Организация в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:01, реферат

Описание

Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие как юридическое лицо - это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличия своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность;

Работа состоит из  1 файл

Основа.docx

— 46.56 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Понятие, цели и задачи предприятий в условиях рыночной экономики

В условиях рыночных отношений  предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги.

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий  субъект производственной сферы  народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет  работы промышленного характера  или предоставляет платные услуги.

Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.  

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную  систему учета и отчетности, самостоятельный  бухгалтерский баланс, расчетный  и другие счета, печать с собственным  наименованием и товарный знак.  

Главной целью создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются  общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней  средой и должны отвечать следующим  требованиям: быть конкретными и  измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Каждое предприятие - это  сложная производственно - экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

    • комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);
    • инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);
    • производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);
    • 4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);
    • материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);
    • экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);
    • послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);
    • социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).

Как правило, основной целью  предприятия в условиях рынка  является получение прибыли. Однако не менее важной целью любого предприятия  в условиях рынка является обеспечение  стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.

Предприятия могут достигать  этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться и выполнять необходимые функции.

Видный немецкий экономист  Г. Шмален выделяет следующие "краеугольные камни" управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

    • определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;
    • при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности  предъявляет свойственная всем предприятиям само собой разумеющееся требования - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), то есть работать "экономично".

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в  любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами или путем отсрочки, или  за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской  деятельности является превышение результатов  над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным  является такое положение, когда  получение максимальной прибыли  обеспечивает и более высокую  рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

    • выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
    • рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
    • разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
    • систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
    • заботится о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышение их жизненного уровня, создание благоприятного социально-психологического в трудовом коллективе;
    • обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
    • проводить гибкую ценовую политику;

Выработка успешной стратегии  начинается с определения "миссии" фирмы, общей цели функционирование коллектива. При этом цели предприятия  могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение  максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевание ранка, предприятие может с лихвой может возместить недополученную прибыль.

В современных условиях перед  многими отечественными предприятиями  стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится  далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что  для них основной задачей на этом этапе является реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и  быть "на плаву". Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия  начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят внимание на использование таких прогрессивных общественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Классификация  предприятий

 

Классификация предприятий  может быть дана с использованием ряда признаков.

По цели и характеру  деятельности можно выделить два  вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых  обеспечивается бюджетным финансированием  государства.

В соответствии с формами  собственности, установленными Законом  России о собственности, могут действовать предприятия следующих видов:

    • индивидуальные предприятия, основанные на личной собственности физического лица и исключительно его труде;
    • частные предприятия, основанные на собственности отдельного гражданина, с правом найма рабочей силы;
    • семейные предприятия, основанные на собственности и труде членов одной семьи;
    • государственные предприятия, основанные на общегосударственной собственности;
    • коллективные предприятия, основанные на собственности трудового коллектива предприятия;
    • совместные предприятия, основанные на базе объединения имущества разных собственников. В числе их учредителей могут быть иностранные юридические лица и граждане;
    • арендные предприятия, основанные на договорном временном владении и использовании имущества, которое необходимо арендатору для осуществления предпринимательской деятельности. Объектами аренды могут быть целые имущественные комплексы предприятий, их структурных подразделений или отдельные единицы имущества.

Предприятия различаются  по признаку принадлежности капитала: национальные, заграничные (капитал  является собственностью иностранных  предпринимателей, контролирующих их деятельность) и смешанные.

По форме хозяйствования выделяют хозяйственные товарищества, представляющие объединение предпринимателей.

Вид предприятия могут  определять технологическая (региональная) целостность и степень подчиненности. По этому признаку разнятся головные и дочерние предприятия и их филиалы. Головные предприятия контролируют деятельность дочерних и филиалов.

Дочернее предприятие  является юридически самостоятельным  и организационно обособленным, самостоятельно осуществляет коммерческие операции и  составляет отчетный баланс, но контрольный  пакет акций принадлежит головному  предприятию.

В отличие от дочерних предприятий  филиал не пользуется юридической и  хозяйственной самостоятельностью, не имеет собственного устава и баланса, действует от имени и по поручению  головного предприятия. Почти весь акционерный капитал филиала  принадлежит головному предприятию.

По функционально - отраслевому виду деятельности выделяют следующие виды предприятий: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые, производственно-торговые, торгово-посреднические, строительные, инновационно-внедренческие, лизинговые, банковские, страховые, туристические, предприятия связи и т.п.

В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия  и численности его работников предприятие может быть отнесено к малым, средним и большим.

К малым относятся предприятия  с численностью работающих:

    • в промышленности и строительстве - до 200 человек;
    • в других отраслях производственной сферы - до 50 человек;
    • в науке и научном обслуживании - до 100 человек;
    • в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек;
    • в розничной торговле - до 15 человек.

Предприятия могут объединяться в:

    • ассоциации - договорные объединения, созданные в целях постоянной координации хозяйственной деятельности, но лишь в той области, к которой имеет отношение ассоциация;
    • корпорации - договорные объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников;
    • консорциумы - временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование;
    • концерны - уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей;
    • картели - договорные объединения предприятий одной отрасли для осуществления совместной коммерческой деятельности;
    • синдикаты - разновидность картельного соглашения, предполагающая реализацию продукции через единый совместный сбытовой орган или уже имеющуюся сбытовую сеть одного из участников объединения;
    • тресты - монополистическое объединение предприятий, ранее принадлежащих разным предпринимателям, в единый производственно-хозяйственный комплекс. Поскольку здесь интегрируются все направления деятельности, такие предприятия полностью утрачивают свою юридическую и хозяйственную самостоятельность;
    • холдинги - специфические организационные формы объединения капиталов. Подобные объединения образуются, когда акционерное общество (товарищество) само непосредственно не занимается производственной деятельностью, а лишь использует свои финансовые средства для приобретения контрольных пакетов акций других акционерных фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал;
    • финансовые группы (финансово-промышленные группы) - объединения юридически и экономически самостоятельных предприятий разных отраслей народного хозяйства, при формировании которых в качестве главных ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. Финансовую группу возглавляют один или несколько банков, которые распоряжаются капиталом предприятий, входящих в объединение, координируют все сферы их деятельности. При этом основным доходом деятельности банка должны быть дивиденды от повышения эффективности работы предприятий,  а не процент на кредит.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Организационно-правовые формы предприятий

 

Организационно-правовая форма  предприятия есть просто форма юридической  регистрации предприятия, которая  создает этому предприятию определенный правовой статус.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия  можно разделить на: хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Из всех типов предприятий (фирм) в России наиболее распространены хозяйственные товарищества и общества, поэтому сначала и рассмотрим эти типы.

 

3.1.Хозяйственные товарищества и общества

 

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Управление предпринимательской  деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник полного товарищества как правило имеет один голос при решении каких-либо вопросов на общем собрании. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Т. е. фактически это утверждение означает неограниченную ответственность товарищей.

 

Полные товарищества распространены преимущественно в сельском хозяйстве  и сфере услуг; обычно они представляют собой небольшие по размеру предприятия и их деятельность контролировать достаточно просто.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Данная организационно-правовая форма предприятия характерна для более крупных предприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное  одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Информация о работе Организация в условиях рыночной экономики