Организационно-правовые формы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:33, контрольная работа

Описание

Основой экономики любого государства являются предприятия, которые производят продукцию, работы, услуги. Производство продукции осуществляется не для удовлетворения собственных нужд, а для того, чтобы ее реализовать и получить прибыль. Реализовать продукцию предприятие может только в том случае, если на нее имеется спрос. Следовательно, предприятие, с одной стороны, удовлетворяет общественные потребности, а с другой делает это с целью получения прибыли. Предприятия имеют конкретные названия – завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п. Они отличаются размерами, организационно-правовыми формами, относятся к разным отраслям и формам собственности. Тем не менее, любое предприятие является сложной системой, объединяющей производственные ресурсы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Классификация фирм по формам собственности на капитал……………...5
Ассоциативные формы организации
Корпорации…………………………………………………………………..10
Хозяйственные ассоциации……………………………………....................14
Концерны……………………………………………………………..............16
Холдинговые компании………………………………………........................17
Оценка эффективности организационно-правовых форм предприятия………………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………….................22
Список литературы……………………………………………………………........24

Работа состоит из  1 файл

экономика предприятия контрольная 4 курс.docx

— 121.99 Кб (Скачать документ)

Первые корпорации возникли в Древнем Риме. В период республики разрешалось свободное создание новых корпораций, при условии, что  их устав не противоречит законам, но в период империи создание новых корпораций было затруднено, и для этого требовалось специальное решение сената. Дела корпорации вели лица, избираемые её членами. Собственность корпорации при её ликвидации делилась между составом участников на момент ликвидации.

Корпорация  широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Корпорации могут быть как государственными, так и частными. Юридический статус корпорации предопределяет систему налогообложения их доходов. В отличие от партнерств и индивидуальных деловых предприятий, чьи доходы облагаются по ставке индивидуального подоходного налога, дохода корпорации облагаются налогом на выгода, который, как правило, отличается от подоходного налога, как по величине ставок, так и по набору льгот и вычетов из налоговой базы (прибыли, подлежащего налогообложению) или налоговых долгов.

Международная финансовая корпорация (МФК) стимулирует устойчивый приток капитала в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей. МФК – член Группы организаций Всемирного банка со штаб-квартирой в г. Вашингтоне (федеральный округ Колумбийская республика). Усилия МФК направлены на достижение главной цели всех учреждений Группы организаций Всемирного банка – повышение качества жизни населения в развивающихся странах – членах. Целями и задачами МФК, входящей в состав Группы организаций Всемирного банка, является содействие устойчивому притоку капитала в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и повышения жизненного уровня в этих странах.

Созданная в 1956 г., МФК является сегодня крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим займы и долевое финансирование для осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем:

  • финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран;
  • оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;
  • предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.

В экономической литературе, исследующей проблемы развития международных  корпораций, все они разделены  на три группы.

 К первой относят  так называемые транснациональные  корпорации (ТНК), которые представляют  собой крупнейшие компании преимущественно  с однонациональным акционерным  капиталом и характером контроля  над деятельностью всей корпорации. ТНК осуществляют свою деловую  активность в других странах  с помощью организации там  филиалов и дочерних компаний, обладающих. самостоятельными службами производства и сбыта продукции, научно-исследовательскими центрами и т.д. Типичными примерами подобных международных корпораций являются американские фирмы «Дженерал моторс», «Форд»,  IBM и «Эксон», швейцарский пищевой концерн «Нестле» и др.

Во вторую группу исследователи  включают многонациональные корпорации (МНК). Это тресты, концерны и другие производственные объединения, которые  являются международными фирмами не только по ареалу их деятельности, но и  по контролю над ними. МНК объединяют национальные компании двух или более  стран на производственной и научно-технической  основе, которые принадлежат собственникам  из этих стран. В качестве примера  такой многонациональной корпорации может служить англо-голландский  химико-технологический концерн «Юнилевер», существующий с 1907 г., англо-голландский концерн «Ройял датч – Шелл», англо-итальянский резинотехнический концерн «Данлоп — Пирелли», итало-французский автомобильный концерн «Фиат–Ситроен». Многонациональные объединения предприятий исторически возникли ранее транснациональных корпораций, но они не имеют столь широкого влияния, как ТНК. Видимо, это можно объяснить тем, что в фирмах различной национальной принадлежности ни одно из государств не занимает доминирующего положения в производстве, что бесспорно наблюдается в национальных корпорациях, размещающих свои активы за рубежом.

