Организация рабочего процесса в гостинице

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание

Цель данной работы–разработка комплекса мероприятий, направленных на совершенствование организации производства в гостинице «Жемчужина».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить сущность организации производства;
• выявить особенности организации рабочего процесса в гостинице;
• рассмотреть общую характеристику анализируемой гостиницы;
• проанализировать организацию производства и основные показатели деятельности гостиницы «Жемчужина»;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к организации производства 3
Сущность организации производства 3
1.2. Типы и формы организации производства 7
1.3. Методы организации производства 10
1.4. Особенности работы в сфере гостиничного хозяйства 12
Глава 2. Анализ действующей организации производства в гостинице «Жемчужина» 16
2.1. Общая характеристика гостиницы «Жемчужина» 16
Организация производства в гостинице «Жемчужина» 20
2.3. Правила по охране труда и пожарной безопасности в гостинице 24
Глава 3. Практические предложения по совершенствованию организации производства в гостинице «Жемчужина» 26
Разработка и обоснование мероприятий 26
Оценка эффективности мероприятий 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Организация производства на предприятии отрасли.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

    Современный этап развития экономики характеризуется возрастающей ролью человеческого фактора. Выбранная тема очень актуальна, потому что все более очевидным становится то, что устойчивость бизнеса, рост его прибыльности  невозможны без правильной организации производства на предприятии. Практическая и теоретическая значимость обуславливается тем, что ни одна организация не может нормально функционировать в быстроменяющихся условиях ведения бизнеса, если она не имеет хорошо налаженного и организованного рабочего процесса.

    Объектом  исследования является гостиница «Жемчужина», а предметом-хозяйствующие процессы, протекающие в ней, социально-экономическая  эффективность и результаты деятельности организации.

    Цель  данной работы–разработка комплекса  мероприятий, направленных на совершенствование организации производства в гостинице «Жемчужина».

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие  задачи:

    • изучить сущность организации производства;
    • выявить особенности организации рабочего процесса в гостинице;
    • рассмотреть общую характеристику анализируемой гостиницы;
    • проанализировать организацию производства и основные показатели деятельности гостиницы «Жемчужина»;
    • сформулировать основные правила по охране труда и пожарной безопасности на действующем предприятии;
    • разработать и обосновать мероприятия по совершенствованию организации производства в гостинице;
    • дать оценку эффективности предложенных мероприятий.

    Глава 1. Теоретические  подходы к организации  производства

    • Сущность  организации производства
     

          Любая экономическая система, в том числе предприятие, решает три главных вопроса: что производить, как производить, для кого производить. Организация производства напрямую связана с поиском ответа на вопрос: как производить? Она призвана определить эффективные взаимосвязи между отдельными элементами производственно-сбытового процесса и создать условия для повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Именно поэтому переход к рыночным отношениям обусловливает необходимость совершенствования организации производства на предприятии.

          Сущность  организации производства состоит  в объединении и обеспечении  взаимодействия личных и вещественных элементов производства, установлении взаимосвязей и согласованных действий участников производственного процесса, создании организационных условий для реализации экономических интересов и социальных потребностей работников на производственном предприятии.

          Функции организации производства можно  свети к следующему:

    1. подготовка производства;
    2. организация производственных процессов;
    3. организация вспомогательных и обслуживающих процессов;
    4. технический контроль качества;
    5. оперативное планирование производства;
    6. организация труда работающих;
    7. управление предприятием.

          Рассмотрим  содержание и взаимосвязь таких  понятий как производственная система и производственный процесс.

          Любое производство представляет собой совокупность трех элементов: средств труда, предметов  труда и рабочей силы. Существуют две стороны производства – структурная  и функциональная.[2]

          Понятие «производственная система» несет в себе структурную характеристику производства, т.е. его строение, характер связей между отдельными элементами. С этих позиций производство рассматривается в статике, так как структура является достаточно стабильной. Другими словами, производственная система представляет совокупность элементов производства, способных выполнить определенную функцию – осуществить выпуск определенного количества продукции соответствующего качества в заданные сроки.

          Понятие «производственный процесс» отражает функциональную сторону производства, т.е. его динамику, и представляет собой целенаправленное изменение состояний предметов труда (изменяющих свои физические или химические свойства, геометрические размеры, положение в пространстве), средств труда (изменяются режимы работы оборудования для выполнения тех или иных операций по обработке предметов труда) и рабочей силы, в результате чего из исходного сырья получают готовый продукт.

          Таким образом, производство выступает как  единство производственной системы  и производственного процесса. Общими для них являются элементы производства: материальные (средства и предметы труда) и личные (рабочая сила). Необходимым условием протекания производственного процесса является наличие производственной системы. И чем разумнее, продуманнее спроектирована производственная система, тем в большей мере создаются предпосылки для наиболее эффективного протекания производственного процесса. Но именно предпосылки, поскольку производственная система может обладать большими возможностями, но не всегда эти возможности могут быть реализованы – это уже зависит от того, каким образом будет организован производственный процесс.[8]

          Объективной основой организации производства служат отношения, возникающие в  сфере производства материальных благ на уровне низового звена - производственного предприятия.

          В ходе формирования и функционирования процесса материального производства проявляются следующие виды отношений, которые являются отношениями организации  производства: чисто технические  отношения, выражающие формы объединения людей и вещественных факторов производства; производственно-технические отношения, возникающие по поводу совместного труда участников производственного процесса; отношения, характеризующие взаимозависимость вещественных, энергетических и информационных ресурсов производства.

          Предметом организации производства как науки  следует считать изучение отношений  организации производства в сфере  производства материальных благ.

          Организация производства опирается на присущие ей собственные законы и закономерности и использует законы и закономерности других наук, такие как теория систем, кибернетика, теория управления и т.д.

