Оплата труда на предприятии и формы её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:55, курсовая работа

Описание

Объект исследования – оплаты труда и организация заработной платы в РБ.
Предмет исследования – теоретические представления об составных элементах и принципах построения системы оплаты труда.
Цель работы: провести анализ сущности оплаты труда на предприятии; проследить, как оплата труда влияет на экономику; выявить особенности осуществления планирования средств на оплату труда; определить основные проблемы данной темы; рассмотреть инструменты регулирования заработной платы; дать оценку и провести сравнительную характеристику эффективности государственного регулирования заработной платы в Республике Беларусь.

Содержание

1.Организация оплаты труда в РБ 4
1.1 Экономическое значение важнейших элементов оплаты труда 4
1.2. Организация заработной платы 9
1.3. Совершенствование организации оплаты труда на основе зарубежного опыта 13
2.Необходимость и возможность регулирования оплаты труда на современном этапе развития рыночной экономики в Беларуси 18
2.1. Механизм регулирования оплаты труда 18
2.2 Оплата труда в Республике Беларусь: динамика, состояние, проблемы 23
3. Направления совершенствования оплаты труда в РБ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Приложение А 33
Приложение Б 34

Работа состоит из  1 файл

Теоретическая часть.docx

— 146.02 Кб (Скачать документ)

    установлении единого норматива в размере 80 процентов средств направляемых на выплату премий и надбавок, в отношении только организаций-монополистов, что будет соответствовать положениям пункта 1 Директивы № 4 в части сохранения государственного регулирования цен на их продукцию;  

    создании  условий для повышения тарифных ставок (окладов) работников в зависимости  от эффективности хозяйствования и  в пределах имеющихся финансовых возможностей для всех субъектов  предпринимательской деятельности, в том числе и государственной  формы собственности. При этом будут сохранены условия их повышения, предусмотренные законодательством (своевременные расчёты по налогам и иным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, а также отсутствие задолженности по выплате заработной платы работникам).  

    Предоставление  нанимателю права выбора определять оплату труда работников либо на основе ЕТС, либо без нее будет способствовать:  

    формированию  рыночных стимулов для повышения  инновационной активности всех субъектов  хозяйствования;  

    обеспечению прозрачности и простоты начисления заработной платы, устанавливая её уровень  в зависимости от вклада каждого  конкретного работника в конечные результаты деятельности организации, что повысит инициативу, качество и производительность труда;

    привлечению и удержанию высококвалифицированных  специалистов;  

    улучшению инвестиционной привлекательности  для иностранных инвесторов в  связи с предоставлением возможности  самостоятельно определять размеры оплаты труда по категориям работников и в целом структуру системы их стимулирования;  

    внедрению в республике прогрессивного мирового опыта в области мотивации  оплаты труда. [17]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    В условиях рыночной экономики произошли  заметные изменения в оплате, которая  ставится в зависимость не только от результатов труда работников, но и от эффективности деятельности производственных подразделений.

    Оплата  труда - это заработок, рассчитанный, как правило, в денежном выражении, который по трудовым договорам собственник  или уполномоченный им орган выплачивает  за выполненную работу или предоставленные  услуги[12, с.56].

    Оплата  труда работников производится в  виде заработной платы и устанавливается  каждым предприятием самостоятельно, исходя из финансовых возможностей и  особенностей производственного процесса. Однако основные принципы организации  заработной платы, в том числе  и начисление средней заработной платы, являются общими для предприятий  всех форм собственности и оговариваются  в кодексе законов о труде  Республике Беларусь.

    Предприятие должно обеспечивать точный расчет оплаты труда каждого работника в  соответствии с количеством и  качеством затраченного труда, действующими формами и системами его оплаты.

    Предприятие самостоятельно, но в соответствии с законодательством, устанавливает  штатное расписание, формы и системы  оплаты труда, премирования. Учет труда  и заработной платы - один из самых  важных и сложных участков работы, требующих точных и оперативных  данных, в которых отражается изменение  численности работников, затраты  рабочего времени, категории работников, производственных затрат[8, с.56].

    Учет  труда и заработной платы занимает одно из центральных мест во всей системе  учета на предприятии. Заработная плата  является основным источником доходов  работников фирмы, предприятия.

    Трудовые  доходы работника определяются его  личным трудовым вкладом с учетом конечных итогов деятельности предприятия  или фирмы. Они регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда устанавливается законодательством.

    Величина  оплаты труда зависит от ряда социально-производственных факторов.

