Организационно-экономические и правовые формы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:40, научная работа

Описание

Целью моей работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с того периода, когда зародились торговые отношения и, когда началось производство предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1: Становление предпринимательства …………………………5
1.1. Зарождение предпринимательства конец IX-XV вв.…………….5
1.2. Предпринимательская деятельность во второй
половине XV-XVII вв…………………………………………………….8
1.3. Эпоха Петра – стремительное развитие
предпринимательства…………………………………….......................11
Глава 2: Развитие предпринимательства XIX-XX вв……………….14
2.1. Реформа 1861 года и ее последствия……………………………...14
2.2. Годы НЭПа (1921-1926) –оживление
предпринимательской деятельности………………………………….16
2.3. Советский период…………………………………………………....22
Глава 3: Современный этап развития форм предпринимательской деятельности……………………………………………………………...25
3.1. Эволюция организационно-экономических и правовых форм предприятий в России в переходный период…………………………………………...25
3.2.Организационно-экономические и правовые формы предприятий,
их характеристика в настоящее время……………………………….29
3.3. Виды и формы предпринимательской деятельности………….30
3.4.Современные, действующие формы предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………….....44
Список использованной литературы…………………………………47
Приложения……………………………………………………………....49

Работа состоит из  1 файл

МОЛОДЁЖНЫЙ СОЮЗ ЭКОНОМИСТОВ олимпиада.doc

— 820.00 Кб (Скачать документ)

     Несколько иной экономический статус имеет  зависимое хозяйственное общество. Зависимым признается хозяйственное общество в случае, если другое, преобладающее или участвующее общество имеет более 20% голосующих акций АО или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

     Своеобразной  организационно-правовой формой предпринимательских предприятий являются производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии.

     В производственном кооперативе объединяются имущественные паевые взносы его членов. Члены кооператива несут дополнительную ответственность по его долгам, хотя и не всем своим имуществом, а в заранее определенном уставом размере (это в какой-то мере сближает его с обществом с дополнительной ответственностью). Обычно этот размер является кратным по отношению к паевому взносу или долевому участию члена кооператива, но не может быть ниже предусмотренного законодательством минимума. Членство в кооперативе возможно как для юридических, так и для физических лиц, не участвующих непосредственно в его деятельности, но осуществляющих определенные имущественные вклады (и соответственно получающих на них известный доход).

     Имеются и другие особенности кооператива, отличающие его от других организационно-правовых форм хозяйствования.

     Согласно  ГК РД предусматривает обязательный минимум членов кооператива - не менее пяти, ибо, в отличие от обществ, кооператив не может функционировать в качестве «компании одного лица». В кооперативе имеется возможность создания неделимых фондов (или фонда), имущество которых может быть поделено между участниками только в случае ликвидации кооператива после удовлетворения претензий всех его кредиторов. На это имущество не может быть обращено взыскание кредиторов по личным долгам членов кооператива.

     Важной  особенностью кооператива является и то, что с учетом трудового участия здесь обычно делится не только прибыль, но и ликвидационная квота.

     Преимущества  производственного кооператива:

  • прибыль кооператива распределяется между его членами не пропорционально их паям, а в соответствии с их трудовым вкладом. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов. Такой порядок распределения материально заинтересовывает каждого члена кооператива более добросовестно относится к своему труду;
  • законодательством не ограничивается число членов кооператива, что предоставляет большие возможности физическим лицам для вступления в кооператив;
  • равные права всех членов в управлении кооперативом, так как каждый имеет только один голос.

     Недостатки  производственного кооператива. В связи с тем, что число членов в кооперативе не должно быть менее пяти, существенно ограничиваются возможности их создания; каждый член кооператива несет ограниченную субсидиарную ответственность по долгам кооператива.

     Сферой  деятельности такого кооператива могут быть, помимо производства, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг.

     Учредительным документом производственного кооператива служит его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Важной особенностью производственного кооператива является то, что он не вправе выпускать акции, а также то, что каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

     В особом ряду среди организационно-правовых форм предпринимательских предприятий стоят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

     Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено в виде долей между работниками предприятия или другими лицами.

     В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Оно принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется федеральным казенным предприятием.

