Особенности развития потребительской кооперации (1864-1950гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание

Кооперативное движение формировалось в течение более чем 150 лет и представляет сегодня массовое жизнеспособное социально-экономическое движение, объединяющее свыше 800 миллионов человек. Кооперативное движение возникло в Европе на рубеже 18-19 столетий. Во многих странах кооперативы занимают важное место в сельскохозяйственном и мелком промышленном производстве, в области сбыта, снабжения, кредита, предоставлении различных услуг. В настоящее время нет такой страны, в которой не функционировал бы тот или иной вид кооперации.

Содержание

Введение
1. Предпосылки развития потребительской кооперации России в условиях формирования капиталистических отношений
2. Потребительская кооперация в условиях капитализма (1864 – 1904гг.)
3. Развитие потребительской кооперации в период с 1905 – 1917гг.
4. Участие потребительской кооперации в формировании коллективной собственности на средства производства
5. Роль потребительской кооперации в Великой Отечественной войне
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Особенности развития потребительской коопераци1.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, эти и другие социально-экономические преобразования, формировали предпосылки для развития малого предпринимательства, для создания потребительских товариществ, в том числе потребительских сообществ:

1.                  социально-экономические предпосылки, включающие развитие капиталистических отношений и появление социальных слоев населения, нуждающихся в кооперативах;

2.                  юридические предпосылки, которые обеспечили трудящимся право на создание своих хозяйственных предприятий, включая потребительские общества;

3.                  идеологические предпосылки, которые способствовали распространению кооперативных идей среди демократически настоеного населения.

Однако в целом кооперативный сектор экономики, несмотря на значительные потери во многих странах мира продолжает развиваться и увеличивать объемы хозяйственной деятельности.


2. Потребительская кооперация в условиях капитализма (1864 – 1904гг.)

 

Возникновение первых кооперативных организаций в России относится к 60-м годам XIX в., вошедших в историю страны как период великих реформ.

Дореволюционную кооперацию России можно подразделить на два периода:

-                     первый, охватывающий 1864-1904 гг., когда потребительская кооперация развивалась в условиях капитализма свободной конкуренции;

-                     второй - с 1905 по 1917г., когда это развитие шло уже в условиях монополистического капитализма, накануне Октябрьской социалистической революции.[10]

Первый период характеризуется образованием докооперативных форм предприятий, потому что в это время еще не было предпосылок для создания потребительски кооперативов.

Среди предшественников потребительских обществ в этот период получили развитие такие формы объединений как общества взаимопомощи, складчина, артели по организации совместного потребления.

Пока крестьянское хозяйство остается натуральным, пока оно само обеспечивает себя всем необходимым (равно как и потребляет практически все, что производит), оно мало приспособлено к кооперации и, строго говоря, не нуждается в ней. С развитием рыночной экономики ситуация меняется. Мелкие хозяйства, вполне способные производить сельскохозяйственную продукцию с не меньшей эффективностью, чем крупные, оказываются бессильными конкурировать с ними в сфере производственной и коммерческой инфраструктуры. Естественной реакцией становится объединение их усилий.

Способы, какими мелкие земледельческие хозяйства пользуются, чтобы поставить себя в соответствие с требованиями, создаваемыми современным развитием экономических отношений, заключаются в соединении в разные союзы, товарищества, как с целью организации кредита для сельскохозяйственных целей, так и для совместного сбыта и закупки продуктов, а иногда и для совместного производства. Со временем кооперация стала рассматриваться уже не только как желательная, но и как обязательная предпосылка выживания крестьянских хозяйств, что дало основание для утверждения, что кооперативное начало — единственный и неизбежный способ для мелкого земледельческого хозяйства отстоять свои законные интересы в современном меновом хозяйстве, приспособления земледельцев к рыночным отношениям.[6]

Появление первых кооперативов именно в 60-е годы связано с двумя обстоятельствами.

Первое — важнейшим событием явилась отмена крепостного права в 1861 году и появление юридически свободных крестьян, хотя их экономическая самостоятельность и была ограничена общиной.

Второе — утверждение в России местного самоуправления в форме земства (1864 г.). Впервые в истории Российского государства были образованы властные структуры, представлявшие и защищавшие интересы самого многочисленного и в то же время самого униженного в стране сословия. Ускорилось развитие промышленного капитализма. Росла численность рабочих, занятых на заводах, фабриках и железнодорожном транспорте Рабочие и члены их семей все больше нуждались в покупных продуктах питания, одежде и обуви, предметах обихода. Однако возможности их приобретения были ограничены, во-первых, низкой заработной платой, а во-вторых, растущими рыночными ценами.

