Организация и ее элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:30, реферат

Описание

Даже поверхностный взгляд на человеческое общество позволяет
сказать, что бóльшая часть социальных групп существует в виде орга-
низаций. Еще в глубокой древности люди осознали значительное пре-
имущество организованных групп. Победы греков в войне с персами и
особенно римлян над варварами можно коротко охарактеризовать как
триумф хорошо организованного войска.

Содержание

Введение 3
1. Определение понятия «организация» 4
2. Характеристика элементов организации 7
Заключение 16
Литература 17

Работа состоит из  1 файл

реферат Организация и ее элементы.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

     2. Цели. Исходя из сформулированного определения организаций в 
принципиальной схеме организации особенно важны цели, так как ради 
их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Не 
имеющая цели организация бессмысленна и не может существовать 
сколь-нибудь продолжительное время. Вместе с тем цели - один из 
наиболее спорных моментов в понимании организации. Одни ученые 
считают, что цели необходимы при анализе организационного поведе- 
ния, другие, напротив, пытаются принизить их значение. Бихевио- 
ристы, например, считают, что цели могут иметь только индивиды, а 
группа и коллективы их не имеют.

     Современная наука ставит цели организации на одно из первых мест 
по значимости. Цель рассматривается как желаемый результат или те 
условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, 
члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. 
Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного 
уровня и содержания. По мнению А.И. Пригожина, существуют три 
взаимосвязанных вида организационных целей:

     1) Цели-задания - это оформленные как программы общих действий 
поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. 
Предприятиям даются министерством или диктуются рынком (сово- 
купностью организаций, включая смежников и конкурентов) задания, 
которые определяют целевое существование организаций. Очевидно, 
что эти цели являются приоритетными и на их выполнение направлено 
внимание и основная деятельность всех без исключения участников 
организованного процесса. Преподавание в школе, лечение и прием 
пациентов в больнице, лабораторные работы в научно-исследова- 
тельских институтах - все это цели-задания, определяющие смысл 
существования организации.

     2) Цели-ориентации - это совокупность целей участников, реализуе- 
мых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, 
включающие и личные цели каждого члена организации. Важным 
моментом совместной деятельности является совмещение целей- 
заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утра- 
чивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации 
может стать неэффективной. Стремясь к выполнению целей-ориен- 
таций, члены организации отмахиваются от целей-заданий или стре- 
мятся выполнить их лишь формально.

     3) Цели-системы - это стремление сохранить организацию как само- 
стоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целост- 
ность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в 
условиях существующего внешнего окружения, интеграция органи- 
зации в ряду других. Цели системы должны органично вписываться в 
цели-задания и цели-ориентации. В случаях организационной патологии 
цели системы могут заслонять другие цели. При этом на первый план 
выступают желания любой ценой сохранить организацию, невзирая на 
выполнение ею заданий или удовлетворение коллективных целей 
участников.

     Перечисленные цели организации являются основными, или ба- 
зовыми, целями. Для их достижения организация ставит перед собой 
множество промежуточных, вторичных, производных целей: укреп- 
ление дисциплины, стимулирование работников, реорганизация, улуч- 
шение качества работы и др. Основные цели разделяются на более 
мелкие, те в свою очередь на еще более мелкие и т.д. Такое дробление 
целей должно соответствовать разделению организации на уровни 
(отделы, сектора, лаборатории, цехи, участки и т.п.), где каждое под- 
разделение должно иметь набор производных целей, выполнение 
которых служит выполнению основных или базовых целей.

     3. Члены организации, или участники - важная составляющая орга- 
низации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен 
обладать определенным набором качеств и навыков, позволяющих ему 
занимать определенную позицию в социальной структуре организации и 
играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены органи- 
зации представляют собой персонал, который взаимодействует друг с 
другом в соответствии с нормативной и поведенческой структурой. 
Обладая различными способностями и потенциалом (знаниями, квалифи- 
кацией, мотивацией, связями), участники организации должны за- 
полнить все без исключения ячейки социальной структуры, т.е. все 
социальные позиции в организации. Возникает проблема расстановки 
кадров, соединения способностей и потенциала участников с социальной 
структурой, в результате чего возможно объединение усилий и 
достижение организационного эффекта.

     4. Технология. Организация с точки зрения технологии - это место, 
где производится определенного вида работа, где энергия участников 
применяется для трансформации материалов или информации. Понятию 
"технология" приписывают обычно три значения. Во-первых, техно- 
логия часто представляется как система физических объектов, состав- 
ляющих организацию. Это могут быть станки, материалы, множи- 
тельные средства, передающая и принимающая аппаратура и т.д. Во- 
вторых, технология понимается в узком, "механическом" смысле. Ав- 
томобиль и радиоприемник различаются при этом только тем, что к 
ним по-разному приложена человеческая энергия; в отношении их 
совершаются разные действия, необходимые для их изготовления. В 
таком понимании технология - это физические объекты, соединенные с 
человеческой активностью. В-третьих, термин "технология" исполь- 
зуется для обозначения совокупности того, что люди знают о процес- 
сах, протекающих и данной сфере функционирования организации. 
Организация не может заниматься любым видом деятельности без 
того, чтобы знать, как использовать средства, преобразовывать их и 
реализовывать. Технология в таком понимании (это называется "ноу- 
хау") - это систематизированное знание полезных и наиболее 
рациональных практических действий.