          Организация производства в рамках отраслей и  крупных хозяйственных комплексов состоит в развитии специализации  и кооперирования предприятий, в обеспечении оптимальной концентрации производства на основе сочетания крупных, средних и малых предприятий, в создании отраслевой инфраструктуры и научного обслуживания предприятий.

           В материальном производстве выделяют две  стороны: производительные силы и производственные отношения, которые образуют в своем единстве способ производства.

           Производительные  силы – это силы и средства, участвующие  в процессе производства. Производственные отношения – отношения между  людьми, возникающие в процессе производства и распределения материальных благ. Функционирование процесса производства обеспечивается на основе его организации. [7]

           Деятельность  по организации производства реализуется  через функции организации производительных сил и производственных отношений.

           Первая  функция решает задачу организации  производительных сил. С ее помощью  обеспечивается соединение личных и  вещественных факторов производства в  единый производственный процесс. Элементы производительных сил выступают  как факторы производства: человек – личный фактор, орудия и предметы труда – вещественные факторы. Организация производства решает задачу объединения и обеспечения рационального сочетания и взаимодействия в пространстве и во времени всех факторов производства. [5]

           Вторая  функция организации производства направлена на установление между участниками производственного процесса и подразделениями предприятия, занятыми созданием материальных благ, разнообразных связей, обеспечивающих их совместную деятельность. Следует исходить из того, что производственные отношения образуют сложную систему, включающую в себя производственно-технические и социально-экономические отношения. Производственно-технические отношения выступают как отношения по поводу совместного труда участников производства. Основой этих отношений являются разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ и их исполнителей и диктуют необходимость налаживания между ними производственных связей. Эта функция и устанавливает связи, обеспечивающие совместную деятельность людей в процессе производства.

           Третья  функция состоит в создании организационных  условий, обеспечивающих взаимодействие на экономической основе всех производственных звеньев предприятия как единой производственной системы, и реализует  задачу создания заинтересованности работников в результатах труда. Она базируется на использовании категории социально-экономических отношений. Социально-экономические отношения выражают отношения между людьми, определяемые характером и формой присвоения средств производства, отношениями собственности.

           Четвертая функция призвана решать задачи создания условий для повышения качества трудовой жизни работников, их постоянного  профессионального и социально-культурного  развития, самосовершенствования трудовых ресурсов предприятия.

          Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что сущность организации  производства состоит в объединении  и обеспечении взаимодействия личных и вещественных элементов производства, установлении взаимосвязей и согласованных  действий участников производственного процесса, создании организационных условий для реализации экономических интересов и социальных потребностей работников на производственном предприятии.

      • 1.2. Типы и формы  организации производства
       

           Тип производства - классификационная категория производства, учитывающая его объективные конкретные свойства (широту номенклатуры, регулярность, стабильность и объем выпуска продукции).

           Разновидности организационных типов производства таковы:

        1. единичное - производство, характеризующееся широкой номенклатурой продукции и малым объемом выпуска одинаковых изделий, повторное изготовление которых осуществляется через продолжительные промежутки времени или совсем не производится;
        2. серийное - производство, имеющее ограниченную номенклатуру продукции, а изготовление отдельных изделий периодически повторяется определенными партиями (сериями); общий их выпуск должен быть достаточно большим; оно бывает мелко-, средне - и крупносерийным;
        3. массовое - производство, отличающееся узкой номенклатурой продукции (часто она ограничивается одним типом и видом изделия), зато большим объемом и длительным временем ее изготовления.

           Наиболее  эффективным является массовое производство, которое делает возможным применение высокопроизводительного специального оборудования и рациональной организации производства (производственных процессов).[3]

           Технически  и организационно самым сложным  и наименее эффективным является единичное производство.

           Основным  показателем, характеризующим тип  производства, является коэффициент  закрепления операций КЗ. Коэффициент закрепления операций для группы рабочих мест определяется как отношение числа всех различных технологических операций, выполненных или подлежащих выполнению в течение месяца, к числу рабочих мест:

                    Копi

       Кз  =

                    Кр.м    

           где Копi - число операций, выполняемых на i-м рабочем месте; 
      Кр.м - количество рабочих мест на участке или в цехе.[8]

           Форма организации производства представляет собой определенное сочетание во времени и в пространстве элементов производственного процесса при соответствующем уровне его интеграции, выраженное системой устойчивых связей.

           Различные временные и пространственные структурные  построения образуют совокупность основных форм организации производства. Временная  структура организации производства определяется составом элементов производственного процесса и порядком их взаимодействия во времени. По виду временной структуры различают формы организации с последовательной, параллельной и параллельно-последовательной передачей предметов труда в производстве.

           Форма организации производства с последовательной передачей предметов труда представляет собой такое сочетание элементов  производственного процесса, при  котором обеспечивается движение обрабатываемых изделий по всем производственным участкам партиями произвольной величины. Предметы труда на каждую последующую операцию передаются лишь после окончания обработки всей партии на предшествующей операции.

           Форма организации производства с параллельной передачей предметов труда основана на таком сочетании элементов производственного процесса, которое позволяет запускать, обрабатывать и передавать предметы труда с операции на операцию поштучно и без ожидания.

           Форма организации производства с параллельно-последовательной передачей предметов труда является промежуточной между последовательной и параллельной формами и частично устраняет присущие им недостатки. Изделия с операции на операцию передаются транспортными партиями. При этом обеспечивается непрерывность использования оборудования и рабочей силы, возможно частично параллельное прохождение партии деталей по операциям технологического процесса.