Кроме того, фабриканты и заводчики часть причитающейся рабочим заработной платы заставляли получать товарами (по завышенным ценам) в так называемой харчевой лавке, принадлежащей хозяину предприятия. Крестьяне все чаще прибегали к услугам рынка при сбыте своей продукции, покупке сельскохозяйственного инвентаря и предметов личного потребления. Непосредственным толчком к созданию потребительских кооперативов являлась растущая дороговизна жизни. Члены товарищества могли брать, если захотят, всякие нужные им вещи из магазинов товарищества по оптовой цене, которая гораздо дешевле обыкновенной, розничной. Два первых в России потребительских общества рабочих возникли почти одновременно в Забайкалье и на Урале. Уже известный Петровский Завод в начале 60-х годов прошлого века представлял собой поселок. Весь его рабочий люд был занят на чугуноплавильном заводе. Для борьбы с местными торговцами, продававшими мясо по высоким ценам, в апреле 1864 года по инициативе декабриста Ивана Горбачевского и кузнеца Афанасия Першина (в недавнем прошлом крепостного) было основано потребительское общество. Его устав включал следующие демократические принципы: добровольное и открытое членство, доступный паевой взнос, продажа товаров всем гражданам, торговля за наличный расчет, содержание лавки в образцовой чистоте, отчисление части дохода от торговли в фонд будущей народной школы и др. Были избраны правление и ревизионная комиссия. Открыв лавку, потребительское общество приступило к заготовке скота и продаже мяса. Кооператоры снизили в своей лавке цену на мясо, чем заставили частных лавочников прекратить торговлю. Но увлечение резким снижением цены по сравнению с рыночной лишило кооператив хозяйственной устойчивости. Примерно через полгода деятельности потребительского общества частные мясники смогли возобновить торговлю и снова поднять цены. Это был первый в России независимый рабочий кооператив.[13]

В этот же период в стране возникли всесословные и крестьянские потребительские общества.

Всесословные кооперативы создавались в губернских и уездных городах, были открыты для всех граждан и объединяли представителей различных сословий, слоев, групп населения: рабочих, кустарей, домовладельцев, учителей, попов, купцов, офицеров, высоких чиновников. Случалось, что членом такого кооператива оказывался даже сам губернатор. До конца 60-х годов всесословные общества потребителей были организованы также в Рязани, Курске, Саратове, Пензе, Калуге, Пскове и некоторых других исконно русских городах. Эти кооперативы были независимыми, но оказались недолговечными.

Первое сельское потребительское общество возникло в 1869 году в станице Усть-Медведицкая (ныне г. Серафимович) на Дону и просуществовало очень недолго, местные купцы не дали ему укрепиться на рынке. Более трех лет действовало созданное в 1870 году общество потребителей «Взаимная выгода» в селе Ошта Олонецкой губернии (ныне Вологодской области). Это крестьянское потребительское общество открыло лавку и склад, продавало товары и по низким ценам, и лучшего качества, чем у частных торговцев. Общество распалось в результате больших убытков от кожевенного завода, которым оно явно поторопилось обзавестись.

Почти все потребительские общества, организованные на заре кооперативного движения в России, просуществовав непродолжительное время, потерпели неудачу. В этом сказались многие причины: слабость их материальной базы, продажа товаров в кредит, открытое неприятие кооперативов купечеством, несовершенство уставов, распри в правлениях, плохая постановка счетоводства. Пережитки крепостничества также мешали потребительским обществам стать организациями широких слоев трудящихся. Узкой была еще социальная база состава членов кооперативов: за их организацию нередко брались представители тех классов, которые были материально мало заинтересованы, но стремились подчинить кооперативное движение своему влиянию. Всех участников кооперативного движения потребителей в России в начальный его период можно объединить условно в три группы:

«идеалисты» - молодые энтузиасты кооперативной идеи, воодушевленные перспективой преобразования общества путем использования кооперации;

«материалисты» - те, кто рассчитывал на получение солидных барышей, прибылей без особых трудовых усилий, только своим участием в кооперативе;

«модники» - наиболее многочисленный слой членов, которые не придавали кооперации большого значения, но считали ее привлекательным, «модным» общественным делом. [14]

Впервые только в 1865 году в официальном документе был употреблен термин «общество потребителей». Но еще долгие годы этот вид кооператива в нашей стране именовали артелью или товариществом потребителей. Лишь потом вошло в оборот и стало ходячим слово «кооперация».

Как правило, в первом же пункте устава потребительского общества отмечалось, что оно имеет целью доставлять своим членам необходимые предметы потребления хорошего качества по возможно дешевой цене и дать им средства из прибылей общества делать незначительные сбережения.

Вступительный взнос обычно составлял 50 копеек, а пай мог быть и 6-, и 15-, и 50-рублевым, как определит общее собрание. Размер пая был достаточно высоким, и об этом позволяют судить тогдашние цены: в Москве, например, один килограмм ржаного хлеба стоил 3,5 копейки, килограмм мяса - 18 копеек. До 80 % чистой прибыли потребительского общества распределялось между его членами по забору товаров в кооперативной лавке либо по забору и по паевым взносам. [16]

Это и было «сбережением» членов общества. Остальная прибыль использовалась для пополнения оборотного, запасного и ссудного капиталов (фондов) самого потребительского общества. По своему желанию члены общества могли иметь один или несколько паев - от десятков и сотен до неограниченного их числа. Несмотря на это, каждый полнопайный член на общем собрании имел право одного голоса. Общее собрание членов было высшим органом потребительского общества и принимало решения по всем основным вопросам. Выборное правление являлось исполнительным органом и ведало всеми текущими делами потребительского общества. Для проверки действий правления и сохранности кооперативного имущества общее собрание избирало ревизионную комиссию. Таковы были, в самых общих чертах, демократические положения уставов ранних потребительских обществ. Почти одновременно с потребительской кооперацией в России стали возникать и другие виды кооперативов. Один из них - столярная артель на уставе, утвержденная в Петербурге вскоре после отмены крепостного права. В числе ее основателей упоминается некто Иван Мельников.

