Организационно-экономические и правовые формы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:40, научная работа

Описание

Целью моей работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с того периода, когда зародились торговые отношения и, когда началось производство предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1: Становление предпринимательства …………………………5
1.1. Зарождение предпринимательства конец IX-XV вв.…………….5
1.2. Предпринимательская деятельность во второй
половине XV-XVII вв…………………………………………………….8
1.3. Эпоха Петра – стремительное развитие
предпринимательства…………………………………….......................11
Глава 2: Развитие предпринимательства XIX-XX вв……………….14
2.1. Реформа 1861 года и ее последствия……………………………...14
2.2. Годы НЭПа (1921-1926) –оживление
предпринимательской деятельности………………………………….16
2.3. Советский период…………………………………………………....22
Глава 3: Современный этап развития форм предпринимательской деятельности……………………………………………………………...25
3.1. Эволюция организационно-экономических и правовых форм предприятий в России в переходный период…………………………………………...25
3.2.Организационно-экономические и правовые формы предприятий,
их характеристика в настоящее время……………………………….29
3.3. Виды и формы предпринимательской деятельности………….30
3.4.Современные, действующие формы предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………….....44
Список использованной литературы…………………………………47
Приложения……………………………………………………………....49

Работа состоит из  1 файл

МОЛОДЁЖНЫЙ СОЮЗ ЭКОНОМИСТОВ олимпиада.doc

— 820.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 

Глава 1: Становление предпринимательства …………………………5

1.1. Зарождение предпринимательства конец IX-XV вв.…………….5

1.2. Предпринимательская  деятельность во  второй

половине  XV-XVII вв…………………………………………………….8

1.3. Эпоха Петра – стремительное развитие

предпринимательства…………………………………….......................11 

Глава 2: Развитие предпринимательства XIX-XX вв……………….14

2.1. Реформа 1861 года  и ее последствия……………………………...14

2.2. Годы НЭПа (1921-1926) –оживление

предпринимательской деятельности………………………………….16

2.3. Советский период…………………………………………………....22 

Глава 3: Современный этап развития форм предпринимательской деятельности……………………………………………………………...25

3.1. Эволюция организационно-экономических и правовых форм предприятий в России в переходный период…………………………………………...25

3.2.Организационно-экономические и правовые формы предприятий,

их  характеристика в настоящее время……………………………….29

3.3. Виды и формы предпринимательской деятельности………….30

3.4.Современные, действующие формы предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………..34

Заключение…………………………………………………………….....44

Список  использованной литературы…………………………………47

Приложения……………………………………………………………....49

Введение

     Становление и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку, формированию нового социального слоя предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием.

       Актуальность работы. Так же, как дерево без корней и человек без родословной, предпринимательство как институт не может существовать и рационально функционировать без исторических предпосылок. В особенности в связи с экономическим кризисом, когда большое значение имеет опыт прошлого. «Размышления над прошлым могут послужить для будущего». У. Черчилль

       Целью моей работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с того периода, когда зародились торговые отношения и, когда началось производство предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.

       Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  • Рассмотрение и анализ зарождения, становления истоков предпринимательства и предпринимательской среды в период с

       IX-XVII вв..

  • Определение и изучение развития предпринимательства на рубеже IXX-XX вв..
  • Анализ и оценка тенденций, современного этапа развития форм предпринимательской деятельности.

     Как стало уже очевидно, в главе  первой я расскажу о зарождении российского предпринимательства, становлении товарообмена и денежных отношений. Рассмотрю период Ивана Грозного, когда преобладало купечество, и период Петра I с его инвестиционным стимулированием промышленности и новыми экономическими реформами.

     Во  второй главе изложу суть реформы 1861 года- отмены крепостного права, и  ее последствий для предпринимательства. Также рассмотрю вопрос о новой экономической политике (1921-1926 гг.), о ее положительном влиянии на предпринимательскую деятельность.

       В третьей главе я попыталась раскрыть понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе, показать сущность и функции предпринимательства

     Переход к рыночной экономике, юридическое  признание собственности вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное — новых знаний.

     За  терминами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие — сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса.

     Рыночная  среда заставляет предприятие работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности людей, а для этого необходимо выбрать рентабельную форму управления, чтобы наиболее эффективно распределять имеющиеся ресурсы.

     Работа  в условиях рынка требует от предпринимателей и менеджеров высокой компетентности при осуществлении бизнеса. Как подготовить и начать свое дело, каков механизм функционирования предприятий и фирм, в чем суть и движущая сила конкуренции, как построить взаимоотношения предпринимателя с хозяйствующими партнерами, в чем состоит ответственность предпринимателя и т.д.

     Знание  этих проблем, рациональных методов  их решения необходимо как начинающим, так и работающим предпринимателям, руководителям предприятий и экономических служб, студентам, всем, кто проявляет интерес к современной экономической деятельности. 
 
 

     Глава 1. Становление предпринимательства

     1.1 Зарождение предпринимательства IX-IXVвв..

     В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов, ремесленников, миссионеров.

       Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением комплексов факторов, таких как: географические, экономические и политические.

       Небольшой период, пригодный для  ведения сельскохозяйственных работ, как следствие местоположения Древнерусского государства, обусловило сложности в производстве достаточного количества продукции.

     Отсутствие  рынков сбыта, также объясняло низкую производительность сельского хозяйства.