           Пространственная  структура организации производства определяется количеством технологического оборудования, сосредоточенного на рабочей  площадке (числом рабочих мест), и расположением его относительно направления движения предметов труда в окружающем пространстве.[9]

           Таким образом, можно сделать вывод  о том, что существует 3 организационных  типа производства: единичное, серийное и массовое. Наиболее эффективным  их них является массовое производство. Также существуют временная и пространственная структуры производства. В свою очередь по виду временной структуры различают формы организации с последовательной, параллельной и параллельно-последовательной передачей предметов труда в производстве. Последняя является промежуточной между последовательной и параллельной формами и частично устраняет присущие им недостатки.

        • 1.3. Методы организации  производства
         

               Применяемые методы организации производственного  процесса можно разделить на три вида:

          • поточные;
          • партионные;
          • единичные.

               Основной  структурной единицей поточного  производства является поточная линия. Поточная линия представляет собой совокупность рабочих мест, расположенных по ходу технологического процесса, предназначенных для выполнения закрепленных за ним операций. В условиях потока наиболее часто применяются разнообразные приводные транспортные средства — конвейеры. На конвейере непрерывного действия технологические операции выполняются во время движения изделия. [7]

               Поточный метод организации производственного процесса характеризуется высокой эффективностью, которая обеспечивается высоким уровнем использования всех принципов организации производства.

               Эффективность поточного метода проявляется:

          • в повышении производительности труда за счет сокращения перерывов в изготовлении продукции, механизации производственного процесса, специализации рабочих мест и т.д.;
          • в ускорении оборачиваемости оборотных средств за счет сокращения цикла обработки;
          • в снижении себестоимости продукции.

               Недостатки  поточного метода:

          • монотонная, однообразная работа на конвейерах является причиной низкой удовлетворенности трудом рабочих и способствует увеличению текучести кадров;
          • изделие должно быть полностью подготовлено к производству, так как любая его «доводка» потребует остановки всего конвейера;
          • вся поточная линия может остановиться из-за поломки одного станка или выбытия одного рабочего.

               Партионный метод организации производства имеет следующие характерные черты:

          • запуск в производство изделий партиями;
          • обработка одновременно продукции нескольких наименований;
          • закрепление за рабочим местом выполнения нескольких операций.

               Наибольшее  распространение партионные методы организации получили в серийном и мелкосерийном производствах, в заготовительных цехах массового и крупносерийного производства, использующих высокопроизводительное оборудование, превосходящее своей мощностью пропускную способность сопряженных станков и машин в последующих подразделениях.

               Единичный метод организации производства предполагает изготовление продукции в единичных экземплярах или небольшими неповторяющимися партиями. Он применяется при изготовлении сложного уникального оборудования (прокатные станы, турбины и т.д.), специальной оснастки, в опытном производстве, при выполнении отдельных видов ремонтов и т.п.

               Отличительными  особенностями единичного метода организации производства являются:

          • использование универсального оборудования и специальной оснастки;
          • расположение оборудования по группам однотипных станков;
          • использование рабочих с широкой специализацией высокой квалификации;
          • значительный удельный вес работ с использованием ручного труда;
          • как результат предыдущих характеристик, высокие затраты на производство и реализацию продукции, низкие оборачиваемость оборотных средств и уровень использования оборудования.

            Исходя  из вышесказанного можно сделать  вывод, что существует 3 основных метода организации производственного  процесса: поточный, партионный и единичный. Каждый из них имеет свои характерные  черты и недостатки и применяется  в различных видах производства и изготовления продукции.

          • 1.4. Особенности работы  в сфере гостиничного  хозяйства
           

              С точки зрения бизнеса гостиница  представляет собой предприятие  по производству и предоставлению услуг (гостиничного продукта) коммерческого  гостеприимства, которое предлагает свои удобства и сервис потребителю.

              Работа  в сфере гостиничного сервиса  имеет ряд особенностей, знание которых  позволяет добиться повышения эффективности  и доходности предприятия.

              В первую очередь гостиничному менеджменту  надо учитывать, что на предпочтения клиентов при выборе отеля оказывают влияние следующие факторы:

              ♦   месторасположение гостиницы определяет удобство доступа к отелю и  привлекательность его окружения (развитая инфраструктура) для гостя, что во многом связано с целью посещения (отдых или деловая поездка);

              ♦   удобства обслуживания, а именно: удобные  спальни, рестораны, бары и т.п., доступные  для клиентов и дифференцированные по типам, размерам и ценам;

              ♦   уровень сервиса — ассортимент  предоставляемых услуг, наличие различных видов удобств, их стиль и качество, чистота и комфорт номеров;

              ♦   цена за номер и предложение дополнительных услуг.

              ♦  рекомендации друзей и коллег. Свыше 87 % деловых путешественников самостоятельно принимают решение о месте  размещения, а многие (35 %) основывают свое решение на рекомендациях друзей и коллег в большей степени, чем на рекомендациях турагентов (11 %); 22 % принимают решения, учитывая политику корпорации или компании;

              ♦  имидж гостиницы. Данный фактор обеспечивает благоприятное восприятие отеля, известного клиентам. Имидж в целом складывается из местоположения гостиницы, качества предлагаемых услуг и удобств, внешнего восприятия и внутренней атмосферы отеля, уровня квалификации обслуживающего персонала и т.п.[5]

              Одну  из ключевых ролей в популярности гостиницы играет персонал - самая уязвимая и нестабильная составляющая успеха гостиничного бизнеса. Репутация гостиницы серьезно зависит от человеческого фактора. Без квалифицированного обслуживающего персонала гостиница не востребована, как бы ни был прекрасен ее интерьер. Можно устроить гостя в идеально убранном роскошном номере, но если при этом его плохо обслужить, он больше сюда не приедет и отсоветует ехать своим знакомым. Поэтому известный лозунг «Кадры решают все» можно назвать девизом гостиничного бизнеса [6]

              Любая гостиница, независимо от того, является ли она крупным предприятием (от 300 номеров) или же совсем небольшим (не более 20 номеров), представляет собой  сложный объект управления. В любом  случае гостиница состоит из совокупности служб, большинство из которых, независимо от размера предприятия, являются обязательными. Между службами гостиницы существуют определенные взаимосвязи [1]

              Каждая  гостиница имеет свои собственные  стандарты для обслуживающего персонала, определяемые классом гостиницы, сегментом рынка, в котором она работает, спектром дополнительных услуг, фактором сезонности, конкуренцией, системой управления персоналом, осуществляющей не только подбор кадров, но и выбор модели управления предприятием.

