Организация в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:01, реферат

Описание

Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие как юридическое лицо - это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличия своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность;

Работа состоит из  1 файл

Основа.docx

— 46.56 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Факторы, влияющие на эффективную работу предприятий  в

условиях рынка

 

Слово "фактор" трактуется как движущая сила, совершающегося процесса или одно из его необходимых  условий.

В данном случае под словом "фактор" понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка.

В условиях рыночной экономики  на эффективность работы предприятия  влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым  различным признакам.

В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные.

Позитивные - это такие  факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот.

В зависимости от места  возникновения все факторы можно  классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие  их порождает.

Например, на предприятии  разработана и внедрена хорошая  система материального стимулирования, которая значительно повысила мотивацию  труда работников, что способствовало повышению эффективности производства.

Другой пример. На предприятии  с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысилась утомляемость и заболеваемость рабочих, что в  конечном итоге привело к значительному  браку продукции и снижению объема ее реализации.

В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором - негативную.

Внутренние факторы настолько  разнообразны, что для лучшего  понимания, учета, анализа и выявления  резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:

    • связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;
    • связанные с ускорением НТП, инновационной политикой предприятия;
    • связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
    • связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;
    • связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
    • связанные со спецификой производства и отрасли;
    • связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;
    • связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.

Эта классификация чисто  условная, и она не отражает все  многообразие факторов, но позволяет  более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность  производства.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные  и субъективны. Объективные - это  такие факторы, возникновение которых  не зависит от субъекта управления, например, ухудшение горно-геологических  условий на горном предприятии или  стихийные бедствия.

Субъективные факторы, а  они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

Эффективность работы предприятия  в условиях рынка в значительной степени зависит и то внешних  факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

    • связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;
    • связанные с изменением политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
    • связанные с инфляционном процессом;
    • связанные с деятельностью государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях рынка существенно  усиливается роль планирования на уровне предприятия. Прежде всего, планирование деятельности предприятий выступает  основой их экономической независимости, свободного производства, распределения  и потребления ресурсов и товаров. Свободно устанавливаемые конкурирующими субъектами рынка (производителями  и потребителями) цены на все товары и ресурсы позволяют предприятиям самостоятельно решать, какие товары и в каких количествах им производить  в предстоящем плановом периоде. При этом каждое предприятие стремится  к максимизации прибыли за счет удовлетворения своей продукцией покупателей, запросы  и требования которых становятся, по сути, будущими планами производства. Планирование позволяет контролировать бизнес и управлять им и предотвращает ситуацию, когда обстоятельства управляют бизнесом.

Осуществляя планирование своей  деятельности, предприятие уменьшает  неопределенность, связанную с функционированием  в рыночных условиях. Любое предприятие, работающее в условиях рынка, не обладает точными данными о своем будущем, оно не может предсказать изменения, которые могут произойти во внешней  среде. Планируя свою деятельность, оно  «проясняет» внутренние и внешние  условия деятельности, будущее становится более определенным. Получается, что  там, где есть планирование, неопределенность уменьшается. Планирование становится инструментом преодоления неопределенности.

Внутрифирменное планирование способствует согласованию деятельности всех структурных подразделений. В  ходе функционирования предприятия  в отдельных его подразделениях могут приниматься решения, слабо  увязанные с деятельностью других подразделений, что приведет к возникновению  неразрешимых ситуаций. Так, например, может случиться, что отделом  сбыта в целях увеличения реализации продукции заключаются договора на объемы поставок, превышающие производственные возможности предприятия. И как бы при этом ни стремились производственники, предприятие не в состоянии будет выполнить заказ, что влечет немало негативных последствий (увеличение задолженности перед заказчиками, выплата неустоек и т.п.). Устранению подобных рассогласований в работе способствует планирование деятельности как предприятия в целом, так и всех его подразделений.

Благодаря планированию, предприятие  может выбирать кратчайшие пути рационального  использования ограниченных производственных ресурсов, повышения конкурентоспособности, доходности. Любой просчет в распределении  ресурсов может стать существенной преградой на пути достижения целей  фирмы.

Дальнейшее развитие теории и практики планирования позволят добиться высоких результатов развития страны, улучшить благосостояние ее граждан.

 


Информация о работе Организация в условиях рыночной экономики