Организационные структуры управления фирмой и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение организационной структуры управления фирмой и их развитие. Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и виды организационных структур управления фирмой.
2. Рассмотреть зарубежный опыт формирования организационной структуры управления.
3. Изучить пути развития организационных структур управления фирмой.

Содержание

Введение… ……………………………………………………………………….3
1. Сущность и виды организационных структур управления фирмой ……….6
2. Зарубежный опыт формирования организационной структуры управления фирмой……………………………………………………………………………21
3. Пути развития организационных структур управления фирмой………….29
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы…………………………………………...…40
Приложение ……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 87.05 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Казанский (Приволжский) федеральный  университет»

 

Институт экономики и финансов

 

 

 

Кафедра антикризисного управления и оценочной деятельности

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика фирмы»

Тема: «Организационные структуры управления фирмой и их развитие»

 

 

 

 

 

 

Выполнила  Студентка 229 гр.

Харисова А.Р.

Проверила Торопова В.В.

 

 

 

 

Казань 2011

Содержание

 

Введение… ……………………………………………………………………….3

1. Сущность и виды организационных структур управления фирмой ……….6

2. Зарубежный опыт формирования организационной структуры управления фирмой……………………………………………………………………………21

3. Пути развития организационных структур управления фирмой………….29

Заключение……………………………………………………………………….38

Список используемой литературы…………………………………………...…40

Приложение ……………………………………………………………………...42

 

Введение

 

Главным фактором формирования организационной структуры управления производством было разделение труда, появление функции управления. Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отношения между участниками производственного процесса, между руководителями и подчиненными. На стадии машинного производства произошло новое обособление функций управления. Появились полностью освобожденные от производственных функций руководители. Возникает опосредованный контроль с помощью ведомостей, отчетов, докладов и т.п. Налаживается обратная связь. Все это и в особенности рост масштабов производства, способствовало быстрому развитию организационных структур управления.

Структура организации – это  те фиксированные взаимосвязи, которые  существуют между подразделениями  и работниками организации. Ее можно  понимать как установленную схему  взаимодействий и координации технологических  и человеческих элементов. Структура  управления характеризуется составом и информационными взаимосвязями  самостоятельных подразделений  или отдельных исполнителей, расположенных  в последовательной соподчиненности  и наделенных определенными правами  и обязанностями. Число звеньев  в структуре определяет ее уровни. Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В зависимости  от их характера связи, они подразделяются на линейно-функциональные, дивизиональные и матричные. Каждое структурное подразделение характеризуется количественными и качественными параметрами.

Деятельность структурных подразделений  и исполнителей регламентируется специальными положениями (инструкциями), которые  определяют функции каждого органа управления, распределение прав и  обязанностей между ними, а внутри подразделения – каждого исполнителя.

При формировании организационных  структур главное внимание отводиться приданию им динамичности с тем, чтобы  они могли приспосабливаться  к постоянным изменениям внутренней и внешней среды. Внешняя среда по отношению к предприятию и его организационной структуре представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Это и экономические условия, и потребители, и конкурирующие организации, техника и технология и множество других факторов.

Изменение окружающих условий оказывает  влияние на руководителей, что вызывает необходимость разработки мер по приспособлению организации к новым  ситуациям, а это соответственно влечет изменения в самой организационной  структуре.

В связи с бурным развитием рыночных отношений менеджерам приходиться  учитывать все больше факторов внешней  среды в разработке организационных  структур.

Схема любой организации показывает состав отделов секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако следует понимать, что такой  фактор как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и на усилия по согласованию действий, не может быть изображен на схеме. Именно человеческое поведение определяет эффективность функционирования структуры  в большей мере, чем формальное распределение функций между  подразделениями.

В данной курсовой работе речь пойдет об организационной структуре фирмы. Все мы – будущие экономисты, так или иначе, в нашей деятельности столкнемся с данной проблемой. Поэтому  понимание данного вопроса очень  важно и актуально.

Целью данной курсовой работы является изучение организационной структуры  управления фирмой и их развитие. Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

  1. Раскрыть сущность и виды организационных структур управления фирмой.
  2. Рассмотреть зарубежный опыт формирования организационной структуры управления.
  3. Изучить пути развития организационных структур управления фирмой.

 

1. Сущность и виды организационных структур управления фирмой

 

Создание рациональной организационной структуры имеет  важное значение для всей последующей  деятельности фирмы.

