Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:15, курсовая работа
Кооперативное движение формировалось в течение более чем 150 лет и представляет сегодня массовое жизнеспособное социально-экономическое движение, объединяющее свыше 800 миллионов человек. Кооперативное движение возникло в Европе на рубеже 18-19 столетий. Во многих странах кооперативы занимают важное место в сельскохозяйственном и мелком промышленном производстве, в области сбыта, снабжения, кредита, предоставлении различных услуг. В настоящее время нет такой страны, в которой не функционировал бы тот или иной вид кооперации.
Введение
1. Предпосылки развития потребительской кооперации России в условиях формирования капиталистических отношений
2. Потребительская кооперация в условиях капитализма (1864 – 1904гг.)
3. Развитие потребительской кооперации в период с 1905 – 1917гг.
4. Участие потребительской кооперации в формировании коллективной собственности на средства производства
5. Роль потребительской кооперации в Великой Отечественной войне
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Итак, после депортации потребительской кооперации из городов в сельскую местность в 1935 году советское руководство снова приоткрыло двери для потребительской кооперации в город, позволив ей, однако, в городах только торговать. Создавать городские потребительские общества не разрешалось. Центросоюз, республиканские, областные и районные потребсоюзы оперативно развернули в городах сети своих магазинов, столовых, ресторанов, которые скоро стали весьма популярными у горожан.
Только через 2 года и 8 месяцев после окончания войны, когда почти полностью была восстановлена промышленность и получен некоторый рост сельскохозяйственного производства, Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) совместным Постановлением «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» ликвидировали карточную систему. Однако для перехода к открытой торговле нужно было создать необходимые резервы товаров, сблизить высокие коммерческие цены с низкими пайковыми и восстановить торговую сеть. К решению этих задач потребительская кооперация приступила еще в конце войны, развертывая сеть коммерческих магазинов. В 1946 г. организации потребительской кооперации стали активно открывать коммерческие чайные. Важно отметить, что кооперативные чайные готовили обеды из продуктов, закупаемых у колхозников и колхозов по ценам, складывающимся на рынке. Уже в IV квартале 1946 г. доля оборота коммерческих чайных в общем обороте сети кооперативного общественного питания составила 80%. Была также развернута сеть коммерческих магазинов по торговле строительными материалами, хозяйственными товарами, керосином и бензином.
Главной задачей государственной и кооперативных коммерческой торговли и общественного питания было изъять у населения как можно больше денег (цены в коммерческих магазинах и чайных в 2-3 раза превышали так называемые пайковые цены) и уравновесить товарную и денежную массу в стране. Эта задача была выполнена лишь частично. Спрос на продовольственные и промышленные товары возрастал. Набирала темпы инфляция. И тогда советское руководство провело конфискационную денежную реформу, отобрав у народа огромную массу денег, что позволило сократить товарный дефицит и установить твердые, близкие к пайковым цены на продовольственные и промышленные товары.[28]
Вместе со всем народным хозяйством деятельность потребительски снова пошла на подъем: рос товарооборот, полнее удовлетворялся спрос населения на товары, расширялась торговая сеть. Объем сельского розничного товарооборота потребительской кооперации в 1946 году по сравнению с 1945 г. возрос на 23,9%, в 1947г. – на 84,7, в 1948 – на 99,4%.
В обороте продовольственных товаров уменьшился удельный вес продажи водки и водочных изделий, и возросла доля хлебопродуктов, сахара, кондитерских изделий, ряда других продовольственных
Изменения в структуре товарооборота по продовольственным товарам в послевоенный период характеризуются данными следующей таблицы.
Источниками роста розничного товарооборота потребительской кооперации служили, во-первых, растущее поступление товаров из централизованного фонда, во-вторых, развертывание заготовительной деятельности и, в третьих, расширение производства товаров на собственных предприятиях.
Удельный вес децентрализованных закупок в обороте потребительской кооперации за период с 1945 по 1948 гг. возрос с 12,4 до 27,8%.
Таким образом, на потребительскую кооперацию в годы Великой Отечественной войны было возложено снабжение рабочих и интеллигенции в сельской местности, заготовка некоторых видов сырья и встречная продажа колхозникам промышленных товаров. Через потребкооперацию снабжалась шестая часть всего населения деревни, в том числе детские сады, ясли, интернаты инвалидов войны, эвакуированные граждане.
Заключение
Потребительская кооперация России прошла трудный путь, на котором познала подъемы и спады, связанные в первую очередь с отношением к ней власти. Потребительская кооперация в годы Первой мировой войны развивалась в обстановке невиданного роста цен на товары. Правительство привлекало кооперацию к заготовкам продуктов для снабжения армии. После 1917года в условиях кризиса экономики, разгула спекуляции и растущей общественной активности масс произошел новый подъем кооперативного движения.
В 1935 году деятельность потребительской кооперации была сосредоточена в сельской местности. Все ее имущество в городах безвозмездно было передано госструктурам, потребительская кооперация лишилась двух третей своей собственности. Однако она выстояла и на кануне радикальных реформ в 1991 году и представляла собой мощную экономическую организацию.
До 1992 года Правительство использовало потребительскую кооперацию в своих целях и не стремилось поддержать ее. Но во время реформ было принято более 30 решений государства по поддержке потребкооперации. Сегодня Центросоюз России стал признанным хозяйственным и идейным центром потребительской кооперации, активным членом МКА. Руководство Центросоюза, проявив стойкость и преданность своему делу, проффесианализм, новаторство, не только смогли сохранить кооперацию, но и выработало кооперативную идеологию, выдвинув на первое место идею борьбы с бедностью и социальное благополучие людей.