     Заключение 

     История российского предпринимательства охватывает многие тысячелетия. Его летопись – это, прежде всего, летопись становления русской государственности, т.к. политическое освоение огромных территорий Российским государством шло параллельно с их хозяйственным освоением русскими предпринимателями. Предприниматели сохраняя самобытные черты, несли в себе ценности национального сознания и русской культуры.

       Уже в Древней Руси вокруг городских центров возникало множество торговых и промысловых поселений. Эти места получили названия погостов. На погостах совершались сделки, заключались договоры, именно здесь зародилась традиция ярмарочной торговли.

       Древние купцы не были выведены в отдельное сословие, поскольку предпринимательством и торговлей в то время занимались все слои населения, в том числе князья и бояре. Однако уже в XI-XIIвв. за убийство купца полагалось гораздо более строгое наказание, чем за простого человека: ведь именно торговля приносила городам богатство и процветание. И в первом русском своде законов «Русская Правда» торговой, предпринимательской деятельности было отведено одно из главных мест. В «Русской Правде» строго разграничивались понятия отдачи имущества на хранение и займа, простого займа и отдачи денег в рост из определенного условного процента, займа – от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда.

           В эпоху Ивана  Грозного российского предпринимательства  ведущим становится род Строгановых, купеческие корни которого уходят еще в Новгород XV века. Особое значение приобрела торговля Строгановых с народами Урала и Приуралья, посредством которой, по сути дела, началось активное освоение русскими людьми Урала и Сибири.

     В XVI-XVII вв. Россия обладала довольно сильно развитой торговой сетью. Именно в то время начался интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны – своего рода прообраз всероссийского рынка. В XVII веке из Москвы брали начало шесть основных торговых путей – Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский, - составлявших экономическую инфраструктуру страны.

     Развитие  предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный  характер. Половина купеческих родов, не достигших ста лет, возникли в середине – второй половине XVIII века и действовали вплоть до конца столетия. Все эти фамилии перешли в XIX век. В общем всех купцов, которые дожили до 1917 года, большая часть имела предпринимательские корни в XVII веке, а то и глубже.

     К середине XVII века экономические связи приобрели государственный характер. Усилилась связь купеческого капитала с внутренним промышленным и сельскохозяйственным производством. Иностранным купцам разрешалось вести только оптовую торговлю.Иными словами, торговые уставы ограждали русских торговцев от иностранной конкуренции и одновременно увеличивали размер поступлений в казну от сбора пошлин.

     Сын царя Алексея Михайловича, великий реформатор Петр I впервые открыл дорогу индустриальному предпринимательству. На этот путь вполне естественно вступили выходцы из тех самых трудовых низов, которые получили свою подготовку в области так называемых «народных» ремесленно-кустарных промыслов Московской Руси. Вот почему большая часть русских предпринимателей петровского времени вышла, как и в более поздний период, из крестьян или посадских людей, тогда как в западноевропейских – из дворян. И это прежде всего самые выдающиеся фамилии русских предпринимателей – Демидовы, Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Зимины, Коншины, Балины, Горбуновы. По сути, промышленность в России «выросла» из торговли.

     Поддерживание народной инициативы и предприимчивости в XVIII веке шло по пути отмены ограничений. Если при Петре еще существовали некоторые ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине II упраздняется получение «разрешительных указов на открытие нового предприятия и устройство всякого рода промышленных заведений объявлено совершенно свободным для всех». Одновременно было объявлено об уничтожении монополий и введении полной свободы торговли. Этот период был отмечен исключительной яркостью по необычайной интенсивности процесса индустриализации и по роли в нем частного предпринимательства. Купцы были разделены на гильдии с соответствующими привилегиями. Опора на лучшие качества русского предпринимателя и работника, использование инициативы и предприимчивости дали поразительные результаты, которые с полным основанием можно назвать промышленной революцией. Количество промышленных предприятий только за XVIII век увеличилось в 10-12 раз. По ряду экономических показателей Россия вышла на самые передовые рубежи. Прежде всего, это относится к металлургической промышленности. В промышленности сложилось своего рода разделение сфер предпринимательства – с одной стороны, развитие крупной промышленности; с другой стороны – бурный рост мелкой крестьянской и кустарно-ремесленной промышленности.