              Обслуживать гостя следует так, чтобы он, даже будучи в плохом настроении, не смог найти повода для недовольства. Только при таком условии можно удержаться в этом бизнесе.

              Качество  предоставляемых услуг в гостинице  — это ее репутация, гарантия конкурентоспособности  и популярности. Благоприятное впечатление производит та гостиница, где обслуживание ненавязчиво, персонала не слышно и не видно, но при этом все пожелания гостя исполняются.

              Гостиница — это непрерывный труд всего  персонала ради удобства клиента. В  гостиничном предприятии нет таких должностей и мест, на которых работник может ничего не делать.

              Хорошей гостиницей традиционно считается  та, где весь персонал объединен  одной задачей — угодить гостю. И если его радушно встретят, предоставят  чистый номер, вкусный обед, но вдруг неожиданно нагрубят в баре, то пропадут все предыдущие усилия персонала, так как гость уедет недовольным. Поэтому к подбору сотрудников в гостиницах относятся чрезвычайно ответственно [6]

              Таким образом, можно сделать вывод, что  работа в сфере гостиничного сервиса имеет свои особенности, знание которых позволяет добиться повышения эффективности и доходности предприятия. Очень важно учитывать множество факторов, оказывающих влияние на предпочтения клиента при выборе отеля. Сюда в первую очередь относятся уровень сервиса и имидж гостиницы, а эти составляющие очень сильно зависят от человеческого фактора, то есть от персонала, работающего в гостинице и обслуживающего клиента, ведь именно он влияет на качество предоставляемых в гостинице услуг. 
           
           
           
           
           
           
           
           

           

            Глава 2. Анализ действующей  организации производства в гостинице «Жемчужина»

            • 2.1. Общая характеристика  гостиницы «Жемчужина»
             

                 Открытие  гостиницы «Жемчужина» состоялось 25 октября 2002 года. Эта гостиница  категории 4 звезды.

            Гостиница состоит из 25 уютных и просторных номеров (1-местные, 2-местные, люкс и полулюкс).

                 Все комнаты оснащены следующим оборудованием  и предоставляют следующие услуги:

            • Кондиционер, регулируемый на вентиляцию и обогрев комнаты
            • Ванна или душевая кабина
            • Набор для ванны (полотенца, халаты, ванные принадлежности)
            • Холодильник
            • Противопожарная сигнализация
            • Телевизор
            • Мебель (шкаф, стол, стулья, кровати)

                   Гостиница предоставляет следующие виды услуг:

            1. Для проживающих в гостинице работает кафе-бар на 20 посадочных мест.
            2. При гостинице действует сауна, бильярдная и предоставляются услуги прачечной.
            3. Предоставляются услуги городской и междугородней телефонной связи.
            4. Организация и проведение приёмов, конференций, семинаров и банкетов на коммерческой основе посредством предоставления конференц-зала.
            5. Наличие системы безопасности: система видеонаблюдения и пожарная сигнализация.

                Данная  фирма имеет организационно –  правовую форму – общество с ограниченной ответственностью.

                 Организационная структура гостиничного предприятия  определяется назначением гостиницы, ее категорией, размером номерного фонда, местоположением, спецификой гостей и др. Создание такой структуры направлено прежде всего на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности. При этом можно выделить основные службы, имеющиеся в гостинице:

            • Служба управления номерным фондом
            • Служба управления персоналом
            • Финансовая служба
            • Бухгалтерия
            • Инженерная служба
            • Служба питания

                 Рис. 2.1.Схема управления гостиницей «Жемчужина»

            Закрепление функций управления за сотрудниками гостиницы «Жемчужина» представлено в таблице 2.1.

                                                                              Таблица 2.1.

            Должностные обязанности работников гостиницы  «Жемчужина»

            Должность Вид деятельности
            Генеральный директор Планирование  и руководство финансово-хозяйственной  и экономической деятельностью  гостиницы, руководство ее структурными подразделениями, распределение обязанностей, контроль соблюдения стандартов качества оказания гостиничных услуг и  др.
            Администратор Решает вопросы  распределения номеров, приема туристов, их регистрации и тд.
            Менеджер  по подбору и обучению персонала Обеспечение организации  кадрами рабочих, служащий и специалистов требуемых профессий, оформление приказов о приеме на работу, установление связей с учебными заведениями и службами занятости, составление планов подготовки и переподготовки кадров и др.
            Менеджер  по развитию и социальному обеспечению  персонала Подготавливает  предложения по горизонтальной и  вертикальной ротации кадров, занимается вопросами социальной помощи сотрудникам.
            Дежурный  по складу         белья  и прачечная Следит за циклом использования  белья в номерах, меняет при необходимости и принимает  заявки по замене или выдачи дополнительного  белья.
            Горничные Уборка гостиничных номеров, сбор вещей для стирки
            Работник  службы безопасности Обеспечивает  безопасность гостей и их собственности, имущества гостиницы, может решать некоторые проблемные вопросы с  гостями
            Работник  отдела по ремонту и эксплуатации сантехнического оборудования Установка и  ремонт сантехнического оборудования
            Работник  службы технического сервиса Профилактические  мероприятия и ремонт техники: телевизоров, холодильников, кондиционеров  и  тд.
             
