Организация и методика проведения ревизии учета реализации товаров в предприятии торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:27, реферат

Описание

Основными задачами ревизии и аудита реализации являются:
1. проверка обоснованности плана реализации и его выполнения;
2. определение правильности оформления первичных документов, связанных с реализацией продукции;
3. установление наличия, своевременности и правильности заключения договорных взаимоотношений предприятия с соответствующими заготовительными и другими организациями;
4. проверка качества реализованной продукции, уровня ее товарности;
5. контроль за правильным установлением закупочных и других цен;
6. определение полноты и своевременности поступления выручки на счета предприятия;
7. проверка выявления резервов увеличения реализации продукции и поступления выручки;
8. проверка полноты и правильности возмещения покупателями расходов, связанных с процессом реализации;

Содержание

Введение………………………………………………..…………………………4
1 Товарооборот как объект финансово-хозяйственного контроля………………5
1.1 Товарооборот: экономическое содержание и задачи его контроля………….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование, информационное обеспечение проверки операций по продаже товаров предприятиями торговли………..…………6
1.3 Общая характеристика системы внутреннего контроля торговых организаци……………………………………………………………………………………...7
2 Организация и методика проведения ревизии учета реализации товаров в предприятии торговли…………………………………………………………….9
2.1 Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и состояния отчетности………………………………………….………………...9
2.2 Планирование и организация проведения ревизии учета реализации товаров ….10
2.3 Проверка правильности документального оформления операций по реализации товаров и обоснованности включения выручки в состав товарооборота ……………..11
2.4 Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета реализации товаров …………...…..12
2.5 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, по налогам и отчислениям, базой расчета которых является выручка от реализации………………………………13
2.6 Проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по выручке от реализации…………………………..16
3 Методика оформления результатов проверки операций по реализации товаров….18
3.1 Оценка состояния внутреннего контроля за полнотой оприходования и правильности отражения в учете выручки от реализации товаров……………..18
3.2 Документальное оформление материалов ревизии учета реализации товаров…...19
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита учета реализации товаров………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников………………………………………...…………..24
Приложения………………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

с нета.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)


6

 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………..…………………………4

1 Товарооборот как объект финансово-хозяйственного контроля………………5
1.1 Товарооборот: экономическое содержание и задачи его контроля………….5  
1.2 Нормативно-правовое регулирование, информационное обеспечение проверки операций по продаже товаров предприятиями торговли………..…………6
1.3 Общая  характеристика системы внутреннего  контроля торговых организаци……………………………………………………………………………………...7
2 Организация и методика проведения ревизии учета реализации товаров в предприятии торговли…………………………………………………………….9
2.1 Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и состояния отчетности………………………………………….………………...9
2.2 Планирование и организация проведения ревизии учета реализации товаров ….10  
2.3 Проверка правильности документального оформления операций по реализации товаров и обоснованности включения выручки в состав товарооборота ……………..11
2.4 Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического  и аналитического учета реализации товаров …………...…..12
2.5 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, по налогам и отчислениям, базой расчета которых является выручка от реализации………………………………13
2.6 Проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по выручке от реализации…………………………..16
3 Методика оформления результатов проверки операций по реализации товаров….18
3.1 Оценка состояния внутреннего  контроля за полнотой оприходования и правильности отражения в учете выручки от реализации товаров……………..18
3.2 Документальное оформление материалов ревизии учета реализации товаров…...19
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита учета реализации товаров………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников………………………………………...…………..24
Приложения………………………………………………………………………………..28

ВВЕДЕНИЕ
            Реализация продукции – важная стадия кругооборота средств предприятия, на которой определяется общественная полезность продукта [1, с. 339].
            Основными задачами ревизии и аудита реализации являются:
1.      проверка обоснованности плана реализации и его выполнения;
2.      определение правильности оформления первичных документов, связанных с реализацией продукции;
3.      установление наличия, своевременности и правильности заключения договорных взаимоотношений предприятия с соответствующими заготовительными и другими организациями;
4.      проверка качества реализованной продукции, уровня ее товарности;
5.      контроль за правильным установлением закупочных и других цен;
6.      определение полноты и своевременности поступления выручки на счета предприятия;
7.      проверка выявления резервов увеличения реализации продукции и поступления выручки;
8.      проверка полноты и правильности возмещения покупателями расходов, связанных с процессом реализации;
9.      выявление потерь на стадии сбыта продукции и лиц, виновных в этом;

10. организация учета и проверка достоверности отчетных данных по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг.
            Кроме этого, немаловажной задачей ревизии товарных операций в торговле является контроль соблюдения нормативно-правовых актов на всех стадиях реализации товаров, а также контроль сохранности товаров.
            Объектом контроля являются плановые задания по товарообороту и их выполнение, обеспеченность товарными фондами, достоверность учета и отчетность, технология продажи.

