Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организационной структуры управления фирмой и их развитие. Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и виды организационных структур управления фирмой.
2. Рассмотреть зарубежный опыт формирования организационной структуры управления.
3. Изучить пути развития организационных структур управления фирмой.
Введение… ……………………………………………………………………….3
1. Сущность и виды организационных структур управления фирмой ……….6
2. Зарубежный опыт формирования организационной структуры управления фирмой……………………………………………………………………………21
3. Пути развития организационных структур управления фирмой………….29
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы…………………………………………...…40
Приложение ……………………………………………………………………...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт экономики и финансов
Кафедра антикризисного управления и оценочной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика фирмы»
Тема: «Организационные структуры управления фирмой и их развитие»
Выполнила Студентка 229 гр.
Харисова А.Р.
Проверила Торопова В.В.
Казань 2011
Содержание
Введение… ……………………………………………………………………….3
1. Сущность и виды организационных структур управления фирмой ……….6
2. Зарубежный опыт формирования
организационной структуры управления
фирмой………………………………………………………………
3. Пути развития организационных структур управления фирмой………….29
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...…
Приложение …………………………………………………
Введение
Главным фактором формирования
организационной структуры
Структура организации – это
те фиксированные взаимосвязи, которые
существуют между подразделениями
и работниками организации. Ее можно
понимать как установленную схему
взаимодействий и координации технологических
и человеческих элементов. Структура
управления характеризуется составом
и информационными
Деятельность структурных
При формировании организационных структур главное внимание отводиться приданию им динамичности с тем, чтобы они могли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней и внешней среды. Внешняя среда по отношению к предприятию и его организационной структуре представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Это и экономические условия, и потребители, и конкурирующие организации, техника и технология и множество других факторов.
Изменение окружающих условий оказывает
влияние на руководителей, что вызывает
необходимость разработки мер по
приспособлению организации к новым
ситуациям, а это соответственно
влечет изменения в самой
В связи с бурным развитием рыночных отношений менеджерам приходиться учитывать все больше факторов внешней среды в разработке организационных структур.
Схема любой организации показывает состав отделов секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако следует понимать, что такой фактор как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и на усилия по согласованию действий, не может быть изображен на схеме. Именно человеческое поведение определяет эффективность функционирования структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между подразделениями.
В данной курсовой работе речь пойдет
об организационной структуре
Целью данной курсовой работы является изучение организационной структуры управления фирмой и их развитие. Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Сущность и виды организационных структур управления фирмой
Создание рациональной
организационной структуры
Под организационной структурой понимается
основной инструмент управления, регламентирующий
состав, величину, размещение, профиль
производственной или иной деятельности,
ответственность и
Организационный механизм управления
представляет систему управленческих
действий, приемов и процедур, направленных
на реализацию функций фирмы, а также
на теорию и практику менеджмента, опирающегося
на приоритет общеорганизационных
принципов и решение
Структура управления фирмой – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанная с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий [18, с.285-286].
Эффективность достижения целей фирмы,
реализации ее стратегии, взаимодействие
с внешней средой в значительной
мере определяются правильностью построения
ее структуры управления. Структура
управления – это упорядоченная
совокупность взаимосвязанных управленческих
подразделений и отдельных
Применительно к управлению структура
отражает субъекты управления или внутреннее
строение управляющей системы. Отношения
между подразделениями и
Нужно отметить также тот факт, что вне зависимости от формальной организационной структуры в любой фирме существует неформальная, которая основана на личных взаимоотношениях сотрудников. Горизонтальные потоки информации чаще встречаются и носят более полный, доверительный и объективный характер, чем вертикальные. Возможно, это связано с человеческой психикой - общаться с себе равными легче, чем с руководством [19, с.44].
Н. Шорникова указывает на то, что немаловажную роль в формировании организационной структуры играет кадровый потенциал. Она пишет: «Вклад в общее дело – достижение поставленной цели, объединяет сотрудников организации. Высшие руководители предприятия формулируют задачу, определяют критерии оценки разрабатываемого решения. Руководители среднего звена организуют и координируют работу по «превращению» идеи в реальность. Руководители низшего звена и рядовые сотрудники воплощают ее на практике» [20, с.84].
В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие виды организационных структур управления.
Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых.[см. Приложение, рис.1] Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной. Преимуществами такой структуры можно назвать:
1. Простое построение
2. Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности
3. Жесткое руководство органами управления
4. Оперативность и точность управленческих решений
Недостатки:
1. Затруднительные связи между инстанциями
2. Концентрация власти в управляющей верхушке
3. Сильная загрузка средних уровней управления
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Функциональная
Функциональная структура
К преимуществам такой структуры можно отнести:
1. Сокращение звеньев согласования
2. Уменьшение дублирования работ
3. Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней
4. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций
К недостаткам:
1. Неоднозначное распределение ответственности
2. Затруднённая коммуникация
3. Длительная процедура принятия решений
4. Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место
Функционально-линейная структура (штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.
Эти штабы могут:
1. Ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства);
2. Находиться в нескольких уровнях управления;
3. Образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.
Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.
Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:
Преимущества:
1. Возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников
2. Точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров)
3. Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса
Недостатки:
1. Затрудняет горизонтальное согласование
Информация о работе Организационные структуры управления фирмой и их развитие