Организационная структура и механизм управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:11, контрольная работа

Описание

Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.
Механизм управления включает в себя следующие компоненты:
- принципы и задачи управления;
- организационная структура органов управления и его персонала;
- экономические и юридические методы и ограничения;
- информация и технические средства ее обработки.

Работа состоит из  1 файл

Организационная структура и механизм управления предприятием (1).doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

1. Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.

Механизм управления включает в себя следующие компоненты:

- принципы и задачи управления;

- организационная  структура органов управления  и его персонала;

- экономические  и юридические методы и ограничения;

- информация  и технические средства ее  обработки.

2. Основа построения механизма управления предприятием

Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.

Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.

Две трактовки  понятия «управление»:

1) как процесс управления организацией – управленческая деятельность;

2) как механизм управления.

Объект теории управления – это управление как процесс и как механизм.

Для определения  предмета теории управления необходимо рассмотреть процесс формирования научной теории.

Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.

Основные этапы  развития теории управления:

Первый этап развития теории управления: изучение генезиса механизма управления и основных этапов его становления, возникновение механизма управления и мировоззренческое философское обобщение модели механизма управления.

Необходимо проанализировать исторические тенденции мирового развития науки управления; аспекты управления и сравнительные характеристики типов цивилизации. На этом этапе анализируется эволюция школ научного управления и вклад различных школ в теорию управления.

Содержание первого  этапа составляют философские и  исторические основы теории управления.

Второй этап: определение понятия управления, системы управления, цели и функции теории управления, понятия управленческого решения и управляющие воздействия, а также основные свойства организационного управления.

Третий этап: формулирование на основе познания объективных законов в теории управления соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией.

Четвертый этап изучения и исследования теории управления: методика выработки и принятия решения, планирование организации, контроль, система коммуникаций и мотивации управленческой деятельности.

Пятый этап: изучение и исследование процессов управления, создание системы управления (функциональной структуры, организационной структуры, схемы организационных отношений, профессионализма персонала), а также техники управления (системы документооборота, системы связи и телекоммуникаций, автоматизированные системы управления, компьютерная и оргтехника, офисная мебель).

Шестой этап развития теории управления – создание методологических основ оценки эффективности управления. Этот этап включает: цели, принципы, критерии и методы оценки эффективности управления.

3. Задачи и основные принципы управления предприятием

  Одной из важнейших задач менеджмента, позволяющей обеспечить прибыльность предприятию, является организация  производства товаров и услуг  с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и  человеческих ресурсов. Это будет способствовать не только обеспечению рентабельности деятельности предприятия, но и созданию и сохранению его стабильного положения на рынке. Также в условиях современной рыночной экономики актуальной задачей менеджмента является систематический поиск и освоение новых каналов рынка.

  Задачи  менеджмента непрерывно усложняются  по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими  объемами ресурсов — материальных, финансовых, человеческих и т. д. Кроме  того, в зависимости от специфики (вида) менеджмента, цели и задачи имеют различное значение.

  Основными задачами менеджмента являются следующие:

  — организация производства товаров  и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;

  — переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

  — стимулирование сотрудников организации  путем создания для них соответствующих  условий труда и системы его  оплаты;

  — определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

  — разработка стратегии развития организации и реализация;

  — определение целей развития организации;

  — выработка системы мероприятий  для достижения намеченных целей;

  — осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением  поставленных задач.

  Если  обратиться к практической стороне проблемы, то в процессе управления предприятиями необходимо эффективное решение комплекса задач, основные виды которых в общем случае могут быть определены следующим образом:

  ·           управление финансами;

  ·           управление производством;

  ·           управление сбытом и снабжением;

  ·           управление внутренними службами;

  ·           управление кадрами.

  В зависимости от особенностей и масштаба предприятия каждый из выделенных видов  может включать в себя значительное число отдельных задач. В принципе подобные задачи возникают и при управлении малым предприятием, однако их реальный объем позволяет обеспечить удовлетворительное решение традиционными средствами бухгалтерского учета.

  Напомним, кстати, что в общем случае на предприятии можно выделить как минимум три вида учета:

  ·           оперативный учет – обеспечивает сбор первичной информации и является основным поставщиком данных для остальных видов учета;

  ·           управленческий учет – направлен на получение информации для детального анализа деятельности предприятия, прогнозирования и принятия решений;

  ·           бухгалтерский учет – обеспечивает получение необходимой бухгалтерской отчетности;

  Особенностью  решения задач управления на средних  и крупных предприятиях является необходимость использования в качестве одной из основ для принятия решений данных управленческого учета.

  Управленческий  учет представляет собой систему  сбора, обработки и предоставления информации высшему менеджменту  для принятия последним различных  управленческих решений. В этом его главное отличие от традиционного финансового (бухгалтерского) учета, ориентированного главным образом на внешних пользователей – кредиторов, акционеров, фискальные органы. Существующая система бухгалтерской отчетности все в меньшей степени отвечает современным требованиям к полноте, достоверности, оперативности информации, необходимой руководству предприятия. Управленческий учет является информационным инструментом контроллинга – концепции управления деятельностью предприятия путем реализации следующей циклической последовательности действий: оценка текущего состояния - принятие управленческих решений – составление плана реализации принятых решений – контроль реализации плана – анализ нового текущего состояния (сравните с «петлей управления», рассмотренной выше).

  Отметим, что для предприятий особенно важна комплексность при решении  выделенных видов задач управления.

 Принцип -- это основное правило, требование, идея управления, основа.

мы сформулировали следующие принципы управления коммерческими процессами в производственной организации:

· принцип ориентации на рынок;

· принцип федерализма;

· принцип межфункциональной  интеграции;

· принцип организационной  гибкости;

· принцип профессионализации коммерческой деятельности;

· принципы эффективного организационного сжатия;

· принципы сокращения логистического сжатия;

· принцип обеспечения  аккумулирования коммерческого  опыта и потенциала;

· принцип укрепления стратегических партнёрских связей;

· принцип обеспечения  информационной прозрачности внешней и внутренней среды.

Раскроем содержание каждого из перечисленных принципов.

Принцип ориентации на рынок предполагает, что в структуре коммерческой подсистемы приоритетное место должна занимать работа по мониторингу и исследованию внешней среды. Ориентация коммерческой деятельности на рынок, кроме того, означает, что критерием принятия тех или иных решений по продвижению и продажам должно быть чёткое представление о потенциальных покупателях и модели их покупательского поведения. Ориентация на рынок должна касаться не только рынка покупателя, она должна относиться и к рынку поставщика. Работа по изучению и воздействию на покупателей и поставщиков должна быть увязана в единую маркетинговую систему.

Принцип федерализма. Федерализм в управлении коммерческой деятельностью производственного предприятия включает следующие моменты.

Согласно принципу федерализма верхушка управленческой иерархии приобретает вид центра. Такой центр уже не пытается контролировать всё и вся, отдавать бесчисленные распоряжения. Управленческая значимость центра проявляется в том, что он является эксклюзивным обладателем информационных, технологических и других ресурсов. Бывшие исполнительские позиции управленческой иерархии наделяются значительной свободой в принятии решений; при этом их деятельность во многом начинает предпринимательский характер. Другими словами, коммерческие работники начинают разбиваться на мелкие предпринимательские бригады, для которых центр становится жизненной необходимостью в качестве информационной, исследовательской базы, в качестве методического, технологического и даже финансового обеспечения. Поэтому центр оказывается в состоянии косвенно воздействовать на периферийные звенья своей структуры, но уже не имеет возможности прямого административного вмешательства.

В федеративной структуре коммерческой службы каждое периферийное отвечает за какой-либо рыночный регион, сегмент или направление  и деятельность организована так, чтобы  точно можно было вычислить вклад  того или иного звена, определить прибыль, которую оно принесло. Отношения между центром и периферийном звеном начинают приобретать форму хозяйственного расчёта. Однако такой хозяйственный расчёт может иметь не гражданско-правовую основу, а основываться на внутрифирменных расчётах.

В федеративной структуре информация оперативного и тактического характера больше не идёт наверх, чтобы потом спуститься в виде тактического решения, оперативной инструкции. Инструкции теперь носят консультативный характер и даются в основном по запросу периферийного звена. Центр сосредотачивается на мониторинге и исследованиях рынка и разработке стратегических решений в области снабжения, продаж, распределения, ценообразования, продвижения. Центр также имеет право заниматься аудитом деятельности периферийных звеньев и требовать от них предоставления любой информации.

Реализация принципа федерализма в управлении коммерческой деятельности позволяет значительно  повысить оперативность принятия коммерческих решений, повысить ответственность  исполнителей за результат, дать возможность  исполнителям проявлять большее творчество, необходимое в коммерции. Кроме того, упрощаются вопросы иерархической координации.

Информация о работе Организационная структура и механизм управления предприятием