Первое в стране ссудо-сберегательное товарищество было создано в 1865 году в селе Рождественском Костромской губернии. Организаторы товарищества - братья Святослав и Владимир Лугинины, первый из которых во время пребывания в Германии близко познакомился с кредитными кооперативами Шульце-Делича. В 1866 году в селе Остроковичи Тверской губернии создается первая в России кооперативная сыроварня, объединившая состоятельных крестьян для сбыта молока, производимого в их хозяйствах. Что касается кооперативного движения потребителей, то оно, только успев возникнуть, в 70-х и 80-х годах прошлого века пошло на резкий спад. В огромной империи за целый год учреждалось в среднем лишь от 5 до 15 потребительских обществ. Почти столько же ликвидировалось, некоторые - даже не успев открыть лавку. Уже не было возникших первоначально независимых городских потребительских обществ, а новые создавались преимущественно при фабриках да заводах и являлись зависимыми. Главенствующую роль в них играли не рабочие, а администрация предприятий. Рабочие в России все еще были связаны с сельским хозяйством, добрая половина из них редко прибегала к услугам частных торговцев. В силу большого размера пая при низкой заработной плате многим рабочим кооперативы были просто недоступны. Напуганное размахом стачечного движения правительство в 1886 году запретило выдачу заработной платы натурой через лавки предпринимателей. Поэтому харчевые лавки стали прикрывать кооперативной вывеской. Деятельность зависимых потребительских обществ вызывала у рабочих протест и неприязнь. Россия была крестьянской страной, однако сельские потребительские общества возникали пока крайне редко и оставались очень малочисленными. Из всех потребительских обществ, созданных в стране в течение четверти века, к началу 90-х годов сохранились менее ста.

Всего за 1864-1904 гг. было образовано 1604 общества потребителей, из них 654 было закрыто. На начало 1905 г. в стране существовало 950 таких кооперативов. Количественно стали преобладать крестьянские потребительские общества. Из 227 рабочих обществ 224 были зависимыми и лишь 3 - независимыми. В России существовала сложная процедура утверждения устава каждого вновь организуемого кооператива. По ходатайству кооператоров в 1897 г. правительство утвердило нормальный (типовой) устав потребительского общества. С этого момента уставы стали утверждаться на местах губернаторами, что несколько облегчило создание новых обществ потребителей.[15]

В 1898 г. был организован первый в стране союз потребительских обществ, учредителями которого стали 18 обществ потребителей из Москвы, Московской губернии, с Украины, Урала, из Сибири и Средней Азии. Он был назван Московским союзом потребительских обществ (МСПО), но фактически выполнял функции всероссийского центра потребительской кооперации, создание которого было запрещено царским правительством. Первым председателем бюро (правления) союза был избран полковник - известный московский кооператор Н. П. Гибнер (1858-1924), а председателем ревизионной комиссии - экономист, профессор И. X. Озеров (1869- 1942).[17]

В отличие от западноевропейских стран, в которых создавались два национальных центра кооперации, т. е. общество оптовых закупок и кооперативный союз, в России было найдено более удачное решение вопроса о круге деятельности кооперативного союза: МСПО стал выполнять функции двух центров - хозяйственного и организационного. В 1903 г. он приступил к изданию журнала «Союз потребителей». Из объединения первичных кооперативов МСПО все более превращался в союз союзов потребительских обществ.[18]

Таким образом, период с 1864 – 1940 гг. характеризуется образованием докооперативных форм предприятий, и медленным развитием потребительской кооперации. Рабочие еще связаны с сельским хозяйством, добрая половина из них редко прибегает к услугам частных торговцев. В силу большого размера пая при низкой заработной плате многим рабочим кооперативы были просто недоступны.


3. Развитие потребительской кооперации в период с 1905 – 1917гг.

 

 

Во втором периоде, начало которого совпало с первой русской революцией 1905-1907 гг., развитие потребительской кооперации ускорилось. Это объяснялось рядом причин. В ходе революции были завоеваны некоторые демократические свободы, отменены грабительские выкупные платежи с крестьян за землю. Вместе с тем монополии искусственно подняли цены на товары, пользующиеся спросом у рабочих и крестьян. За первые тринадцать лет XX в. цены на основные товары выросли на 36,8 %, а с 1913 по 1917 г. - более чем в 6 раз.[11]

Информация о работе Особенности развития потребительской кооперации (1864-1950гг.)