Особенности организационных форм инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:17, контрольная работа

Описание

Организационными структурами инновационного менеджмента являются научные организации, венчурные фирмы, фирмы-эксплеренты. Организационная схема управления фирмой — распределение прав и ответственности — зависит от ее особенностей.
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.
Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.

Содержание

1. Особенности организационных форм инновационной деятельности.
Классификация инновационных организаций……………………….3
2. Государство как главный субъект инновационной деятельности….….16
3. Тест………………………………………………………………..……….22
Список использованной литературы……………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Организационн формы инновац. Государство.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

деятельности 
 

      Необходимость государственного регулирования инновационной деятельности  вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инновационных процессов меняется  структура экономики. Инновации изменяют экономическую организацию общества. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ.

      Государственное   регулирование    экономики  и  инновационных процессов является одним из главных  условии перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношении — защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.

      Главной целью государственной инновационной политики является создание социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечения внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.

      Основными принципами государственной инновационной политики являются: ориентация на инновационный путь развития экономики Украины;

      - определение государственных приоритетов инновационного развития;

      - формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности;

      - создание условий для сохранения, развития и использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала;

      - обеспечение взаимодействия науки, образования, производства, финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности;

      - эффективное использование рыночных механизмов для содействия инновационной деятельности, поддержка предпринимательства в научно-производственной сфере;

      - осуществление мер в поддержку международной научно-технологической кооперации, трансфера технологий, защиты отечественной продукции на внутреннем рынке и ее продвижение на внешний рынок;

      - финансовая поддержка, осуществление благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики в сфере инновационной деятельности;

      - содействие развитию инновационной инфраструктуры;

      - информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности;

      - подготовка кадров в сфере инновационной деятельности.

      Государство регулирует инновационную деятельность путем:

       - определение инновационной деятельности как необходимой составной инвестиционной и структурно-отраслевой политики; формирование и обеспечение реализации инновационных программ и целевых проектов;

       - создание экономических, правовых  и организационных условий для  обеспечения государственного регулирования инновационной деятельности;

       - создание и содействие развитию  инфраструктуры инновационной деятельности.

      Государство осуществляет контроль за инновационной  деятельностью субъектов хозяйствование и других участников хозяйственных  отношений, ее соответствием требованиям законодательства и государственным инновационным программам. Законом могут быть предусмотренные области или объекты инновационной деятельности, в которых ограничивается ли запрещается использование иностранных инвестиций.

      Государство гарантирует субъектам инновационной деятельности:

       - поддержку инновационных программ  и проектов, направленных на реализацию  экономической и социальной политики  государства;

       - поддержку создания и развития  субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

       - охрану и защиту прав интеллектуальной  собственности, защита от недобросовестной конкуренции в сфере инновационной деятельности;

       - свободный доступ к информации  о приоритетах государственной  экономической и социальной политики, об инновационных потребностях и результатах научно-технической деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом;

       - поддержку относительно подготовки, переподготовки и повышение квалификации  кадров в сфере осуществления  инновационной деятельности.

      Инновационные проекты, которые инвестируются за счет Государственного бюджета Украины или местных бюджетов, а также проекты, заказчиками которых есть органы государственной власти или органы местного самоуправления, подлежат обязательной государственной экспертизе соответственно законодательству. Инновационные проекты, которые инвестируются за счет других источников, подлежат обязательной государственной экспертизе по вопросам соблюдения экологических, градостроительных и санитарно-гигиенических требований.

      В случае необходимости экспертиза отдельных инновационных проектов, которые имеют важное народнохозяйственное значение, может осуществляться по решению Кабинета Министров Украины.

      Инструментами государственного регулирования должны стать:

      - социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обра­щения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

      - государственно-административные, общеэкономические  и рыночные регуляторы;

      - государственные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;

      -  государственные заказы и современные  контрактные системы;

      - индикативные механизмы и регуляторы  деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;

      -  механизм интеграции регуляторов и структур.

      К основным функциям государственных  органов в инновационной сфере  относятся:

      - аккумулирование средств на научные  исследования и инновации;

      - координация инновационной деятельности;

      - стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

      - создание правовой базы инновационных  процессов, особенно системы защиты  авторских прав инноваторов и  охраны интеллек­туальной собственности;

      - кадровое обеспечение инновационной  деятельности;

      - формирование научно-инновационной  инфраструктуры;

      - институциональное обеспечение  инновационных процессов в отраслях  государственного сектора;

      - обеспечение социальной и экологической  направленности инноваций;

      - повышение общественного статуса  инновационной деятельности;

      - региональное регулирование инновационных  процессов;

      - регулирование международных аспектов  инновационных процессов.

      К формам государственной поддержки  научной и инновационной деятельности  относится   следующие:

      -  прямое финансирование;

      - предоставление индивидуальным  изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

      - создание венчурных инновационных  фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

      - снижение государственных патентных  пошлин для индивидуальных изобретателей;

      - отсрочка уплаты патентных пошлин  по ресурсосберегающим изобретениям;

      - реализация права на ускоренную  амортизацию оборудования;

      - создание сети технополисов,  технопарков и т. п.

      Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосудар­ственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

      Исключительной  прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов.

      Организационный механизм государственного регулирования  инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации, общественные   организации,      сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

      К основным внебюджетным формам поддержки  инновационной деятельности относятся следующие:

      - государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

      - создание государством налоговых,  кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т. ч. лизинговых) льгот инноваторам;

      -  включение без финансирования  внебюджетных инновационных проектов в комплексные государственны инновационно-инвести­ционные программы;

      - государственное научно-методическое  обеспечение инновационного менеджмента  государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

      - государственное обеспечение инновационной  деятельности информацией;

      - проведение государственной протекционистской  политики но внешне-экономической деятельности инноваторов;

      - оказание государством помощи  инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта ноной продукции (услуг);

      - государственной поддержки инноваторам  в осуществлении ремонтов сложной  техники;

      - осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;

      - создание системы федеральных  внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;

      - осуществление государственного  учета и контроля использования средств внебюджетных фондов и др.

      Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной  деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов. 
 

 

3. Тест 

      Финансовые  источники – это:

      а) собственные способы предприятия;

      б) государственные инвестиции;

      в) кредиты и депозиты банков;

      г) внешние целевые инвестиции;

Информация о работе Особенности организационных форм инновационной деятельности