских  цен по шкале нормативов, устанавливаемой  Правительством РБ. [14, с.187]

 

2.2 Оплата труда в Республике Беларусь: динамика, состояние, проблемы

 

    Заработная  плата является одним из показателей  обеспечения достойного уровня жизни  граждан. Начиная с 1996 г. как результат замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь начался рост номинальной и реальной заработной платы. В таблице (Приложение А, Рис. А1) представлена динамика среднемесячной заработной платы за период с 2004 по 2009гг. в номинальном выражении в белорусских рублях  и в пересчете на доллары США. За исследуемый период своего максимума в долларах — 456,4 долларов — средняя зарплата достигла в декабре 2010 года.

    Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе 2012 г. составила 2 880,6 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2011 г. увеличилась на 0,1%, или на 2,9 тыс. рублей.

    Реальная  заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. уменьшилась на 2,7%, по сравнению с декабрем 2011 г. – на 1,8%. (Приложение Б)

    В январе 2012 г. в большинстве организаций  республики (68,2%, без учета микроорганизаций и малых организаций негосударственной формы

собственности) уровень заработной платы составил от 2 до 3 млн. рублей.

    В бюджетных организациях номинальная  начисленная среднемесячная заработная плата в январе 2012 г. составила 2 515,1 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2011 г. увеличилась на 17,4%, или на 373,3 тыс. рублей. Реальная заработная плата в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. Уменьшилась на 5,1%, по сравнению с декабрем 2011 г. – увеличилась на 15,2%.[15]

      Данные свидетельствуют о том, что заработная плата выше среднего уровня наблюдалась в промышленности, науке и научном обслуживании, па транспорте и в связи, строительстве, информационно-вычислительном обслуживании; ниже среднего уровня — и сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, ЖКХ, здравоохранении, образовании, культуре и искусстве. 

    Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в  материальных благах и услугах, экономических  возможностей республиканского и местных  бюджетов, а также нанимателей. Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216, предусмотрено установление размера минимальной заработной платы на уровне не ниже размера минимального потребительского бюджета семьи из четырёх человек на начало года в целях обеспечения её уровня не менее трети от средней заработной платы за отчётный период.

      Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 9 декабря  2011 г. № 1666 «Об установлении  размера минимальной заработной  платы» с 1 января 2012 г. месячная  минимальная заработная плата  установлена в размере 1000000 руб., часовая – 5930 рублей. [16] 

 

3. Направления совершенствования  оплаты труда в  РБ

 

    Необходимость исключения излишнего регулирования  рынка труда, была определена положениями  Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской  инициативы и стимулировании деловой  активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4).

    В целях реализации положений подпунктов 7.1 и 7.2 пункта 7 Директивы № 4 принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах  по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ), которым  предусмотрено:  

    придание  рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС) и расширение прав субъектов предпринимательской  деятельности в части формирования условий оплаты труда их работников;  

    расширение  прав нанимателей в вопросах повышения  тарифных ставок (окладов) работников и установления выплат стимулирующего характера;  

    упорядочение  действующей нормативной правовой базы, регулирующей условия оплаты труда.  

    Необходимо  отметить, что нормы Указа не отменяют применение ЕТС при установлении оплаты труда работников, а предоставляют  нанимателю право выбора определять её либо на основе ЕТС, либо без нее.

    Помимо  придания рекомендательного характера  применению ЕТС новизна норм Указа  заключается в: 

Информация о работе Оплата труда на предприятии и формы её совершенствования