На протяжении многих лет потребительская кооперация помогала стране пережить множество экономических кризисов и боролась за самостоятельность и независимость.
Список использованных источников
1.Бартенев С.А. История экономических учений. Учебно-методическое пособие / С.А. Бартенев- М.: ИНФРА-М, 2002.
2.Бланк Г.Я. Основы теории и истории потребительской кооперации СССР. Учеб.пособие / Г.Я. Бланк – М., 2003
3. Большая Советская Энциклопедия. Москва Т.13. - 1976.
4. Всемирная история. / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
5. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. Учебное пособие / К.И. Вахитов. - М.:ИНФРА-М, 2002. – 463 с.
6. Глазков В.В. Кредитная кооперация. Уч.пос / В.В. Глазков - М.:1994.
7. Ефремова Г.М. Основы теории и история потребительской кооперации. Учеб. пособие / Г.М. Ефремова. – Новосибирск: НГУ, 2001.
8. История мировой экономики: Хозяйственные реформы 1920-1990гг. / Под ред.А.Н. Марковой. - М.: Политиздат, 1995.
9. История экономических учений / Под ред.В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2002.
10. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин - М.: Кнорус, 2006.
11. Крашенинников А.И., Морозов А. М., Международное кооперативное движение. Учеб.пособие / А.И. Крашенинников, А.М. Морозов - М.: Экономика, 2005
12. Крашенников А.И. Международный Кооперативный Альянс. Учеб. пособие / А.И. Крашенинников - Москва, экономика 1980 г.
13. Левита Р.Я. История экономических учений. Учебник / Р.Я. Левита - М.: ИНФРА-М, 2001.
14. Липсиц И.В. Экономика без тайн. Учебно-методическое пособие / И.В. Липсиц - М.: "Дело ЛТД", 1994.
15. Теплова Л.Е., Уколова Л.В. Кооперативное движение. Учебное пособие / Л.Е. Теплова, Л.В. Уколова - Москва 2004 г.
16.Теплова Л.Е. Теория и история потребительской кооперации. Учебник / Л.Е. Теплова – Белгород: «Кооперативное образование»,2009
17.Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. Учеб. пособие / А.П. Макаренко – М., 2002 г.
18. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли: От пророков до профессоров. Учеб.Пособи /Е.М.Майбурд - М.:Высш.Шк., 1996.
19. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. Учебник / А.П. Макаренко - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999.
20. Макаренко А.П. Эволюция мирового кооперативного движения. Учеб. Пособие / А.П. Макаренко- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999.
21. Мильнер Б.З. Теория организации: Уч. / Б.З. Мильнер М.: , 2005
22. Макаренко А.П., Крашенинников А. И., Кизилевич А. В., Паламарчук, В. Е., Хвостов Б.Н., «Теория кооперации», М:, Экономика, 2007
23. Материал из доклада о потребительской кооперации России на 81-м М/н дне кооперации и 9-м Международном дне кооперативов ООН.
24. Пронин С.В., Что такое «кооперативный реформизм», М., 2005
25. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М. и др. Макроэкономика: Учебник СПб, Изд-во СПбГУЭФ,2005
26. Раицкий К.А. Экономика потребительской кооперации. - М.: Экономика, 1987.
27. Тимошина Т.М. Экономическая история России. - м.: Информационно-издательский Дом "Филинъ", 2006.
28. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. - М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2006.
29. Чунтулов В.Т. Экономическая история СССР. Учеб. Пособие / В.Т. Чунтулов - М.: Высш. Шк., 1987.
30. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник / Я.С. Ядгаров - М.: ИНФРА-М, 2006.
Приложения
Приложение 1
(в ред. Указа Президента РФ от 22.12.97 № 1365)
В целях создания условий для развития конкуренции в сфере деятельности потребительской кооперации и улучшения обеспечения сельского населения товарами народного потребления и услугами постановляю:
1. Рекомендовать Правлению Центросоюза РФ с учетом Указа Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. № 232 "О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР" совместно с правлениями союзов потребительских обществ республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований осуществить необходимые мероприятия по реорганизации предприятий розничной торговли и общественного питания, а также заготовительных организаций потребительской кооперации, имея в виду выделить из их состава в установленном порядке структурные единицы (магазины, общедоступные столовые, кафе, рестораны, заготовительные пункты и другие) и предоставить указанным структурным единицам право юридического лица, не изменяя форм собственности, сохраняя профиль деятельности и обеспечивая выполнение ранее заключенных хозяйственных договоров.
2. Органам исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, районов, городов и районов в городах обеспечить своевременную регистрацию вновь создаваемых предприятий потребительской кооперации, оказывая им необходимую помощь в процедуре оформления соответствующих документов.
3. Органам исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований: абзац утратил силу. - Указ Президента РФ от 22.12.97 № 1365; осуществить меры по преодолению монопольного положения потребительской кооперации в торговом обслуживании сельского населения путем создания конкурирующих с ней параллельных структур различных форм собственности в сфере торговли, заготовок и производства.
4. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания. Президент РФ Б.Н.ЕЛЬЦИН Москва, Кремль 16 февраля 1992 года № 144
Информация о работе Особенности развития потребительской кооперации (1864-1950гг.)