Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:27, контрольная работа
Цель данной работы - изучить понятие и принципы организационных структур.
Данная цель предполагает решение следующих задач :
1. Раскрыть понятие организационной структуры .
2. Изучить основные типы организационных структур.
Введение ………………………………………………………………. 3
1. Понятие организационной структуры …………………………… 5
2. Типы организационных структур управления …………………... 9
3. Принципы построения организационных структур …………….. 23
Заключение ……………………………………………………….. 26
Список литературы ……………………………………………….
обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;
при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышению эффективности и качества производства;
более тесная связь производства с потребителями.
Недостатки дивизионной структуры :
Несовпадение, а часто и противоречие, интересов самостоятельных подразделений и общих интересов корпорации;
Большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством предприятия - 5 и более ;
Разобщенность штабных структур отделений от штабов предприятия;
Основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т. д.;
Дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры;
В отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками;
Оторванность центрального аппарата от конкретных сфер деятельности организации, а следовательно, риск злоупотреблений, рост численности управленческого персонала.
Матричная организационная структура
Матричная организационная структура предприятия базируется на принципе множественного (чаще всего, двойного) подчинения. С этой точки зрения она является противоположностью линейной оргструктуры, базирующейся на единоначалии.
В то же время, на практике в современной крупной компании одновременно практикуется как множественное подчинение, так и единоначалие. Поэтому, строго говоря, более правильно писать о матричном взаимодействии в рамках организационной структуры.
Существует практика выделять "сильную", "слабую" и сбалансированную матричную структуры. На самом деле, "слабая матрица" по факту аналогична функциональной структуре, а "сильная матрица" - проектной структуре. Только "сбалансированная матрица" полностью соответствует принципу множественного подчинения (рис.5).
Рисунок 5. Матричная организационная структура [ 6, c. 63]
Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.
Матричные структуры весьма многообразны: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы.
Анализ достоинств и недостатков структур управления позволяет найти критерии их оптимального использования.
Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задач управления "по функциям". Штабы могут создаваться в центральных и других органах управления, образовывая штабную иерархию.
Дивизиональные структуры управления ориентируются на изделия, рынки сбыта, регионы.
При этом обеспечивается:
- относительно большая самостоятельность руководителей дивизионов;
- организация директивных связей по линейному принципу;
- относительно мощное использование инструмента координации с технической поддержкой;
- быстрая реакция на изменения рынка;
- освобождение высших руководителей фирмы от оперативных и рутинных решений;
- снижение конфликтных ситуаций вследствие гомогенности целей в дивизионе.
Можно различить структуры, ориентированные на производство и на проект.
Структура, направленная на производство, не ограничена временными рамками. Здесь имеется функциональная область менеджмента (где находятся многие стабильные организационные решения) и менеджмент по изделию (горизонтальный срез, охватывающий все предприятия).
Проблемы такой организации состоят:
- в регулировании задач, компетентности и ответственности менеджеров по изделиям;
- больших затратах на координацию;
- возможных директивных конфликтах.
Структуры, направленные на проект, как правило, ограничены по срокам и характерны для сложных и рисковых проектов .
Их проблемы состоят:
- в конфликтах между инстанциями и менеджерами проектов (противоречивые указания, ресурсные конфликты);
- неуверенности менеджеров в реальности сроков выполнения задач по проектам.
3. Принципы построения организационной структуры
Понятие организационной структуры тесно связано с такими понятиями, как соотношение ответственности и полномочий, централизация и децентрализация, ответственность и контроль, нормы управляемости, организационная политика фирмы, модели и проектирование организационных структур.
Существуют разные принципы, которые используются при разработке организационной структуры.
Организационная структура управления опирается на основные принципы управления:
принцип иерархичности уровней управления — каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
Принцип иерархичности заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.
принцип целеполагания — организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству товаров или услуг;
принцип соответствия — в организационной структуре управления должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников, с одной стороны, и квалификации и уровня культуры — с другой (именно с помощью организационной структуры управления реализуется система ответственности и полномочий); [ 5, c. 40]
принцип разделения труда — организационная структура управления должна обеспечить оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий;
Согласно Файолю, разделение труда — естественный способ произвести больше продукции с лучшими качественными характеристиками, прилагая те же усилия. Посредством разделения труда сокращается число объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника. Как отмечал Файоль, разделение труда рассматривается как лучшее средство использования индивидуумов и групп людей. В то же время разделение труда имеет свои пределы, которые не могут быть превышены. Такие методы упрощения труда, как стандарты работ и исследование в действии и во времени, акцентировали внимание на технических сторонах работы, а не на поведенческих.
Применительно к организации производства этот принцип означает, что люди не в состоянии одинаково хорошо выполнять широкий круг обязанностей. Следовательно, необходима специализация на выполнении определенных функции и в управлении предприятием. И по мере того как предприятие становится все более сложным, увеличивается в размере, управление также должно все более разделяться на отдельные функции, на выполнении которых будут специализироваться отдельные люди или группы людей. В результате разделение обязанностей и сфер ответственности находит свое отражение и в формальной структуре управления предприятием.
принцип ограничения полномочий — полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами;
принцип адаптации — организационная структура управления должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения; организационная структура должна быть адекватна социально-культурной среде организации.
Итак, с помощью организационной структуры управления решаются наиболее значимые задачи управления:
- Организационная структура управления обеспечивает координацию всех функций менеджмента;
- Организационная структура управления определяет права и обязанности исполнителей;
- Качество организационной структуры предопределяет ее способность к выживанию и процветанию;
- Организационная структура управления определяет поведение сотрудников и стиль управления.
Заключение
Таким образом, организационная структура— это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
В широком смысле под организационной структурой управления можно понимать упорядоченную совокупность звеньев управления организацией (должностей, подразделений и служб), обладающих необходимой материально-технической базой, выполняющих специфические административные функции и находящихся в определенной взаимной связи и соподчиненности.
По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).
Построение организационной структуры предполагает:
группировку (департамезации) всех видов работ по функциям, видам продукции, географическим признакам, по потребителям, этапам производства и т. п.;
формирование соответствующих звеньев (отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей);
распределение полномочий и ответственности между звеньями;
формирование каналов коммуникаций и механизмов координации.
Структура управления организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии, достижение ее целей и эффективное решение стоящих перед организацией задач.
Список литературы
1. Веснин В. Р. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики. Изд-во Триада, Лтд, 2004. – 384 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., Гардарика, 2008.
3. Герчикова З.В. Менеджмент., 3-е издание, - М., 2004.
4. Менеджмент /под ред. М.М. Максимцова и А.В. Игнатьевой. – М., ЮНИТИ, 2006.
5. Мильнер Б. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 336 с.
6. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2008 . – 135 с.
7. Подлесных В.И. Теория организации: Учебник для вузов. – СПб.: Издательский дом « Бизнес –пресса», 2003. – 336 с.
8. Радченко Я.В. Теория организации. ч.1. (конспект лекция) – М.: Изд-во ГАУ, 2002.- 248 с.
9. Рогожин С.В. Теория организации. Учебное пособие для студентов .- М.: Изд-во МГУК, 2002. – 57 с.
10. Смирнов Э.А Основы теории организации : Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000.- 375 с.
11. Смирнов Э.А. Теория организации : Учебное пособие для вузов. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 173 с. ( Серия « Вопрос-ответ»).
12. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ИНФРА – М. – 2009. – 314 с.
26