             
             
             

            Продолжение табл. 2.1

            Работник  отдела по ремонту и эксплуатации энергетического оборудования Обеспечение функционирования таких систем, как электропитание, телевидение, связь.
            Работник  отдела по ремонту и эксплуатации систем кондиционирования, вентиляции, отопления Обеспечение функционирования систем кондиционирования, теплоснабжения, вентиляции.
            Бухгалтер Организация и  введение бухучета, уплата налогов, составление  и сдача бухгалтерской отчетности, работа с банком.
            Кассир  Выплата заработной платы, прием платежей от клиентов,  предоставление чеков за оплату услуг.
            Работники кафе-бара Приготовление и предоставление гостям весь ассортимент  блюд, напитков, кондитерских изделий.
            Работники секция уборки Мойка столовой и кухонной посуды, приборов, подносов, а также уборка кухни.
             

                Найм  сотрудников производился на конкурсной основе с учетом образования, творческого подхода, опыта работы и следующих квалификационных требований:

                Бухгалтер и кассир - образование высшее с  опытом работы в сфере обслуживания, умение работы с кассовыми аппаратами, знание программы 1С Бухгалтерия.

                Администратор - высшее образование, опыт работы, знание иностранных языков, умение работы на ПК.

                Менеджеры по персоналу - высшее образование.

                При приеме на работу сотрудник проходил испытательный срок. 

                На  нашей фирме прослеживается важная особенность, характерная для всего рынка гостиничного персонала, - это высокая текучесть кадров.

              • Организация производства в гостинице  «Жемчужина»
               

                   Проанализируем  основные экономические показатели работы гостиницы. Одним из самых  важных показателей является персонал, работающих в гостинице. Анализ численности работников гостиницы приведен в таблице 2.2.

                  Таблица 2.2

                  Численность работников гостиницы

              Списочный состав на начало отчетного года 21
              Принято в течении отчетного года (всего) 2
              Выбыло  в течении отчетного года (всего) 3
              Состояло  в списочном составе на конец  отчетного периода (стр 1+стр 2 - стр3) 20
              Число работников, состоявших в списках предприятия весь отчетный период 20
              Среднесписочное число работников 21
               

                  По  данным таблицы 2.2 определим К тек  персонала в 2009 году:

                  К тек= Рв/Рс*100%=3/21*100=14%

                  где Рв - численность работников, уволенных  по причинам текучести,

                  Рс  – среднесписочная численность  работников.

                  На  данном предприятии наблюдается  высокий уровень текучести кадров, равный 14%, что указывает на наличие  недостатков в управлении персоналом и управлении предприятием в целом. В данном случае высокий уровень текучести может быть связан с большим объемом работы в определенные сезоны.

                  Эта тенденция  характерная для всего  рынка гостиничного персонала. Более 70 % молодых специалистов уходят из отельного бизнеса после первого  года работы. На уровне топ-менеджмента это объясняется нехваткой специалистов, на нижних позициях миграция связана с маленькой зарплатой, высокими нагрузками и стрессами. Кадровый голод сказывается главным образом именно на сотрудниках низшего звена. К примеру, менеджеры, работающие в одной гостинице, пытаются закрепиться в ней, зарекомендовать себя, чтобы построить хорошую карьеру, вырасти в должности. В случае увольнения из одного отеля и перехода в другой вчерашний отельный менеджер среднего звена не всегда может быть на сто процентов уверен, что на новом месте ему предложат те же профессиональные позиции, ту же зарплату, возможность хорошего карьерного роста. Поэтому здесь четко прослеживается желание не просто работать, а закрепиться за местом.

                  Что касается горничных, уборщиков, посудомойщиков, то их зарплата, в основном, варьируется от 12 до 18 тысяч рублей. Никакого карьерного роста в работе сотрудников обслуживающего сектора не наблюдается. Поэтому при переходе на работу в другую гостиницу сами работники ничего не теряют [8]

                  Средний уровень заработных плат работников представлен в таблице 2.3

                                                                              Таблица 2.3

                  Зарплата  работников фирмы.

              Должность Кол-во работников, чел. Месячная заработная плата, руб. Месячный фонд заработной платы, руб.
              Генеральный директор 1 38000 38000
              Администратор 2 18000 36000
              Менеджер  по подбору и обучению персонала 1 17000 17000
              Менеджер  по развитию и социальному обеспечению  персонала 1 16000 16000
              Дежурный  по складу         белья  и прачечная 1 9000 9000
              Горничные 3 12000 36000
              Работники службы безопасности 1 9000 9000
              Работник  отдела по ремонту и эксплуатации сантехнического оборудования 1 12000 12000
              Работник  службы технического сервиса 1 11000 11000
              Работники отдела по ремонту и эксплуатации энергетического оборудования 1 9000 9000
               
               
               
               

              Продолжение таблицы 2.3.

              Работники отдела по ремонту и эксплуатации систем кондиционирования, вентиляции, отопления 1 9000 9000
              Бухгалтер 1 30000 30000
              Кассир 1 25000 25000
              Работники кафе-бара 3 11000 33000
              Работники секция уборки 1 8000 8000
              Всего 20   298000

                  Заработная  плата начисляется в соответствии со временем работы, уровнем квалификации, знанием иностранных языков.

                  Анализ  экономических данных фирмы представлен  в таблице 2. 4.

              Таблица 2.4.