     Особый  этап развития российского предпринимательства  приходится на конец XIX-XX вв. он связан с коренной структурной перестройкой российского торгового и промышленного потенциала. В стране наблюдается подъем созидательного энтузиазма. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильных, переработки сельскохозяйственных продуктов и т.д.) к фабрикантам передовых технологий – машиностроения и металлообработки. Наблюдается гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Русские предприниматели осуществляют коренное техническое перевооружение промышленности. Доля производственного накопления в конце XIX - начале XX века составляла 15-20% национального дохода. Капитальные вложения в промышленность росли гигантскими темпами. Ускоренными темпами механизировалось производство. Отечественные предприниматели определяли всю промышленную политику России. Иностранцы, как правило, допускались лишь в те отрасли, куда отечественная буржуазия еще побаивалась вкладывать свои капиталы. В этих условиях русский рубль был устойчивой конвертируемой валютой, которую высоко ценили иностранцы.

     На  современном этапе положение  российского предпринимательства изменилось.

     Сейчас, в Российской Федерации законодательством предусмотрены такие организационно-правовые формы предприятий, как: государственные и муниципальные унитарные предприятия; полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество (открытого и закрытого типа); производственный кооператив.

     По-моему, самой перспективной формой крупного предпринимательства является открытое акционерное общество, позволяющее с легкостью привлекать дополнительные капиталы путем эмиссии акций, дающее его участникам возможность свободно распоряжаться своими акциями, сочетающее интересы владельцев больших пакетов акций и мелких акционеров. А конструкции обществ с ограниченной ответственностью и производственного кооператива могут успешно использоваться в сфере индивидуального или семейного бизнеса. Однако, в настоящее время, русский рубль уже не является устойчивой конвертируемой валютой, отечественная продукция не выдерживает иностранной конкуренции. Чтобы российское предпринимательство опять поднялось на тот же уровень, что в XIX-XX вв. нужно усовершенствовать законодательство и усилить контроль за его выполнением, развить формы сотрудничества в деловом мире, установить льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики, разработать муниципальные программы по развитию предпринимательства. 
 
 

Список использованной литературы 

       
  1. Бовыкин В.И., Журавлев В.В.,Петров Ю.А. Сорокин А.К. Предпринимательство и предприниматели России: От истоков до начала 20 века. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1997
  2. Под ред. Лапусты М.Г. Предпринимательство: Учебник. – М.: «Инфра-М», 2000
  3. Поткина И.В. История предпринимательства России. – М.: 1992
  4. Радионова Н.В., Читанава О.О., Алексий П.В., Агапеев В.Е. Предпринимательство: Социально экономическое управление. – М.: «Единство», 2002
  5. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. – М.: «Новая школа», 1993
  6. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в 19 веке. – М.: 1990. 1. Булатов А.С. Экономика. Учебное пособие для студентов вузов М., МГИУ, 2003.
  7. Долгопятова Т.А. Переходная модель поведения российских промышленных предприятий (по данным эмпирических исследований 1991-1995г). Вопросы экономики М.,1996, №11.
  8. Емцов Р.Г., Лукин Н.Ю. Учебное пособие по экономике МГУ им. Ломоносова. М. Дис, 1997
  9. Курс экономической теории. Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, АСА,2004
  10. Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М. Прогресс, 1993.
  11. Менар К.Л. Экономика организаций. М.: Инфра-М, 1996.
  12. Михайлушкин А.И., Шишко П.Д. Экономика, учебник для технических вузов. М., Высшая школа, 2001
  13. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник для вузов. М., ИНФРА-М, 2002
  14. Соколин В.Л. Российский статистический ежегодник. М. Федеральная служба государственной статистики. 2004
  15. Теория переходной экономики. Под редакцией В.В.Герасименко, М.,ТЕИС, 1997
  16. Экономика. Учебник под редакцией А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова, М., Проспект, 2000г
  17. Предпринимательство: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф.Г.Б. Поляка - 3-е изд.М:. ЮНИТА-ДАНА,2002.-581с.
  18. http://planetadisser.com
  19. http://new.hist.asu.ru
  20. http://www.hist.msu.ru
  21. http://www.ecsocman.edu.ru
  22. http://www.chtivo.ru
  23. http://www.businesslearning.ru
  24. http://www.gks.ru
  25. http://www.1stat.ru
  26. http://www.epochtimes.ru

Информация о работе Организационно-экономические и правовые формы предприятий