Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:44, курсовая работа
Виды организации субъектов хозяйствования. Адаптация структур к условиям рынка. Акционерная собственность, ее образование и организация. Собрание акционеров. Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом. Кадры руководителей в акционерных обществах.
Акционерные
общества с государственным капиталом
занимают обширный сектор российской
экономики. Это выдвигает задачу научиться
управлять такими обществами с учетом
их специфики, стимулируя при этом в максимально
возможной мере предпринимательскую активность.
По критерию участия в капитале и влияния
государства на управление можно выделить
три группы акционерных обществ: 1) со 100-процентным
государственным капиталом; 2) с принадлежащим
государству контрольным пакетом акций;
3) с государственным пакетом акций, не
являющимся контрольным.
Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм.
Государство-акционер
непосредственно не управляет производством,
оно лишь ориентирует и контролирует деятельность
своих представителей в акционерном обществе.
Все это является предпосылкой для коммерциализации
деятельности рассматриваемых обществ
и, как результат, повышения эффективности
производства. Тем не менее эффективность
деятельности акционерного общества со
100-процентным государственным капиталом
в значительной степени зависит от влияния
аппарата государственного управления
на руководящие органы общества. Государственный
орган в зависимости от конкретных обстоятельств
может, например, настоять на инвестировании
средств в проекты, не обеспечивающие
долговременного эффекта, или на выпуске
малорентабельной продукции. В этих условиях
конкурентоспособность таких предприятии
падает, хозяйственные показатели резко
снижаются, сама идея создания подобного
акционерного общества извращается.
Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между государственными органами и органами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе "Об акционерных обществах". В акционерном обществе со 100-процентным государственным капиталом, где государство выступает в качестве единственного акционера, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа общества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акционерного общества с государственными органами, сводится к разумному сочетанию "свободы рук" государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства.
Более перспективны
акционерные общества, в которых
государству принадлежит
Существуют
производства, перевод которых в
частные акционерные общества недопустим
либо с точки зрения безопасности страны,
либо по другим экономическим или социальным
мотивам. Они подвергаются частичной приватизации.
В таких обществах, где государственный
капитал превалирует или составляет весомую
часть, роль государства в управлении
возрастает.
Управление
акционерными обществами с государственным
контрольным пакетом акций
Роль представителя
государства трудно переоценить. Это
не просто контролер, стоящий на страже
государственных интересов. Это еще
и активный член органов управления акционерным
обществом, от которого требуется выработка
политики компании, проведение ее в жизнь,
принятие решений, участие в разработке
стратегии развития. С помощью своих представителей
государство оказывает влияние на объем
и направление инвестиций и другие вопросы
политики акционерного общества.
Функции и
права представителя
Кадры руководителей
в акционерных обществах
До перехода на рыночные отношения в экономике, в условиях действовавшей в течение многих десятилетий централизации управления, государственные органы устанавливали единые требования по таким функциям управленческой деятельности, как планирование производства, оплата труда, техническое развитие производственной базы, порядок материально-технического снабжения и сбыта, состав кооперационных связей, ценообразование на продукцию и услуги, размещение и размеры предприятий, планирование численности работников всех категорий и т. д. Это не оставляло никакого простора для самостоятельного принятия управленческих решений.
Еще более
жестко регламентировались решения
стратегического характера - о размерах
и направлениях использования капитальных
вложений, о номенклатуре продукции,
о ее эксплуатационных характеристиках,
о показателях качества и надежности.
Государственная регламентация всех этих
вопросов дополнялась ведомственными
нормами, устанавливавшими внутриотраслевую
специализацию, коэффициенты использования
материалов, организационную структуру
предприятий и т. п. В этих условиях руководитель
в процессе своего должностного роста
приобретал навыки и связи, позволяющие
получать централизованные капитальные
вложения, корректировать планы выпуска
продукции в сторону уменьшения, добиваться
льготных условий финансирования и снабжения
и т. п.