              Анализ  экономических данных

              Отчетный 

              период

              Экономические

              показатели

              I квартал 2009г II квартал 2009г III квартал 2009г IV квартал 2009г
              Расходы 12838875 13413750 13174219 13413750
              Выручка 19162500 22356250 23953125 19162500
              Прибыль 6323625 8942500 10778906 5748750
              Рентабельность  60%

                  По  данным экономического анализа можно сделать вывод, что доход гостиницы в разные периоды времени разный. Это, прежде всего связанно с заполняемостью гостиницы, которая обусловлена  фактором  сезонности. Традиционно гостиничный бизнес считается одним из самых зависимых от времени года.

                  В период «белых ночей» гостиница заполняется  практически на 100%, в низкий сезон - примерно на 35%. Среднегодовая загрузка при этом составляет около 65-70%.

                   Среднегодовая рентабельность «Жемчужины» составляет 60%. Следовательно фирма окупает  себя, приносит прибыль, соответственно, есть смысл продолжать функционировать и развиваться на рынке. Но, так как заполняемость  гостиницы колеблется, то колеблется и прибыль предприятия, а, следовательно, и изменяется рентабельность.

                  На  основе данных рассчитаем главные экономические показатели деятельности фирмы, одновременно являющиеся показателями эффективности управления персоналом:

              1. Производительность труда, т. е. выработка, приходящаяся на 1 рабочего:

                  P1 = C1/R,

                  где    P1 - производительность одного работающего, руб./чел.;

                  С1- выручка от реализации (объем продаж) услуг за год, руб.;

                  R - среднесписочная численность, чел.

                  84634375/21=4030208 руб./чел.

              1. Зарплатоемкость продукции:

                  Р2= С2 / С1,

                  где    Р2 - показатель зарплатоемкости продукции, руб. / руб.;

                  С2-общая сумма затрат на оплату труда за год, руб.

                  (289000*12)/ 84634375=0,0422 руб./руб.

                  Показатель  зарплатоемкости продукции показывает долю зарплаты в каждом рубле выручки. Нормативное значение данного показателя Р2<0,25. Значение,  полученное нами соответствует норме, что является весьма положительным показателем.

              1. Прибыль на рубль реализации услуг:

                    Р3=(С1-S1)/С1

                  где    Р3 - расчетный показатель, руб. / руб.;

                  S1 - себестоимость производства и реализации продукции (издержки) за год, руб.

                  (84634375-52840594)/84634375=0,37 руб. / руб.

                  Данный  показатель показывает, сколько прибыли  дает каждый рубль стоимости оказанных  услуг. Нормативное значение данного  показателя Р3>0,23

                  Значение,  полученное нами несколько больше нормы, что говорит о том что наше предприятие окупает себя и приносит прибыль, следовательно оно конкурентоспособно и его функционирование на рынке целесообразно и рентабельно.

                • 2.3. Правила по охране  труда и пожарной  безопасности в  гостинице
                 

                               Ответственным за технику безопасности  в гостинице является главный инженер (инженер), который назначается приказом директора.

                     Инструкция  по технике безопасности для каждой профессии разрабатывается инженерами, начальниками служб, заведующими корпусами  или другими лицами на основе правил техники безопасности или типовых инструкций, утверждается главным инженером или директором гостиницы и согласовывается с профсоюзным коллективом. Инструкции по технике безопасности должны быть пронумерованы. Инструкции по технике безопасности при работе на различного рода оборудования, станках, приборах, аппаратах, должны быть вывешены на рабочих местах.

                     При поступлении на работу с работником должен проводиться вводный инструктаж. Вводный инструктаж проводит главный  инженер гостиницы, инженер по технике  безопасности, инженер, начальник службы, заместитель директора, заведующий корпусом в зависимости от специальности работника.

                     Результаты  вводного инструктажа отражаются в  «Контрольном листе прохождения  инструктажа», направляемом руководителю участка, где будет работать работник. До начала работы каждый работник должен пройти первичный инструктаж на рабочем месте. Запись о первичном инструктаже делается в «Журнале регистрации инструктажа» на рабочем месте и в «Контрольном листе прохождения инструктажа», который после подписи руководителя участка, проводившего инструктаж, передается в отдел кадров и хранится в личном деле работника. Работники, не усвоившие инструктажа, к самостоятельной работе не допускаются.

                     Повторный инструктаж по технике безопасности со всеми категориями работников гостиницы проводится один раз в три месяца. Результаты инструктажа отражаются в том же журнале, что и инструктаж на рабочем месте.

                     При необходимости выполнения работником гостиницы работы, не входящей в  объем его должностной инструкции (при замене оборудования, изменении технологического процесса, при существенном изменении условий труда), он должен пройти специальный инструктаж до начала этой работы.

                     Внеплановый инструктаж проводится при нарушении  работающих правил, норм и инструкций по технике безопасности или когда из-за нарушения правил произошел несчастный случай. Запись о специальном инструктаже делается в отдельном журнале.

                     Несчастные  случаи на производстве расследуются и учитываются в соответствии с положением о расследовании  и учете несчастных случаев на производстве.

                     Ежемесячно  в гостинице должен проводиться  день охраны труда и техники безопасности во всех службах и участках гостиницы. По результатам проверки директором гостиницы издается приказ, направленный на устранение отмеченных недостатков.

                     Содержание зданий, помещений, оборудования гостиниц и прилегающей территории должно отвечать требованиям «Типовых правил пожарной безопасности для жилых домов, гостиниц, общежитий, зданий административных учреждений и индивидуальных гаражей», а также указаниям органов Государственного пожарного надзора.

                     Ответственность за пожарную безопасность гостиницы  возлагается на директора гостиницы. Для проведения противопожарных  мероприятий в гостинице приказом назначается ответственный - главный  инженер (инженер).