    Анализ  положения, сложившегося в стране с  оплатой труда, оценка тенденций  формирования последней в среднесрочной  перспективе свидетельствуют о  крайне несовершенных методах ее регулирования при помощи, как  договорных механизмов, так и государственных (нормативных, налоговых и бюджетных) методов.

    Социальные  процессы в современной Белоруссии носят сложный и зачастую противоречивый характер. Положительные тенденции  стабилизации уровня жизни населения, наблюдающиеся в последние четыре года, еще не позволили достичь  даже достаточно низкого дореформенного уровня доходов населения[11, с.45].

    Главное условие проведения экономических  и социальных реформ - их системность. Многочисленные факты свидетельствуют  о том, что, например, невозможно реформировать  пенсионную систему или систему  регулирования рынка труда, оставляя в «замороженном виде» ПМ, не приводя  систему оплаты труда к цивилизованному  виду.

    В условиях катастрофически высокой  поляризации доходов населения  важно, используя опыт западноевропейских стран, сформировать и внедрить рыночные механизмы по выравниванию и перераспределению  доходов, отказаться от архаичных среднестатистических методов оценки состояния и динамики доходов населения.

    Одним из самых значимых барьеров на пути начавшегося экономического оживления  остается дефицит хорошо оплачиваемых рабочих мест. Требуется существенный пересмотр государственной и местной политики занятости и регулирования доходов, формирования четких ориентиров для работодателей.

    Нужна государственная программа регулирования  заработной платы, позволяющая мотивировать россиян к творческому и эффективному труду.

    С переходом предприятий на рыночные отношения они получили большую  самостоятельность в области  оплаты труда. Как показывает анализ, предприятия в этот период стали  чаще применять повременно-премиальную  и бестарифную системы оплаты труда, а также оплату труда по контракту. Выявились и негативные стороны в оплате труда, смысл  которых заключается в следующем:

  • на некоторых предприятиях стал допускаться слишком большой разрыв в оплате труда между работниками, получающими минимальную зарплату, руководителем предприятия и его заместителями. Это соотношение иногда достигает 1:15, 1:20 и более;
  • на многих предприятиях, особенно крупных и средних, стали задерживать выплату зарплаты и производить натуральную оплату, что связано с общими неплатежами и плохим финансовым положением этих предприятий.

    На  каждом предприятии должен разрабатываться  план по труду и зарплате, цель которого заключается в изыскании резервов по улучшению использования рабочей  силы и на этой основе повышении  производительности труда. При этом план должен быть разработан так, чтобы  темпы роста производительности труда опережали темпы роста  заработной платы[8, с.66]. 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Конвенция № 95 об охране заработной платы, Женева, 1949 г.
  2. Базылев, Гурко. Микроэкономика: уч.пособие / С.П.Гурко. – Минск, Современная школа, 2007. – 296 с.
  3. Алексеев, Берестова. Социальная политика: уч. пособие / Алексеев. – Москва, 2002 г. – 548 с.
  4. Маркс К., Энгельс Ф., соч. Т.23
  5. Долан, Домненко, Экономикс. / Долан. Минск, 1994 г. – 103с.
  6. Базылев, Гурко. Экономическая теория: уч.пособие / С.П.Гурко. – Минск, Современная школа, 2007. – 456 с.
  7. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З.
  8. Постановление Совмина от 27.09.2010 N 1382.
  9. Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 20.09.2002 № 123
  10. В_А_Григорьев, Н_Н_Влад. Доплаты, надбавки, премии: пособие / В.А.Григорьев. – Минск: Консультант Плюс, 2009.
  11. Электронная библиотека общего пользования Википедия. Адрес: . http://ru.wikipedia.org/wiki/Индексация
  12. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2008 N 2020 "Об установлении размера минимальной заработной платы") Письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2006 N 21/957.
  13. Сборник нормативных актов о труде в 8 томах, Т. 3. Заработная плата./ Б.А.Волков. – Минск.: Амалфея, 1997. – 896с
  14. Бубен А.А. Организация заработной платы в современных условиях / А.А.Бубен // Вестник БГЭУ – 2009 №5.
  15. Сайт Национального статистического комитета Республики беларусь.Адрес: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/wages.php
  16. Сайт Министерства Труда Республики Беларусь. Адрес: http://mintrud.gov.by/
 

 

Приложение А

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок А.1 – Динамика средней заработной платы в Республике Беларусь

Примечание –  Источник: Собственная разработка на основе [15] 

 

Приложение Б

 
 
 

 
 

Таблица Б.1 – динамика заработной платы в РБ.[15]


Информация о работе Оплата труда на предприятии и формы её совершенствования