Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:44, курсовая работа
Виды организации субъектов хозяйствования. Адаптация структур к условиям рынка. Акционерная собственность, ее образование и организация. Собрание акционеров. Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом. Кадры руководителей в акционерных обществах.
Государственные
предприятия являются инструментом
проведения политики государства. С
помощью создания тех или иных
предприятий государство может оказывать
регулирующее воздействие на рынок по
таким направлениям, как повышение занятости
населения, осуществление проектов, имеющих
высокую степень риска, антиинфляционные
меры (в том числе снижение цен и отказ
от прибыли в периоды роста инфляции),
содействие местным товаропроизводителям
и поставщикам сырья и комплектующих изделий
на предприятия государственного сектора,
выравнивание уровней экономического
развития регионов, субсидирование определенных
категорий потребителей. При этом государственные
предприятия в силу возложенных на них
общегосударственных задач пользуются
определенными гарантиями государства
- это и различного рода субсидии, и гарантии
от банкротства, и освобождение от обязательств
по импорту, и преимущества в государственных
закупках и т. д.
Следует учитывать,
что государственные
В индустриально
развитых странах в последние десятилетия
прежние способы централизованной государственной
политики с широким государственным вмешательством
в экономику, значительной государственной
поддержкой определенных секторов промышленности
были заменены рыночно ориентированной
политикой, включающей дерегулирование,
денационализацию, налоговую реформу,
избирательную помощь ограниченной группе
отраслей высоких технологий, а также
социально значимым сферам. Это связано
с необходимостью уменьшения чрезмерных
бюджетных расходов на административные
цели, повышения эффективности и стимулирования
конкурентоспособности отраслей, испытывающих
чрезмерную опеку правительства, удешевления
государственного управления за счет
сокращения изживших себя административных
структур, формирования качественно нового
типа информационных систем. Масштабы
ослабления прямого государственного
регулирования, передачи в частное управление
государственных предприятий разнятся
от страны к стране, зависят от сложившихся
моделей управления экономикой.
Новые подходы к управлению государственной собственностью проявляются в ходе приватизации. Во многих странах запрещается приватизация отраслей инфраструктуры, отличающихся высокой капиталоемкостью. Сюда относятся: электроэнергетика, каналы, трубопроводы, портовые сооружения, почта, связь, железные дороги и пр. Государство выполняет активную функцию, направляя и координируя приватизационный процесс. Как правило, приватизация государственной собственности включает несколько этапов: 1) определение конечной цели проекта приватизации конкретного предприятия; 2) подготовка программы приватизации; 3) выбор механизма приватизации; 4) оценка ситуации на рынке, маркетинг, поиск потенциальных покупателей акций, продажа акций.
Часто государство
предпочитает реализовывать на рынке
небольшой пакет акций приватизируемого
предприятия. Сохранение контрольного
пакета акций в руках государства позволяет
ему осуществлять регулирующие функции
в конкретной компании, в частности предупреждать
возможность использования ею своего
монопольного положения на рынке. Государство,
оставив за собой контрольный пакет акций,
получает возможность увеличить капитал
без потери контроля над конкретным видом
деятельности. Кроме того, в ряде случаев
за государством остается "золотая
акция", дающая право накладывать вето
на решения руководства компании. Существует
ряд других механизмов, противодействующих
сосредоточению в руках одного акционера
слишком большого пакета акций. Государство
часто осуществляет и одновременно контролирует
приватизацию посредством продажи акций
на рынках ценных бумаг. В других случаях
приватизация осуществляется через аукционы
или заключение сделок с отдельными покупателями.
В ряде стран
государство берет на себя финансирование
строительства капиталоемких
В современных
условиях определенной модификации
подвергается государственное
Существуют
также смешанные предприятия
акционерного типа, часть акций которых
принадлежит федеральному правительству,
а часть местным органам
Принципиальное значение имеет проблема разграничения объектов федеральной и региональной собственности и механизмов управления государственной собственностью на разных уровнях. Предприятия, относящиеся к федеральной собственности, создаются за счет средств федерального бюджета или в результате национализации объектов частной собственности федеральным правительством. Соответственно, управление и контроль за деятельностью этих предприятий осуществляют определенные федеральные органы в зависимости от того, является ли это предприятие объектом прямого государственного управления или же его деятельность подлежит косвенному регулированию.
Информация о работе Организационная обособленость предприятия