                     Ответственный за пожарную безопасность в гостинице разрабатывает «План эвакуации людей и имущества в случае возникновения пожара (загорания)» и «Инструкцию к плану эвакуации людей и имущества на случай возникновения пожара (загорания)». План эвакуации людей и имущества составляется с указанием стрелками кратчайших выходов на лестничные клетки. План согласовывается с местными органами Госпожнадзора и утверждается директором гостиницы. В инструкции к плану эвакуации устанавливается порядок оперативных действий обслуживающего персонала в случае возникновения пожара (загорания) или задымления. Инструкцией регламентируются действия обслуживающего персонала: вызов пожарной части, подготовка и эвакуация проживающих в гостинице, тушение пожара (загорания) обслуживающим персоналом до прибытия пожарной части и др.

                     В целях обеспечения пожарной безопасности гостиниц необходимо установить обязательный порядок ознакомления лиц, прибывающих  в гостиницу, с основными правилами  пожарной безопасности при пользовании  гостиницами.

                     В правилах внутреннего распорядка и  в памятке, вручаемой проживающим, необходимо предусматривать соответствующие  профилактические меры пожарной безопасности: обучать персонал гостиницы правилам пользования имеющимися средствами пожаротушения, порядку и способам вызова пожарной команды; один раз в год проводить практические занятия с обслуживающим персоналом по отработке действий на случай возникновения пожара. 
                 
                 
                 
                 
                 

                  Глава 3. Практические предложения  по совершенствованию  организации производства в гостинице «Жемчужина»

                  • Разработка  и обоснование  мероприятий
                   
                  № п/п Мероприятия по совершенствованию  организации производства Сроки реализации Ориентировочные

                  затраты, руб.

                  Оценка  эффективности
                  1. Расширение целевой аудитории гостиницы за счет услуг по организации конференций и других мероприятий после окончания туристического сезона I и IV кварталы каждого года Расходы гостиницы  в данном случае будут сопряжены  с предоставлением специальных  помещений, организацией питания, размещением  участников конференции и составят в год 5250525 руб.      В периоды низкой заполняемости гостиницы  данное мероприятие поможет привлечь новых клиентов и таким образом  компенсировать падение прибыли. Выручка  нашего предприятия в среднем  за год увеличится на 15% и составит 97329531 руб.
                  2. Создание   Интернет- сайта, на котором будет размещена вся информация о гостинице, цены на услуги, контактные данные, фотографии номеров, а также возможность бронирования мест в гостинице через Интернет-сайт месяц Расходы на создание Интернет-сайта и его продвижение в среднем составят 10000руб.     О нашей гостинице узнает большее  количество людей, кому то понравится идея бронирования номеров через  Интернет и выручка нашей гостиницы  вырастет в среднем за год на 5% и составит 88866094 руб.
                  3. Обучение персонала  гостиницы иностранному языку полгода Стоимость курсов по изучению английского языка с  человека- 15000 руб. Ориентировочные  затраты на обучение персонала- 105000 руб.     Знание  персоналом английского языка поднимет гостиницу на новый уровень и  откроет для неё новые возможности сотрудничества с зарубежными клиентами, что существенным образом отразится на её прибыли. Выручка нашей гостиницы в среднем возрастет на 3% и составит 87173406 руб.
                  4. Создание в  гостинице новой службы- коммерческой и введение должности PR-менеджера 3 недели Расходы на заработную плату PR-менеджера в год составят 216000руб. Выручка гостиницы  от различных действий  PR-менеджера (установления контактов с партнерами и клиентами, планирование использования помещений, информирование представителей общественности и СМИ о деятельности гостиницы, разработка и осуществление мер по формированию и улучшению имиджа гостиницы, организация  пресс-конференций и т.д.) увеличится в среднем на 10% и составит 93097812 руб.
                   

                       Как уже было сказано, одной из проблем гостиницы является  колебание заполняемости гостиницы в определенные сезоны года, соответственно изменяется прибыль предприятия и рентабельность. Для этого предлагается использовать метод расширения целевой аудитории. Это поможет привлечь новых клиентов и таким образом компенсировать падение прибыли.

                      Основным  способом повышения популярности гостиницы, а следовательно и увеличения спроса на услуги, является грамотная  пропаганда её услуг. Одним из самых эффективных способов на сегодняшний день является интернет-реклама. Поэтому для повышения популярности нашей гостиницы предлагается создание интернет-сайта, на котором будет размещена вся полезная информация о гостинице «Жемчужина», а также предоставление новых услуг, таких как, бронирование номеров, что существенным образом повысит интерес потенциальных клиентов.

                      Знание  иностранных языков персоналом гостиницы  также является очень важным для  гостиничного бизнеса. А в России, где все больше иностранных компаний открывают свои представительства  и, как результат, наблюдается рост потока деловых людей и просто туристов, приезжающих в Россию, в особенности, английский язык становится неотъемлемой частью общения в гостиницах и сфере обслуживания. Обучаться  английскому языку будут  прежде всего менеджеры и администратор, в чьи  обязанности входит работа с клиентами, а также  линейные сотрудники: официанты, бармены, горничные, которым необходим минимальный разговорный уровень владения английским языком. Это мероприятие не только существенным образом повысит уровень обслуживания клиентов, но и поднимет имидж гостиницы, что существенным образом отразится на повышении её прибыли.

                      Также для совершенствования организации  производства в гостинице «Жемчужина»  предлагается в её организационной  структуре создать новую службу – коммерческую, главным представителем которой станет  PR-менеджер. За счёт его активной деятельности будет повышаться имидж гостиницы и её узнаваемость, выручка гостиницы также существенно увеличится.

