Организационные структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:27, контрольная работа

Описание

Цель данной работы - изучить понятие и принципы организационных структур.
Данная цель предполагает решение следующих задач :
1. Раскрыть понятие организационной структуры .
2. Изучить основные типы организационных структур.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
1. Понятие организационной структуры …………………………… 5
2. Типы организационных структур управления …………………... 9
3. Принципы построения организационных структур …………….. 23
Заключение ……………………………………………………….. 26
Список литературы ……………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Теория организации.doc

— 486.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

       Введение ……………………………………………………………….              3

1.      Понятие  организационной структуры ……………………………              5

2.      Типы организационных структур управления …………………...              9

3.      Принципы построения организационных структур ……………..              23

Заключение ………………………………………………………..              26

Список литературы ……………………………………………….              27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Организационная структура управления является неотъемлемой частью организации и относится к одной из важнейших категорий управления.

Первые организационные структуры появились еще до нашей эры в армии. С момента образования организационную модель управления имела церковь. И сам управленческий термин «иерархия» пришел к нам из церкви.

Организационная структура управления наравне с другими внутренними переменными играет существенную роль в адаптации организации к внешней среде, а следовательно, в ее способности выживать.

Организационная структура управления – одно из ключевых понятий теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением полномочий между ними и сотрудниками организации. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют руководители всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно, а главное - эффективно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций, - это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях.

Изучение организационной структуры позволяет управленческому персоналу предприятий получить представление о ее видоизменениях в рыночной среде, разработать наиболее рациональный механизм реструктуризации своего предприятия.

Цель данной работы -  изучить понятие и принципы организационных структур.

Данная цель предполагает решение следующих задач :

1.      Раскрыть понятие организационной структуры .

2.      Изучить основные типы организационных структур.

3.      Исследовать принципы построения организационных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие организационной структуры

 

Организация как объект управления, то есть «организация»,
означает объединение совместно работающих людей, деятельность ко­торых сознательно координируется для достижения определенных об­щих целей. Здесь организация понимается как характеристика вещи или события, являющегося обычным результатом определенной целе­направленной деятельности (процесса организации) и практически сво­димая к понятию организационной модели. В этом случае организация отождествляется с понятием структуры, то есть составом системы и ее различных иерархий.

Организация как один из объектов теории организации обладает упорядоченной внутренней структурой. В ней сочетаются многообраз­ные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной слож­ности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Она самооргани­зующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла.

Структурный подход к организации позволяет упорядо­чить задачи, распределить роли, полномочия и ответственность. Структурированность является свойством любой системы. Элемен­ты системы образуют целое благодаря связям. Структура есть ре­зультат процесса организации, итог движения, упорядочение эле­ментов конкретной системы. Структура и система тесно связаны, но отождествлять их нельзя. Структура характеризует конкретную систему со стороны ее строения, пространственно-временного рас­положения частей, устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Благодаря структуре система воспроизводит себя. Вне систем струк­тур не существует. Поэтому часто в разговорной речи можно услы­шать: коммерческая структура, торговая структура; подразумевается при этом предприятие, организация.

Под структурой системы обычно понимают организацию связей и отношений между подсистемами и элементами системы, а также состав этих подсистем и элементов, каждому из которых соответству­ет определенная функция. Свойства структуры организации во многом определяют ее поведение. Главной характеристикой качества струк­туры любой экономической системы является сбалансированность, пропорциональность ее частей (подсистем). Итак, структура орга­низации — это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Структура лю­бой организации состоит из функциональных единиц: управлений, отделов, секторов и т.д.

В теории организации и теории управления чаще используется поня­тие организационной структуры управления (ОСУ). Организационная структура управления строится с учетом требований наиболее эффек­тивного управления системой. Организационная структура управления фирмы (компании) направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными ее подразделениями, распределение между ними прав и ответственно­сти. Наилучшая структура — структура, позволяющая взаимодейство­вать с внешней средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы и усилия своих сотрудников на дос­тижение целей. Организационная структура постоянно видоизменя­ется, совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями функционирования системы. [ 6, c. 32]

Организационная структура управления — одно из ключевых по­нятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, распре­делением полномочий между менеджерами. В рамках организацион­ной структуры управления протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей, принятие управ­ленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней. В литературе по менеджменту приводится множество трактовок организационной структуры управления, которые отражают сложность и многозначность этой категории.

Организационная структура управления (ОСУ) — это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
В саморазвивающихся системах структура непрерывно меняется. В период процесса организации структура упорядочивается, усложня­ется, включаются новые связи, оптимизируется пространственное рас­положение элементов, развиваются групповые связи. В период процесса дезорганизации связи нарушаются, ослабевают, целостность системы нарушается. [ 5, c. 40]

Многозначность понятия организационной структуры управления позволяет использовать его не только применительно к организации как целому. В любой организа­ции могут быть выделены несколько структур в зависимости от того, о связях какого типа идет речь: связи между основными элементами, че­рез которые проходят финансовые потоки, дадут нам финансовую струк­туру; связи между функциональными штабами — функциональную; можно говорить о структуре кадров, производства и т.д.

Ключевыми понятиями организационной структуры являются: элементы, свя­зи, уровни и полномочия, а также принципы формирования структур.

Элементы. Элементами являются как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие, выполняющие определенную функцию управления), так и органы управления — отделы и службы, выполняющие определенные функциональные обязанности. В рам­ках структуры протекает управленческий процесс, между участника­ми которого разделены функции и задачи управления. С этих пози­ций ОСУ — форма разделения и кооперации управленческой деятель­ности, направленной на достижение цели.

Связи. Отношения между элементами поддерживаются с помо­щью связей. В любой организационной структуре работают горизон­тальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми, вторые — это связи подчинения (власт­ные отношения внутри организации), необходимость в них возникает при наличии различных уровней управления, на каждом из которых — свои цели. При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления и нижние (руководство организации в целом — менедже­ры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях формируется средний слой, который, в свою очередь, может состоять из нескольких ступеней.

В структуре управления организации различаются линейные и функциональные связи. Первые — связи отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движение информации между линейными руководителями, т.е. между лицами или струк­турными подразделениями, отвечающими за деятельность органи­зации. Функциональные связи сопряжены с теми или иными функ­циями менеджмента: планирование, финансирование, производство, маркетинг и др.
Не может быть двух одинаковых структур, так как совокупность внешних и внутренних факторов организации всегда уникальна. По­этому попытки слепо копировать структуры управления успешно функ­ционирующих организаций не дают желаемого результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типы организационных структур управления

 

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

- линейные (административное подчинение);

-функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);

- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня). [6, c. 45]

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

- линейная;

- линейно-штабная;

- линейно-функциональная;

- дивизиональная;

- матричная.

Организационная структура управления на многих современных предприятиях была построена в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):

                   принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; 

                   принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии; 

                   принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;

                   принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; 

                   принцип обезличенности выполнения работниками своих функций; 

                   принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями. [ 6, c.47]

Организационная структура управления, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура).

Линейная структура

Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип («принцип колодца») построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта» или «колодец»), пронизывающая всю организацию сверху донизу.

Информация о работе Организационные структуры управления