1                  
Товарооборот как объект финансово-хозяйственного контроля
1.1          
Товарооборот: экономическое содержание и задачи его контроля
         Розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению за наличный и безналичный расчет (по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средств со счетов вкладчиков банков, по кредитам банков и тому подобное):
·        организациями розничной торговли и общественного питания;
·        организациями других отраслей экономики, имеющими  на своем балансе сеть розничной торговли и общественного питания;
·        организациями, не имеющими  торговой сети, но реализующими товары населению;
·        индивидуальными предпринимателями:
·        физическими лицами, осуществляющими продажу сельскохозяйственных продуктов на рынках [2].
         Розничный товарооборот является конечной стадией движения товаров от продавца до потребителя. При этом розничный товарооборот завершает процесс обращения товаров, так как товары из сферы обращения переходят в сферу потребления. Розничный товарооборот является одним из основных показателей, который можно рассматривать в двух аспектах:
         - как результат деятельности предприятия торговли;
         - как результат, характеризующий социально-экономическое развитие страны, то есть отражающий экономический эффект.
         Как экономический показатель товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящий в сферу личного потребления. Кроме этого объем товарооборота характеризует развитие национальной экономики, ее состояние, развитие промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка, инфляционные процессы.
         Основными задачами контроля товарооборота являются:
1.     проверка правильности документального оформления операций по реализации товаров и обоснованности включения выручки в состав товарооборота;
2.     проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического  и аналитического учета реализации товаров;
3.     проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по показателям товарооборота;
4.     проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, по налогам и отчислениям, базой расчета которых является выручка от реализации, включенная в состав товарооборота.
 

1.2 Нормативно-правовое регулирование, информационное обеспечение проверки операций по продаже товаров предприятиями торговли
         Ведомственный  контроль – составная часть государственного контроля, осуществляемая республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в целях обеспечения соблюдения подчиненными и входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения нарушений законодательства, регулирующего экономические отношения, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности [3].
         Все органы, уполномоченные осуществлять функции вневедомственного контроля, при проведении ревизий и проверок  финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, ведомствах и других центральных органах управления, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуются Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь № 673 от 15.11.1999 года [4].
         Материалами для проверки операций по продаже товаров предприятиями торговли служат накладные на вывоз и отпуск продукции со складов; товарно-транспортные накладные формы ТТН-1; товарные накладные является формы ТН-2; приходные кассовые ордера и ведомости на уплату наличных денежных средств за приобретенную у предприятия продукцию; отчеты материально-ответственных лиц, занятых реализацией продукции; реестр документов по реализации продукции (работ, услуг); накопительные ведомости учета реализации продукции (работ, услуг); соответствующие  журналы-ордера, машинограммы, бухгалтерский баланс.
 

1.3 Общая  характеристика системы внутреннего  контроля торговых организаций
         Система внутреннего контроля – это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством субъекта в качестве средств для эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного субъекта надзор и проверку:
-       соблюдения требований законодательства;
-       точности и полноты документации бухгалтерского учета;
-       своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
-       предотвращения ошибок и искажений;
-       исполнения приказов и распоряжений руководства;
-       обеспечения сохранности имущества субъекта [15].
Как правило, оценка системы внутреннего контроля организации включает несколько этапов:
1.     ознакомление с системой внутреннего контроля;
2.     первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;
3.     подтверждение достоверности оценки надежности системы внутреннего контроля.

На этапе ознакомления с системой внутреннего контроля проверяющий  получает общее представление о специфике и масштабе деятельности субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального ознакомления проверяющий принимает решение о том, может ли он в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля субъекта.