                    • Оценка  эффективности мероприятий
                     

                         Посчитаем экономический эффект от продвижения гостиницей услуг по организации конференций и других мероприятий. Расходы гостиницы в данном случае будут сопряжены с предоставлением специальных помещений, организацией питания, размещением участников конференций и составят в год 5250525 р. Выручка нашего предприятия в среднем за год благодаря внедренным мероприятиям увеличится на 15% и составит: 84634375*0,15+84634375=97329531 руб.

                         Прибыль: 97329531-5250525-52840594=39238712 руб.

                        Э=(П1-П0)/З

                        где П1 –прибыль после реализации мероприятий,

                        П0-прибыль  до реализации мероприятий,

                        З- затраты на реализацию мероприятий.

                        Э=(39238712-31793781)/5250525=1,418

                        Таким образом расширение целевой аудитории  гостиницы достаточно эффективно повысит  прибыль гостиницы и поможет  компенсировать убытки, получаемые гостиницей в периоды низкой заполняемости.

                        Далее посчитаем экономический эффект от создания Интернет сайта нашей  гостиницы. Расходы на создание Интернет сайта и его продвижение составят в среднем 10000 руб. О нашей гостинице  узнает большее количество людей, кому то понравится идея бронирования номеров через Интернет и выручка вырастет примерно на 5% и составит: 84634375*0,05+84634375=88866094 руб.

                        Прибыль: 88866094-10000-52840594=36015500 руб.

                        То  есть прибыль за год увеличится на 36015500-31793781=4221719 руб

                        Знание  иностранного языка персоналом гостиницы  поможет привлечь зарубежных посетителей, а также даст возможности для  проведения в гостинице различных  конференций и форумов с участием иностранных граждан.

                        Стоимость курсов по изучению английского языка с человека -15000руб.

                        Ориентировочные затраты на обучение персонала -105000руб.

                        Данное  мероприятие повысит выручку  нашей гостиницы в среднем  на 3% в год: 84634375*0,03+84634375=87173406 руб.

                        Тогда прибыль составит: 87173406-105000-52840594=34227812, то есть увеличится по сравнению с настоящей на 2434031 руб.

                        И наконец введение на нашем предприятии  новой должности  PR-менеджера, который будет заниматься  разработкой и осуществлением мер по формированию и улучшению имиджа гостиницы, организацией  пресс-конференций, осуществлением рекламной деятельности, определением видов рекламы и т.д.

                        Расходы на заработную плату PR-менеджера в год составят 216000руб.

                        Выручка гостиницы от различных действий  PR-менеджера увеличится в среднем на 10% и составит: 84634375*0,1+84634375=93097812 руб. Тогда прибыль за год составит: 93097812-216000-52840594=40041218, то есть увеличится на 8247437 руб.

                        Осуществление данных мероприятий повысит прибыль  данной организации примерно на 25%, т. е. составит 39742226 руб. в год.

                        Э=(39742226-31793781)/ 5581525=1,424

                        Проанализировав эффективность мероприятий, можно  сказать, что выбранные нами организационно-технические  мероприятия наиболее эффективно повысят  процесс управления персоналом, улучшат  уровень обслуживания и качество предоставляемых услуг, и соответственно увеличат количество клиентов и прибыль гостиницы. При  разработке данных мероприятий был учтен уровень прибыли, уровень затрат на их внедрение и полученные данные оказались наиболее оптимальными для деятельности данного предприятия. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     

                      Заключение

                     

                        Понятие гостеприимство появилось еще на заре человеческой цивилизации. Веками совершенствуясь и обретая новые  функции, понятие гостеприимство дошло  и до наших дней, превратившись  в сильную и значительную отрасль, приносящую существенный доход, как владельцам, так и государству. Сегодня гостиничный бизнес не только способствует экономическому росту отдельных государств, но и играет важную роль в улучшении быта людей, становящихся все более мобильными в условиях глобализации. Достигнув определенных высот и занимая одну из важных ролей в экономике и повседневной жизни людей, гостиничный бизнес не стоит на месте. В последнее десятилетие отечественный рынок гостиничных услуг развивается быстрыми темпами, особенно в крупных промышленных и финансовых центрах страны.

                         В условиях возрастающей конкуренции  на рынке гостиничного бизнеса гостиница  «Жемчужина» одной из основных своих  задач видит расширение клиентской базы, а также повышение иммиджа  гостиницы в глазах клиентов. Именно для этих целей гостиница проводит расширение целевой аудитории путем организации и проведения конференций и других мероприятий на своей территории, повышает уровень образования персонала, за счёт обучения его английскому языку, а также создает Интернет сайт и вводит должность  PR-менеджера для установление контактов с партнерами и клиентами и широкой рекламы услуг гостиницы.

                         Проведя анализ используемых мероприятий можно  сказать что они не только улучшат  уровень обслуживания и качество предоставляемых услуг, но и соответственно увеличат количество клиентов и прибыль гостиницы. 
                     

                      Список  использованной литературы

                     
                        
                    1. Зайцева Н. А. Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие.-2-е изд., доп.-М.:ФОРУМ, 2009.-368с.
                    2. Экономика в предпринимательской деятельности. В.Н. Сергеев. М.: Артэс, 2007, 93с.
                    3. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Перспектива», 2007, 215с.
                    4. Зорин П.А. Бизнес – планирование., М.: Экмос, 2009,117 – 104с.
                    5. http://www.turbooks.ru/libro/organ_obsluzh_gost/g4.html
                    6. http://www.turbooks.ru/libro/organ_obsluzh_gost/g6.html
                    7. Электронное средство массовой информации «Корпоротивный менеджмент» http://www.cfin.ru/about/
                    8. Интернет портал «Бизнес и Экономика» http://www.niceplan.ru/
                    9. Центр дистанционного образования «Элитариум»      http://www.elitarium.ru/

Информация о работе Организация рабочего процесса в гостинице