     5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в специфи- 
ческом физическом, технологическом, культурном и социальном окру- 
жении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. 
Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы сущест- 
вовать, функционировать, достигать целей, должны иметь многочис- 
ленные связи с окружающим миром. Если рассматривать современную 
организацию, то сразу же бросаются в глаза ее связи и взаимо- 
зависимости с вышестоящими организациями, поставщиками, право- 
охранительными, политическими и многими другими организациями и 
институтами, существующими в данном конкретном обществе. Так, 
очень немногие организации принимают на себя полную ответ- 
ственность за социализацию и обучение своих членов. Чаще всего 
культурные образцы, профессии и материальное обеспечение полу- 
чаются от внешних систем.

     За  редким исключением (некоторые военные  организации, мо- 
настыри и т.п.), члены организации одновременно входят в состав и 
других организаций, интересы которых оказывают значительное, 
иногда даже решающее влияние на поведение участников. Поэтому 
одна из характеристик организаций состоит в том, что все они строятся 
на частичном включении в них участников. Точно так же только не- 
многие организации создают собственные технологии. Многое зависит 
здесь от вида окружения, например от получения со стороны меха- 
нического оборудования, информации, программ, обученных рабочих. В 
дальнейшем ресурсы, приходящие извне, адаптируются в организации 
(например, рабочие продолжают повышать квалификацию). Социаль- 
ная структура также воспринимает свои важнейшие компоненты из 
внешнего окружения. Структурные формы не меньше, чем технология, 
зависят от окружения.

     Изучая  внешнее окружение организаций, английский исследователь 
Ричард Тертон выделил основные факторы влияния на организацию 
внешней среды: 1) роль государства и политической системы; 2) влия- 
ние рынка (конкуренты и рынок труда); 3) роль экономики; 4) влияние 
социальных и культурных факторов; 5) технология из внешнего окру- 
жения. Очевидно, что эти факторы внешней среды влияют прак- 
тически на все сферы деятельности организации.

     Для того чтобы организация могла  занять надлежащее место в 
обществе, выжить в соседстве с другими организациями, группами, 
институтами, любая организация должна адаптироваться к этой внеш- 
ней среде. Это обстоятельство вынуждает организацию выбирать стра- 
тегию поведения по отношению к внешней среде. Если такая 
организация стремится максимально изолировать себя от воздействия 
других организаций и институтов, сохранить свою самостоятельность, 
такая стратегия называется буферной. Если же организация стремится, 
напротив, расширить и укреплять свои связи с внешней средой, такая 
стратегия называется стратегией наведения мостов.

     Буферные стратегии имеют много форм, но специфическая осо- 
бенность их всех состоит в стремлении к независимости и укреплению 
границ организации. К буферным стратегиям относятся стратегия 
ужесточения контроля входа в организацию информации, материаль- 
ных ресурсов и людей из внешней среды, стратегия складирования, 
запасания (тем самым повышается автономность организации), раз- 
растание (расширение) организации и др.

     Стратегии наведения мостов призваны упорядочить  обменные отно- 
шения организации, расширить границы деловых контактов, приоб- 
рести новые сферы влияния во внешней среде. Эти стратегии вклю- 
чают в себя усиление взаимозависимости различных организаций, кон- 
троль каждого за каждым. Наиболее типичными стратегиями такого 
рода являются стратегия заключения сделок, стратегия взаимной диф- 
фузии, стратегия поиска новых сфер приложения сил организации и др.

     В целом можно сказать, что каждый из организационных элемен- 
тов - социальная структура, цели, члены организации, технология и 
внешнее окружение - служит важнейшим компонентом всех орга- 
низаций. Таким образом, организации представляются как системы 
элементов, каждый из которых немыслим без других. Например, цели 
сами по себе, так же как и взятая отдельно социальная структура или 
технология, не являются ключом к пониманию природы функцио- 
нирования организаций, как и нет организации, которая может быть 
понята в отрыве от окружающей среды.
 
 
 
 
 

     Заключение

     Организации - это прежде всего социальные группы, ориентирован- 
ные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая 
организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов 
определенным образом скоординированы для достижения общего для 
нее результата во вполне определенной области человеческой деятель- 
ности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкрет- 
ной продукции, политическая партия - для реализации политической 
программы, больница - для лечения больных.

     Кроме того, организации - это такие группы, которым свойственна 
высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко фор- 
мализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок 
охватывают практически всю сферу поведения се членов. Они ясно и 
точно сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, 
предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств 
индивидов, занимающих те или иные позиции в структуре организации. 
Директор, его помощники или рядовые исполнители - все они подчи- 
нены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения на 
службе и субординацию независимо от их личностных качеств.

     Рассматривая  организацию как социальный институт, выделяют несколько элементов, составляющих ее структуру и определяющих ее как особое образование, отличное от многих других. Каждый из организационных элементов - социальная структура, цели, члены организации, технология и внешнее окружение - служит важнейшим компонентом всех орга- 
низаций. Таким образом, организации представляются как системы 
элементов, каждый из которых немыслим без других. Например, цели 
сами по себе, так же как и взятая отдельно социальная структура или 
технология, не являются ключом к пониманию природы функцио- 
нирования организаций, как и нет организации, которая может быть 
понята в отрыве от окружающей среды.

     Литература 

     
  1. Барков С.А. Социология организаций: Учебное пособие  
    Издательство: Издательство МГУ, 2004 г. - 288 с.
  2. Бельский В.Ю., Беляев А.А. Лощаков Д.Г. Социология, Учебник./ Под ред. Д.Г. Лощакова. –М.: Инфра-М, 2002.
  3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. 
    Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.
  4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995.— 352 с.
  5. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2004.
  6. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

Информация о работе Организация и ее элементы