Организация и ее элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:30, реферат

Описание

Даже поверхностный взгляд на человеческое общество позволяет
сказать, что бóльшая часть социальных групп существует в виде орга-
низаций. Еще в глубокой древности люди осознали значительное пре-
имущество организованных групп. Победы греков в войне с персами и
особенно римлян над варварами можно коротко охарактеризовать как
триумф хорошо организованного войска.

Содержание

Введение 3
1. Определение понятия «организация» 4
2. Характеристика элементов организации 7
Заключение 16
Литература 17

Работа состоит из  1 файл

реферат Организация и ее элементы.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

     Реферат: «Организация и ее элементы» 
 
 
 

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Даже  поверхностный взгляд на человеческое общество позволяет 
сказать, что бóльшая часть социальных групп существует в виде орга- 
низаций. Еще в глубокой древности люди осознали значительное пре- 
имущество организованных групп. Победы греков в войне с персами и 
особенно римлян над варварами можно коротко охарактеризовать как 
триумф хорошо организованного войска. Действительно, римские 
войска Гая Мария, например, в 10 раз уступавшие по численности 
войскам кимвров и тевтонов, тем не менее победили, потому что 
представляли собой лучшую организацию.

     Почему  же организация служит наиболее эффективным средством в 
деятельности социальных групп? Сущность ее эффекта состоит в том, 
что люди, действуя совместно, могут сделать значительно больше, чем 
действуя поодиночке. Результат совместной деятельности группы инди- 
видов выше, чем сумма результатов их индивидуальных разрозненных 
усилий. Наиболее известный пример: кавалерийский эскадрон как бое- 
вая единица значительно сильнее, чем то же, что и в эскадроне, число 
отдельных всадников. Такое явление приращения усилий в ходе сов- 
местной деятельности называется синэргией и является неотъемлемым 
свойством организаций. Однако для того, чтобы это свойство про- 
явилось в полной мере, организация должна создавать действительно 
оптимальные условия, обеспечивающие совместные действия. Если же 
таких условий не создано, может случиться, что каждый из участников 
вообще не сможет осуществлять какую-либо полезную деятельность, 
для которой данная организация образована. Социология организаций 
призвана решать социальные проблемы оптимальных условий работы 
организации.
 
 

     
  1. Определение понятия «организация»

     В повседневной практике часто используется понятие "организация", 
причем в него вкладывается самое различное содержание. А.И. При- 
гожин дает три самых распространенных значения термина "орга- 
низация".

     Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по вы- 
работке новых норм, налаживанию устойчивых связей, а также коор- 
динации усилий отдельных членов социальной группы. Эта деятель- 
ность лучше всего характеризуется словом "организовывание". Иначе 
говоря, это деятельность, направленная исключительно на достижение 
эффекта синэргии путем обеспечения условий для согласованных дейст- 
вий, кооперации и интеграции индивидов в группе. Например, руко- 
водитель организует производственный процесс. Это означает, что он 
должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы 
обеспечивалась непрерывность и быстрота выполнения операций. Кро- 
ме того, он должен обеспечить взаимозаменяемость и установить нор- 
мы выработки, режим рабочего дня, взаимодействие рабочих участка и 
поставщиков и т.д. Эта деятельность называется организацией произ- 
водственного процесса.

     Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо 
объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, 
что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и со- 
стоит из частей, определенным образом связанных. Обычно термин "ор- 
ганизация" в этом смысле применяется для различения организованных 
и неорганизованных структур. Говорят, в частности, что какая-либо 
группа организована, если в ней существуют устойчивые социальные 
роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регу- 
лирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окружа- 
ющими группами.

     В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная 
социальная группа институционального характера, выполняющая опре- 
деленную общественную функцию. Банк в этом отношении представ- 
ляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функ- 
ции накопления, распределения и упорядоченного использования денег, 
а школа - организацию, коллектив которой участвует в выполнении 
функций передачи знаний молодому поколению и его социализации.