        
         2 Организация и методика проведения ревизии учета реализации товаров в предприятии торговли
2.1 Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и состояния отчетности
         В целях соблюдения организацией РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» в течение отчетного года единообразия ведения бухгалтерского учета и во исполнение Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г.  №3321 – XII [5] и норм Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утверждено постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 17.04.2002 №62 [7], ежегодно разрабатывается и утверждается учетная политика в целях бухгалтерского учета.
         Согласно учетной политике РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ»  [Приложение А] признание в бухгалтерском учете выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг осуществляется по мере отгрузки (отпуска) товаров, продукции, работ, услуг и предъявления расчетных документов (метод начисления).
         Учет реализации осуществляется с использованием субсчетов к счету 90 «Реализация», предусмотренных в Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета [8], а также субсчетов третьего порядка для обеспечения раздельного учета льготируемых оборотов [Приложение Б].
         Бухгалтерский учет на предприятии ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Бухгалтерский учет организуется по централизованной форме. Организацией применяется журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета с автоматизацией учетных операций при помощи компьютерной программы «1С Предприятие 7.7».
         Главный бухгалтер обеспечивает соблюдение в течение года учетной политики  целях бухгалтерского учета и ее раскрытие в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету.
 

2.2 Планирование и организация проведения ревизии учета реализации товаров
Процесс подготовки и проведения ревизии учета реализации товаров включает следующие этапы:
1.     подготовка к проведению ревизии;
2.     инвентаризация и обследование;
3.     проверка и анализ учета реализации товаров;
4.     систематизация и обобщение результатов ревизии;
5.     реализация материалов ревизии;
6.     контроль выполнения решений, принятых по результатам ревизии.
     Ревизия проводится на основании письменного приказа руководителя контролирующего органа [Приложение В], где указывается:
1.     наименование контролирующего органа, проводящего ревизию;
2.     наименование объекта проверки;
3.     вид ревизии;
4.     ФИО проверяющего, его должность и состав ревизионной группы;
5.     ревизионный период;
6.     срок проведения проверки;
7.     срок предоставления материалов ревизии.
     Проведению ревизии предшествует подготовительная работа, которая заключается в:
1.     изучении нормативных актов, касающихся особенностей деятельности контролируемого объекта;
2.     изучении бухгалтерской и статистической отчетности;
3.     изучении материалов предыдущих ревизий и тематических проверок.
Результаты работы, проведенной в подготовительный период отражаются в программе ревизии [Приложение Г]. Программа ревизии содержит сроки, виды, объем и задачи работы каждого специалиста в составе ревизионной бригады. Она позволяет скоординировать работу членов  бригады и сократить сроки проверки. Программа составляется в двух экземплярах: первый остается в контрольно-ревизионной организации, второй – руководитель контрольно-ревизионной бригады забирает собой на проверку.  Программа подписывается руководителем контрольно-ревизионной организации и руководителем контрольно-ревизионной бригады.

 На основании программы руководитель ревизионной бригады составляет рабочий план проведения ревизии [Приложение М]. В нем указываются объекты ревизии, объемы работ, способы проверки, исполнители и сроки выполнения работ. План уточнятся на месте проверки с учетом результатов проведенного обследования. Он согласуется с руководителем проверяемой организации и подписывается руководителем контрольно-ревизионной бригады. На конечной стадии подготавливаются предложения по результатам проверки [Приложение Д].
 

2.3 Проверка правильности документального оформления операций по реализации товаров и обоснованности включения выручки в состав товарооборота
         Проверка правильности документального оформления операций по реализации товаров начинается с  проверки правильности оформления первичных документов. Так реализации товаров оформляется накладными формы ТТН-1 и ТН-2, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. N 192[9].
  Товарно-транспортная накладная формы ТТН-1 является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, приходуются на основании документов, выписанных грузоотправителем [9].
Товарная накладная является формы ТН-2 документом строгой отчетности и используется для отпуска и приемки товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется без участия автомобильных транспортных средств (почтой или нарочным). Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их у получателя, а также складского и бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей [9].
В ходе проверки осуществляется контроль за  соблюдением Инструкции по заполнению товарно-транспортных накладных и товарных накладных [9], а именно было проверено заполнение реквизитов, расчет суммы налога на добавленную стоимость, наличие подписей и печатей.
Итоговую сумму по ТТН-1 сравниваем с оборотно-сальдовой ведомостью по счету 60/1 [Приложение М]. Факт уплаты подтверждается платежными поручениями [Приложение И, Л]. Факт приобретения товаров также находит отражение в книге покупок [Приложение Н].
Таким образом, по результатам выборочной проверки  товарно-транспортных накладных [Приложения К, Е, Ж, З] нарушений не выявлено.
 

2.4 Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического  и аналитического учета реализации товаров
         Основными источниками информации для проверки правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического  и аналитического учета реализации товаров являются приходные кассовые ордера, отчеты кассира и  z-отчеты кассового аппарата.

         Проверка начинается с определения нарушений при заполнении реквизитов первичных документов, расхождения при записи сумм цифрами и прописью, наличия подписей главного бухгалтера и кассира.