Под организационной структурой понимается основной инструмент управления, регламентирующий состав, величину, размещение, профиль  производственной или иной деятельности, ответственность и подчиненность  отдельных подразделений, объединяемых общим аппаратом управления для  выполнения определенных функций, зарегистрированных в уставе предприятия, фирмы, компании.[6; c.111]

Организационный механизм управления представляет систему управленческих действий, приемов и процедур, направленных на реализацию функций фирмы, а также  на теорию и практику менеджмента, опирающегося на приоритет общеорганизационных  принципов и решение организационных  проблем. Он включает: проектирование, создание и совершенствование организационных  структур, четкое разграничение функций, распределение задач, обязанностей, прав и ответственности структурных  подразделений и отдельных исполнителей, установление взаимосвязей между ними, строгое соблюдение установленных  правил поведения, принятия управленческих решений.

Структура управления фирмой – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно  связанная с целями, функциями, процессом  управления, работой менеджеров и  распределением между ними полномочий [18, с.285-286].

Эффективность достижения целей фирмы, реализации ее стратегии, взаимодействие с внешней средой в значительной мере определяются правильностью построения ее структуры управления. Структура  управления – это упорядоченная  совокупность взаимосвязанных управленческих подразделений и отдельных должностей, находящихся между собой в  устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Существует множество определений структуры управления. Так, Зеленевский определяет ее как «единство ступеней и звеньев управления в их зависимости от соподчиненности», С. Кукура пишет, что «это состав элементов и подразделений в системе управления хозяйственным объектом и их определенная взаимосвязь» [6, с.56-57]. А.М. Михайлов считает, что организационную структуру можно определить как разделение ее на отдельные структурные подразделения и службы (центры ответственности), предполагающее распределение между ними функций по решению задач, возникающих в ходе производственной деятельности, таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей, стоящих перед компанией в целом [21, с.6].

Применительно к управлению структура  отражает субъекты управления или внутреннее строение управляющей системы. Отношения  между подразделениями и отдельными должностями поддерживаются благодаря  горизонтальным и вертикальным связям. Горизонтальные связи, как правило, являются одноуровневыми и носят  характер согласования. Вертикальные связи – это связи подчинения. Необходимость в них возникает  при иерархичности управления. Кроме  того, связи в структуре управления могут быть линейными и функциональными. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность фирмы или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения управленческих решений и информации по тем или иным функциям управления.

Нужно отметить также тот факт, что вне зависимости от формальной организационной структуры в  любой фирме существует неформальная, которая основана на личных взаимоотношениях сотрудников. Горизонтальные потоки информации чаще встречаются и носят более  полный, доверительный и объективный  характер, чем вертикальные. Возможно, это связано с человеческой психикой - общаться с себе равными легче, чем с руководством [19, с.44].

Н. Шорникова указывает на то, что  немаловажную роль в формировании организационной  структуры играет кадровый потенциал. Она пишет: «Вклад в общее дело – достижение поставленной цели, объединяет сотрудников организации. Высшие руководители предприятия формулируют задачу, определяют критерии оценки разрабатываемого решения. Руководители среднего звена организуют и координируют работу по «превращению» идеи в реальность. Руководители низшего звена и рядовые сотрудники воплощают ее на практике» [20, с.84].

В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие виды организационных структур управления.

Линейная организационная  структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых.[см. Приложение, рис.1] Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной. Преимуществами такой структуры можно назвать:

1. Простое построение

2. Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности

3. Жесткое руководство органами управления

4. Оперативность и точность управленческих решений

Недостатки:

1. Затруднительные связи между инстанциями

2. Концентрация власти в управляющей верхушке

3. Сильная загрузка средних уровней управления

Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное  производство, при отсутствии широких  кооперационных связей между предприятиями.

Функциональная организационная  структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления.[см. Приложение, рис.2] Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.

Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих  в зависимости от возложенных  на них задач конкретные виды деятельности.

К преимуществам такой структуры  можно отнести:

1. Сокращение звеньев согласования

2. Уменьшение дублирования работ

3. Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней

4. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций

К недостаткам:

1. Неоднозначное распределение ответственности

2. Затруднённая коммуникация

3. Длительная процедура принятия решений

4. Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место

Функционально-линейная структура (штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.

Эти штабы могут:

1. Ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства);

2. Находиться в нескольких уровнях управления;

3. Образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.

Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать  в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства  нижестоящими подразделениями или  исполнителями.

 Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:

Преимущества:

1. Возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников

2. Точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров)

3. Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса

Недостатки:

1. Затрудняет горизонтальное согласование

Информация о работе Организационные структуры управления фирмой и их развитие