     Все три значения понятия "организация" тесно связаны между собой. 
Всякая организованная группа (третье значение этого понятия) должна 
формироваться в ходе ее "организовывания", т.е. деятельности по фор- 
мированию ее внутренней структуры, системы коммуникации, куль- 
турных особенностей, а также по распределению социальных ролей. 
Очевидно, что когда такая организованная группа оформится, то она 
будет обладать тем внутренним качеством, которое мы назвали орга- 
низованностью.

     Рассмотренные значения термина "организация", принятые в общест- 
ве, дают нам важный ключ к пониманию сущности организации и 
формулированию ее научного определения.

     Определение организации. Существует множество определений орга- 
низаций, из которых обычно выделяется концепция организации как 
рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели. 
Можно выделить четыре направления в определении организации:

     1) В соответствии с теорией К.  Барнарда организа- 
ция - это такой вид кооперации людей, который отличается от других 
социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправ- 
ленностью. К. Барнард и его последователи уделяли внимание в 
основном совместным действиям людей, их кооперации, а уже потом 
необходимости достижения целей.

     2) Это направление лучше всего  характеризует точка зрения 
Д. Марча и Г. Саймона, согласно которой организация - это 
сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся 
самым распространенным в обществе и содержащим центральную 
координирующую систему. Высокая специфичность структуры и коор- 
динация внутри организации отличают ее от диффузных и неупо- 
рядоченных связей между неорганизованными индивидами. Все это 
делает организацию похожей на отдельный сложный биологический 
организм.

     3) П. Блау и У. Скотт представляют  третье направление в опреде- 
лении организации. В этом определении указывается ос- 
новная, по их мнению, характеристика сложившейся организации - то, 
что она для достижения специфических целей должна быть форма- 
лизована, обладать формальной структурой.

     4) По мнению А. Этциони, организации - это социальные объеди- 
нения (или человеческие группы), сознательно конструируемые и ре- 
конструируемые для специфических целей. Основной упор здесь де- 
лается на сознательное членство в организации и сознательное дейст- 
вие ее членов. Анализируя все эти четыре направления 
в определении организации, можно выделить две специфические черты, 
отличающие организации от других видов социальных групп.

     Организации - это прежде всего социальные группы, ориентирован- 
ные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая 
организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов 
определенным образом скоординированы для достижения общего для 
нее результата во вполне определенной области человеческой деятель- 
ности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкрет- 
ной продукции, политическая партия - для реализации политической 
программы, больница - для лечения больных.

     Кроме того, организации - это такие группы, которым свойственна 
высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко фор- 
мализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок 
охватывают практически всю сферу поведения се членов. Они ясно и 
точно сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, 
предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств 
индивидов, занимающих те или иные позиции в структуре организации. 
Директор, его помощники или рядовые исполнители - все они подчи- 
нены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения на 
службе и субординацию независимо от их личностных качеств.

     На  основании перечисленных основных специфических черт можно 
дать определение организации как социальной группы, ориенти- 
рованной на достижение взаимосвязанных специфических целей и на 
формирование высокоформализованных структур.

     Часто к определению организации добавляют такие специфические 
черты, как наличие координирующего и управляющего органа и 
разделение труда между ее членами. Однако эти черты проявляются в 
основном и крупномасштабных организациях и не являются строго 
обязательными для всех организованных социальных групп.
 

     
  1. Характеристика элементов организации

     Организации - это весьма изменчивые и 
высокосложные социальные образования. Однако их анализ нужно 
начинать с достаточно простой модели (рис. 1).