Ограниченность навыков управленческого корпуса, особенно его высшего звена, дала о себе знать с начала радикальной экономической реформы, направленной на переход к рыночным отношениям. Выяснилось, что многие руководители, в том числе и акционерных обществ, не умеют организовать работу в соответствии с запросами потребителей, в интересах удовлетворения спроса, не могут самостоятельно устанавливать эффективные связи по кооперации. Для них оказалось сложным определять возможности и направления использования инвестиционных ресурсов, принимать стратегические решения, ориентироваться на финансовых и товарных рынках, использовать гибкие формы организации труда, производства и управления, выйти из жестких рамок привычных, централизованно устанавливаемых регламентов, реализовать главное качество хозяйственного руководителя - предприимчивость. В новых условиях в составе кадров руководителей акционерных обществ должны произойти коренные изменения, отвечающие требованиям и задачам новых социально-экономических отношений.
Кадровый потенциал
управления представляет собой сложную
структуру, объединяющую работников с
различными профессионально - квалификационными
характеристиками. Важнейшими составляющими
этой структуры в современных условиях
являются:
* руководители
низшего звена, обладающие необходимыми
знаниями и опытом непосредственного
управления производством и персоналом;
* руководители
среднего звена, обладающие
* руководители
высшего звена, обладающие
* особый корпус
руководителей, способных
На данном
этапе российских реформ наиболее актуальной
является проблема повышения квалификации
руководителей высшего звена. Необходимо
организовать учебу высших руководителей
на специальных курсах (семинарах) с приглашением
в качестве преподавателей специалистов
ведущих консалтинговых фирм. Основным
содержанием такой учебы должны быть основы
производственно-хозяйственной деятельности
в условиях рыночной экономики, финансовый
менеджмент, трудовое право, вопросы социальной
защиты работников и т. д. Распространению
опыта управления акционерными обществами,
успешно приспосабливающимися к новым
условиям, могут способствовать публикации
в специальной литературе и выступления
в средствах массовой информации, проведение
конференций и т. п. Заслуживает, в частности,
внимательного изучения и уже сложившийся
опыт реформирования многих предприятий.
Принципиально важно формировать у высших управленцев позитивную социальную ориентацию. Российской экономике нужны работники нового социального типа, имеющие широкие знания в области финансов, маркетинга, делового администрирования и соответствующий опыт работы. Необходимо создать особый корпус руководителей, способных осуществлять антикризисное управление, внешнее управление, войти в состав команд сопровождения при смене руководителей. Здесь требуется целевая система отбора и подготовки специалистов.
Развитая рыночная
экономика базируется недостаточно
отлаженной системе взаимодействия различных
форм собственности, среди которых особое
место занимает государственная собственность.
Государство,
с одной стороны, выступает как
собственник имущества и как
предприниматель, а с другой - как
регулятор социально-экономических процессов.
Государственная собственность является
важнейшим инструментом проведения в
жизнь политики государства. Поэтому первостепенное
значение приобретает проблема эффективного
управления всеми формами государственной
собственности. Среди них выделяется непосредственная
собственность государства, находящаяся
под его прямым контролем; государственная
акционерная собственность со 100-процентным
участием государства в акционерном капитале;
смешанная государственно-частная собственность
с контрольным пакетом акций в руках государства;
акционерное участие государства в капитале
частных фирм.
Процесс формирования
государственной собственности
осуществляется, как правило, следующими
путями: 1) на основе национализации государством
объектов, находящихся в частной или смешанной
собственности; 2) создания новых объектов
за счет средств государственного бюджета;
3) выкупа государством объектов у частного
капитала.
Величина государственного сектора в каждой стране различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями страны, современной стадией ее развития, ее местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социально-экономическими, историческими, культурными и другими особенностями. В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или ной мере в разные периоды входили земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связь (телеграф и телефон, почта) и т. п.
Масштабы государственной
собственности значительно
В странах
с развитой рыночной экономикой существует
несколько типов
Информация о работе Организационная обособленость предприятия