В третью группу международных  корпораций входят так называемые международные  корпоративные союзы, чаще всего  выступающие в организационной  форме консорциумов. Эти образования создаются на производственной, научно-технической и коммерческой основе и представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов, создаваемых для решения крупных экономических задач. Классическим примером такого международного союза концернов является западноевропейский консорциум «Эрбас индастри».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Хозяйственные  ассоциации

Хозяйственные ассоциации – добровольные объединения самостоятельных предприятий по совместному осуществлению одной или нескольких производственных функций. Главной задачей ассоциаций является не оперативно-хозяйственное руководство, а выработка согласованных точек зрения по тем или иным вопросам с учетом их взаимных интересов. Они выполняют функции по сбору и распространению отраслевой информации, разработке цен и стандартов, подготовке профессиональных кадров, осуществляют широкую консультационную и исследовательскую работу, представляют интересы предприятий в различных организациях и ведомствах.

Ассоциация – орган, как правило, с ограниченной, а порой с чисто номинальной взаимной ответственностью. Участники ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами и отвечают лишь по своим обязательствам перед партнерами. Как правило, лишь в пределах имущества и денег, которые были добровольно переданы ими в коллективное пользование. Участники не несут ответственность за результаты деятельности ассоциации в целом. Ассоциация не отвечает за результаты деятельности вошедших в нее предприятий и лиц, если это специально не оговорено в уставе. Предприятия и организации, входящие в ассоциацию, координируют свою деятельность лишь в той области хозяйства, к которой имеет отношение ассоциация.

Коллективным органом  управления является хозяйственный  совет, в состав которого входят директора, а в ряде случае – другие специалисты. Совет, как правило, собирается не реже двух раз в год. Решение совета принимается простым большинством голосов (50% + 1 голос). Хозяйственный совет ассоциации избирает правление и образует исполнительную дирекцию, выбирает председателя ассоциации, который возглавляет правление. Совет и исполнительная дирекция ассоциации не могут принимать решений, противоречащих интересам отдельного предприятия или остальных членов ассоциации.

 

В функции  хозяйственного совета обычно входят:

  • определение и корректировка основных выгод для участников, направлений совместной деятельности ассоциации;
  • подготовка и утверждение нормативных документов, регулирующих взаимоотношения внутри ассоциации;
  • согласование планов деятельности предприятий и отчетов обоих выполнении;
  • утверждение инвестиционной и коммерческой политики;
  • контроль исполнения программ технического развития предприятий, входящих в ассоциацию;
  • организация прямых внутренних и внешних хозяйственных связей между предприятиями.

Текущая координация  хозяйственной деятельности в периоды  между заседаниями совета возложена  на правление и исполнительную дирекцию ассоциации. Основная цель создания ассоциации — повышение эффективности работы на основе коллективного предпринимательства.

По соглашению участников в рамках ассоциации могут быть образованы централизованные инвестиционные фонды  различного назначения (фонды капитальных  вложений, технического развития, социальной поддержки, риска и др). Могут создаваться конкретные целевые фонды для финансирования отдельных целевых программ, принятых участниками ассоциации, например программ по созданию и развитию социальной инфраструктуры, по созданию и освоению выпуска новых изделий и т. д. Кроме того, для оказания помощи предприятиям и организациям, входящим в ассоциацию и испытывающим временные финансовые затруднения, создается централизованный страховой фонд. Он образуется на добровольных началах в доле, согласованной и принятой на правлении, и расходуется строго по смете, утвержденной правлением ассоциации.