1. Центральным  элементом любой организации является ее со- 
циальная структура.
Она относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками организации. Существуют две точки зрения на социальную структуру  группы. Наиболее известна и этом отношении точка зрения К. Дэвиса, который считает, что "всегда в человеческом обществе есть то, что может быть названо двойной реальностью: с одной стороны, нормативная система, ничего не воплощающая, с другой - фактический порядок, воплощающий все, что есть". Каждый индивид окружен множеством правил, запретов и разрешений. Они необходимы для упорядочения общественной жизни, но практически жить постоянно по правилам просто невозможно: наша жизнь - это постоянное отклонение от правил, но в то же время ориентация на них

     Нормативная структура включает в себя ценности, нормы и ролевые 
ожидания. Ценности - это критерии привлекательности и разумного 
выбора целей, а также оценки окружающих социальных норм. Нормы - 
это управляющие поведением обобщенные правила, которые изме- 
няются и совершенствуются, приводя индивидов к достижению 
коллективных целей, целей организации. Роли определяют вклад в 
общую деятельность в зависимости от занимаемой позиции, а также взаимное ожидание участников, взаимный контроль за их поведением. 
Ценности, нормы и роли организованы так, что составляют относи- 
тельно связанные и стойкие системы взаимного доверия и предписаний, 
управляющих поведением членов организации.

     Что касается фактического порядка, то его  можно определить как 
поведенческую структуру. Она значительно отличается от норматив- 
ной структуры прежде всего тем, что в ней на первый план выступают 
личностные качества участников и их взаимные оценки этих качеств. В 
соответствии с широко известным учением Дж. Хоманса пове- 
денческая структура состоит из действий, взаимодействий и сенти- 
ментов, не регламентированных нормами и правилами. Действия и 
взаимодействия участников здесь во многом зависят от сентиментов, 
под которыми понимается первичная форма взаимной избирательности 
членов организации. К сентиментам прежде всего относятся симпатии и 
антипатии, привязанность и неприязнь. Здесь есть позитивные и 
негативные чувства, выбор или отторжение окружающих людей. В 
целом же поведенческая структура - это система отношений между 
людьми, находящаяся в рамках нормативной структуры, но в то же 
время отклоняющаяся от нормативной структуры в известных преде- 
лах, обусловленных личностными чувствами, предпочтениями, симпа- 
тиями и интересами.

     Таким образом, социальная структура включает в себя совокупность 
взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений 
между членами организации, в первую очередь отношения власти и 
подчинения, Эти отношения изменяются в результате обмена ресур- 
сами и изменения характера их использования. Именно последний вид 
изменений является важнейшим резервом развития организации, ко- 
торый включает в себя прежде всего новшества в области разделения 
труда, мотивации участников организационного процесса, новые формы 
социального контроля и обоснованное принятие управленческих 
решений.

     Социальная  структура организации различается по степени формали- 
зации. Формальная социальная структура - это такая структура, в 
которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко спе- 
циализированы и определены независимо от личностных характеристик 
членов организации, занимающих эти позиции. Например, существуют 
социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов 
и рядовых исполнителей. Директор может быть деловым и энергичным, 
полностью соответствующим своей должности, а может быть пас- 
сивным и некомпетентным. Но все равно формально он остается 
директором. Исполнитель может быть сверхталантливым, но все равно 
он формально должен занимать низшее место в структуре позиций 
организации. Взаимосвязи между позициями формальной структуры 
основаны на жестких правилах, регламентах, положениях и закреплены 
в официальных документах.

     В то же время неформальная структура состоит из совокупности 
позиций и взаимосвязей, формируемых на основе личностных характе- 
ристик и основанных на отношениях престижа и доверия. С точки 
зрения неформальной структуры компетентный и добросовестный 
начальник отдела может иметь более высокий престиж и значить 
больше, чем директор организации. Часто среди руководителей, фор- 
мально занимающих позиции одного уровня, мы выделяем руко- 
водителя, который умеет работать с людьми, способен быстро и четко 
решать поставленные перед ним задачи. Отдавая ему предпочтение, 
налаживая с ним приоритетные деловые контакты, мы тем самым 
устанавливаем одну из взаимосвязей неформальной структуры. Такие 
взаимоотношения не закрепляются официальными правилами, рег- 
ламентами и нормами и, следовательно, могут быть легко разрушены, 
например, если выделенный руководитель не оправдал ожиданий. Та- 
ким образом, возможен вывод, что неформальная структура более 
изменчива, подвижна и неустойчива, чем формальная.

Информация о работе Организация и ее элементы