     Таким образом, складывался замкнутый  круг: неблагоприятные погодно-климатические  условия приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей с/х продукции; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Но выход был. Чтобы разорвать замкнутый круг, было необходимо привлечь дополнительный доход к земледелию от различных промыслов: рыболовства, дубления кожи и ткачества. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы. Итак, создавались предпосылки для проявления ростков предпринимательства в Древнерусском государстве.

     Для понимания специфики развития товарных отношений того времени, следует не забывать принимать во внимание и усилия для обороны огромной территории и освоения новых земель. Наше государство мобилизировало все свои ресурсы для решения этих стратегических задач. Отсюда и необходимость финансового и налогового гнета. Без действия крепостничества становилось невозможным содержание многотысячного войска. Все это негативно влияло на зарождение и развитие предпринимательства в Древней Руси.

     В конце IX в. с товарообменом, возникли денежные отношения. Главными торговцами выступали киевское правительство, князь и бояре. К торговому каравану судов князя и бояр приставлялись купеческие лодки. Хозяева, в свою очередь, таким образом, стремились заручиться вооруженной охраной и обезопасить товар.

     Внешнеполитическая деятельность киевских князей IX - X вв. была обусловлена экономическими интересами того периода. По мнению В.О. Ключевского, она имела две цели: заинтересованность заморских рынков и обеспечение охраны торговых путей. Торговые связи древнерусского купечества получили наибольшее развитие с Византией. За границей был спрос на меха, продукцию лесных промыслов, воска. В свою очередь, к нам поступали шелковые ткани, золото, вина, парусина, канаты. О значении престижа Древнерусского государства, свидетельствовали торговые договоры, заключенные нами с Византией в X в. Представлявшие собой первые образцы норм международного права, известные нашим соотечественникам. Увеличивалась география торговых связей. Русские купцы завозили особо ценный товар- меха в хазарскую столицу Итиль, Преодолевая большие пространства - от Киева до Дона, перетаскивая с помощью бурлаков суда по суше волоком до Волги. Роль посредников в налаживании торговли с соседями на северо-востоке и северо-западе играли волжские булгары.

     О развитии хозяйственного сектора Киевской Руси свидетельствует и включенные в памятник права XI в. - Русскую Правду - положения о купле-продаже, найме, хранении, поручении. В документе определялся порядок взимания долгов с несостоятельного должника. Достаточно четко различались кредитов. Относительно предпринимательского кредита можно отметить, что он вызывал неоднозначное отношение у городских низов. В 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков, взимавшее огромные проценты и занимавшиеся перепродажей и скупкой товаров народного потребления по спекулятивным ценам.

       В XI - XIII вв. сформировались областные хлебные рынки в Южной, Юго-Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной Руси. Южная, Юго-Западная и Северо-Восточная Русь обеспечивали свои потребности в хлебе за счет собственного производства, а его излишки продавали в Северо-Западной Руси, где неурожайные годы случались намного чаще.

     Характерной особенностью торговли хлебом было то, что основная масса зерна поступала в города из феодальных вотчин, а не из крестьянских хозяйств, которые не имели много хлеба. В хлеботорговле в своих владениях активно участвовали бояре, а купле-продажей зерна обычно занимались профессиональные купцы, имевшие налаженные связи с различными землями. Торговцы-оптовики получили с XIV в. прозвище "житопродавцы".

       С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г.— голландская Ост-Индская компания, в 1670 г.— компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.

     Со  второй половины XVI в., центром Северо-Восточной Руси становится Москва. Оживление торговли наиболее ярко отразилось на развитии внешнеторговых связей. В XVI в. первое место по доходности занял Крымский торговый путь. Не случайно именно купцы, торговавшие с Крымом в городе Суроже (Судак) слыли богатейшими, и именовались гостями - сурожанами. Иначе говоря, появилось новое явление в деловом мире XVI в. так называемая корпорация купцов.

       Эта организация создавала собственные торговые предприятия. Сопровождаемые внушительной охраной караваны возглавлялись "головным гостем" - представителем богатейшей прослойки. Остальные сурожане называли друг друга "товарищами" или "складниками". Их товарами были меха соболя, горностая, рыси, куницы, белки. Особой редкостью и ценностью в караванах являлись охотничьи птицы, моржовая кость. В Москву из Крыма привозились ткани, пряности, вина, ювелирные изделия, галантерейные товары.

     Клиентами гостей - сурожан были князья, бояре. Сведения о размерах капиталов купцов можно получить из документов, в которых зафиксированы случаи разбойных нападений. Упоминаются суммы до 1364 руб. (это годовой бюджет отдельного купечества). Для сравнения можно отметь, что годовой заработок семьи рядового крестьянина без вычета налогов не превышал 1 руб.

     Могущество корпорации, их авторитет вызывали растущую обеспокоенность власти, стремившейся к подчинению себе представителей торгового сословия. Иван III (1440-1505 гг.) нанес несколько ощутимых ударов по корпорации: стал переводить в Москву провинциальных торговцев, которые славились размерами оборотов; переселил в столицу также часть именитого новгородского купечества, а часть сурожан отправил в Новгород. Но завершающим ударом, по сложившейся монополии стало перемещение торговых путей из Сурожа в Кафу, захваченную турками в 1475 г. Именно эти события и стали началом заката корпорации.

Информация о работе Организационно-экономические и правовые формы предприятий