         Таким образом, проверкой установлено, что при заполнении приходных кассовых ордеров за проверяемый период, отклонений не выявлено: указано полное наименование предприятия, учетный номер плательщика, сумма прописью соответствует сумме, записанной цифрами, приходный кассовый ордер заверен штампом организации, подписями главного бухгалтера и кассира

         Далее проверяется полнота оприходования выручки. С этой целью, соответствие данных приходных кассовых ордеров [Приложение Л], суммам выручки, указанным в кассовой книге [Приложение О] и данных по z-отчету кассового аппарата [Приложение П]. Составляется вспомогательная ведомость таблица 1.

Таким образом, по результатам проведенной проверки можно сделать вывод о том, что выручка оприходована полностью, отклонений при этом выявлено не было.
 

2.5 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, по налогам и отчислениям, базой расчета которых является выручка от реализации
         Государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств, который республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и другие цели [1, с.252]. Министерство по налогам и сборам осуществляет контроль за своевременностью подачи предприятиями налоговых деклараций, а также за правильностью исчисления сумм и своевременностью их перечисления в доход государственного бюджета [1, с.252]. В случае нарушения сроков предоставления налоговых деклараций или несвоевременного расчета по  налогам и сборам с государственным бюджетом, а также в случае сокрытия или занижения суммы прибили, к организации могут быть применены финансовые санкции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

         Порядок исчисления и сроки уплаты налога на добавленную стоимость регулируются Законом Республики Беларусь № 1319- XII от 19.12.1991 года “О налоге на добавленную стоимость» [10]. Источниками информации, используемой в процессе контроля за          правильностью и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость являются налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость [Приложение Р] и приложенный к ней список товаров, облагаемых льготным НДС по перечню указа Президента, журнал-ордер по счету 90 «Реализация» [Приложение С] и по счету 68.2 «Налоги, уплачиваемые с выручки» [приложение Т].  Составляется вспомогательная ведомость таблица 2.

Примечание — Источник: собственная разработка.
Таким образом, можно сделать вывод о достоверности данных налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также о своевременности и полноте расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.

         Законом Республики Беларусь №191-3 от 29.12.2006 года «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» [11] установлен перечень налогов и отчислений, уплачиваемых организациями в государственный бюджет в 2007 году. В соответствии с указанным законом, в 2007 году исчисляются и подлежат уплате в бюджет сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог, базой расчета которых является выручка от реализации.

3 Методика  оформления результатов проверки операций по реализации товаров
3.1 Оценка состояния внутреннего  контроля за полнотой оприходования и правильности отражения в учете выручки от реализации товаров
         Контроль за полнотой оприходования и правильности отражения в учете выручки от реализации товаров возлагается на бухгалтерию. В целях повышения оперативности контроля заведующие аптеками составляют и передают в бухгалтерию кассовые и товарные отчеты за десять дней.

При этом бухгалтер предварительно вводит в бухгалтерскую программу данные кассовых и товарных отчетов. Из кассовых отчетов переносятся суммы денежных средств ежедневно сдаваемых аптеками через инкассаторов в обслуживающий банк. Далее из товарного отчета переносится общая сумма выручки. Формируется ведомость движения денежных средств по кассе за проверяемый период [Приложение 5], при этом определяется соответствие между остатком на конец проверяемой отчетной даты и кассовой книги за аналогичный период [Приложение О]. Составляется вспомогательная ведомость таблица 6.

 

3.2 Документальное оформление материалов ревизии учета реализации товаров
         Результаты ревизии оформляются актом комплексной ревизии [Приложение 9]. По структуре акт комплексной ревизии состоит из двух частей:

1.     вступительной;
2.     исследовательской (результативно).
         Во вступительной части отражается:
1.     наименование документа;
2.     место и дата его составления;
3.     основание назначения ревизии;
4.     даты начала и окончания ревизии;
5.     ревизионный период;
6.     должности и ФИО работников осуществляющих проверку;
7.     наименование и местонахождение проверяемой организации;
8.     какие операции подвергаются проверке, каким способом и за какой период.

     В акте могут быть указаны краткие данные о проверяемой организации, ее организационной структуре и видах осуществляемой деятельности.

     Результативная часть акта представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений и недостатков. Она оформляется в произвольной форме по разделам, соответствующим программе ревизии.

          Акт подписывается руководителем ревизионной бригады, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации
 

Информация о работе Организация и методика проведения ревизии учета реализации товаров в предприятии торговли