 

 

2.3 Концерны

Концерн – объединение юридически самостоятельных предприятий под общим руководством в хозяйственной деятельности путем установления над ними финансового контроля за счет покупки или обмена акциями. Концерн осуществляет деятельность путем централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности. Для концерна характерно комбинирование и диверсификация производства, выпуск конкурентной продукции, ускорение внедрения новых технологий и техники. Также характерной чертой концерна является то, что его участники одновременно не могут входить в другие объединения.

Объединяться в концерн  могут промышленные предприятия, торговые предприятия и фирмы, транспортные предприятия, финансовые и научно-исследовательские фирмы. Объединение в концерн предполагает наличие общей (единой) собственности, единый контроль, единые интересы, договора, наличие производственно-технологических связей между всеми участниками концерна. На практике объединение в концерн происходит вокруг крупного предприятия, чаще всего головного или материнского предприятия. Головное предприятие держит у себя акции всех участников концерна. Дочерние предприятия концерна могут территориально располагаться в разных частях страны и за рубежом, иметь хозяйственную самостоятельность, оставаться юридическими лицами. Головное предприятие концентрирует управление и хозяйственное подчинение в своих руках, поэтому члены концерна не могут входить в состав других концернов. Концерны бывают национальными и мультинациональными.

 

 

 

 

 

2.4 Холдинги

Холдинговая компания (холдинг) – предприятие (независимо от его организационно-правовой формы), в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, называются дочерними. Как правило, контрольный пакет предполагает владение пакетом акций или долей в размере свыше 50%. Помимо контрольных пакетов холдинг может владеть паритетными пакетами – 50% и пакетами участия, когда пакет акций или принадлежащая доля меньше 50%. Холдинговая компания может быть дочерним предприятием другой компании. По выполняемым функциям различают два вида холдингов: чистые холдинги, которые создаются исключительно для выполнения функций контроля и управления деятельностью дочерних предприятий, и смешанные холдинги, которые наряду с выполнением функций чистых холдингов, занимаются также различными видами предпринимательской деятельности. Практически все крупные компании любой страны представляют собой холдинги, контролирующие большое число различных по сфере деятельности предприятий, суммарный капитал и активы которых во много раз превышают капитал и активы материнской компании. Холдинг аккумулирует прибыль дочерних компаний путем получения дивидендов по принадлежащим им акциям, долям, иным ценным бумагам, а иногда – и всю прибыль дочернего предприятия по специальным соглашениям.

Крупные компании используют форму холдинга для построения эффективной  организационной структуры управления бизнесом, создавая холдинги, выполняющие  функции управления и контроля по какому-либо признаку (отраслевому, географическому  и др.). Холдинговые компании могут  быть созданы:

  • при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;
  • при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;
  • при учреждении новых акционерных обществ.

В России правовое регулирование  деятельности холдинговых компаний ограничивается только теми холдингами, которые были созданы при преобразовании государственных предприятий в  акционерные общества. Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. утверждено «Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в  акционерные общества». Требования Положения обязательны для всех холдинговых компаний, доля капитала которых, находящаяся в государственной  собственности, в момент создания компании превышала 25%. Холдинговые компании создаются для содействия кооперации предприятий-смежников и осуществления  ими согласованной инвестиционной политики. Не допускается передача холдинговой компании прав на сбыт продукции (работ, услуг) ее дочерних предприятий (за исключением экспортных операций), а также регулирование холдинговой  компанией в какой-либо форме  цен на указанную продукцию (работы, услуги). Дочернее предприятие, независимо от размера пакета его акций, принадлежащего холдинговой компании, не может владеть  акциями холдинговой компании в  какой бы то ни было форме, включая  залог и траст (доверительную  собственность).

Положением вводится понятие  финансовой холдинговой компании, которой  признается холдинг, если более 50% его  капитала составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы. В состав активов финансовой холдинговой  компании могут входить только ценные бумаги и иные финансовые активы, а  также имущество, необходимое для  обеспечения функционирования аппарата управления холдинговой компанией. Финансовые холдинговые компании вправе вести исключительно инвестиционную деятельность, другие виды деятельности для них не допускаются.

 

  1. Оценка эффективности организационно-правовых форм предприятия

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятия