Отчет о педогогической практике в Алтайском Государственном Аграрном Университете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:20, отчет по практике

Описание

Целями педагогической практики являются:
-знакомство студентов с педагогической реальностью учебного заведения
-смена социальной роли (переход от позиции «учащийся» к позиции «преподаватель»);
-непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе учебного заведения;
-верификация профессионально-теоретических знаний, получаемых в ВУЗе.

Работа состоит из  1 файл

пед практика.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

Введение 
 

    «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, допускать  шутку, но не превращать серьёзное  дело в шутку».

К.Д. Ушинский 

     К своей работе я не зря взял эпиграфом слова великого русского педагога К.Д Ушинского,  на практике убедился в правильность  значения этих слов. Слова К. Д. Ушинского заставляют задуматься, и признать, что воспитание очень серьезная и ответственная работа, которая может сделать человека счастливым, и это отражается в словах великого психолога А. С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастливы, можно».

В своей  педагогической практике я перенесся из роли студента в непривычную мне роль педагога. Ведь человек может понять насколько сложно или наоборот очень доступно и легко ему будет в данной области только тогда, когда сам попробует себя в ней. Педагогическая практика, на мой взгляд, помогает студенту понять все те предметы, что он изучал и дает возможность применить свои знания.

  Целями  педагогической практики являются:

  -знакомство  студентов с педагогической реальностью  учебного заведения 

  -смена  социальной роли (переход от позиции  «учащийся» к позиции «преподаватель»);

  -непосредственное  участие в учебно-воспитательном  процессе учебного заведения;

  -верификация  профессионально-теоретических знаний, получаемых в ВУЗе.

        Задачи  практики:

  -получение  практических навыков планирования  учебно-воспитательной работы в  группе учащихся;

  -приобретение  опыта профессиональной деятельности  педагога по подготовке к циклу уроков теоретического обучения;

  -получение  начальных навыков проведения  уроков по избранному предмету  в группе учащихся;

  -изучение  педагогического опыта квалифицированных  преподавателей учебного заведения. 

     Я проходил свою педагогическую практику в Алтайском Государственном Аграрном Университете. Руководителем практики была Федулова Инна Владимировна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Формы, методы, примеры и средства организации педагогического процесса.
 

     Основные понятия: форма организации учебной деятельности, урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные заня-тия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные за-нятия, консультация, методы обучения, приемы обучения, клас-сификация методов обучения, средства обучения, классификация средств обучения. Организованное обучение и воспитание осуществляются в рамках той или иной педагогической системы, имеют определен-ное организационное оформление. Основными элементами этого оформления являются формы и методы организации учебной деятельности.

Форма учебной деятельности – это набор определенных действий преподавателя по отношению к студенту для получе-ния педагогически запланированного результата.

 Среди  основных форм учебной деятельности  в любых об-разовательных учреждениях  выделяют урок, лекцию, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференцию, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.

 Форма  проведения занятия выбирается  в зависимости от це-лей, задач,  методов, стандартов образования.  Понимание сущности форм учебной деятельности позволит правильно подготовиться к занятию и наиболее успешно освоить требования рабочих программ по различным дисциплинам.

Урок  – это ограниченная во времени, организованная сис-тема обучения, воспитательного  взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений, навыков, развитие их способностей и совершен-ствование опыта педагога.

В школе  урок является основной формой проведения занятий и может включать в  себя другие различные элементы воспи-тательно-образовательного процесса. Но высшее образование в настоящее время в силу своих особенностей опирается на иные формы организации учебной деятельности студентов. Основными среди них являются лекция, семинарские, практические и лабора-торные занятия

Лекция  – это форма учебного процесса, основанная на пе-редаче преподавателем новых знаний, изложении учебного ма-териала для его целостного усвоения студентами (слушателями) в  логической взаимосвязи.

Продолжительность лекции в вузах, как правило, составляет 2 академических часа, что равно 1,5 астрономическим часам. Ма-териал для лекции преподаватель подбирает в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и рабочей программы по предмету. Могут использоваться так же собствен-ные, авторские разработки. Чаще всего используются лекции в режиме монолога преподавателя с учетом обратной связи студен-тов (вопросы, уточнения и т.п.). Для стимулирования познава-тельных процессов студентов, их активизации в процессе обучения применяются лекции в режиме диалога, лекции – диспуты, лекции – конференции и т.д.

Диспут  – форма учебного процесса, связанная  с публичным обсуждением спорных  вопросов, свободным обменом мнениями.

Диспут  позволяет в атмосфере конструктивно-делового обсуждения прояснить наиболее интересные или трудные места в учебном материале, получить дополнительную информацию (как студентам, так и преподавателю), наметить пути дальнейшего из-ложения материала для данной группы студентов.

Конференция – форма учебного процесса, связанная  с пуб-личными выступлениями студентов и преподавателей в рамках определенной темы с последующим их обсуждением.

Конференции дают возможность для самостоятельной  твор-ческой деятельности студента в  процессе подготовки своего пуб-личного  выступления. При проведении конференции студент может проявить себя, узнать новое, более глубоко разобраться в уже изученном материале. Проведение конференций часто ис-пользуется для дополнительного образования студентов и расши-рения научной деятельности студентов и преподавателей.

Семинарские занятия (или семинар) – форма  учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении студен-тами по заданию преподавателя отдельных  вопросов, проблем, тем для дальнейшего  совместного обсуждения.

Главной составляющей семинарской работы является до-машняя подготовка. По ее итогам студентами могут быть выпол-нены доклады, рефераты, конспекты по теме занятия. В процессе проведения семинара студенты более глубоко осмысливают учебный материал, а преподаватель может оценить степень их готовности к занятию, уровень понимания обсуждаемых вопросов, прояснить наиболее сложные места.

Практические  занятия – форма учебного процесса, по-строенная на практической работе по отработке ранее полу-ченных знаний, формировании умений и навыков.

Практические  занятия включают в себя решение задач, по-строение чертежей, выполнение тестов, проигрывание различных ситуаций и т.п. в зависимости от изучаемого предмета. Практиче-ские занятия могут также называться тренингами, тренировками, практикумами.

Лабораторные  занятия – форма учебного процесса, по-строенная на практической обработке полученных знаний путем проведения различных лабораторных испытаний.

Наиболее  часто лабораторные занятия проводятся по есте-ственнонаучным и техническим  дисциплинам, таким как физика, химия, электротехника, строительные материалы и др.

В процесс  обучения входят также и функции  проверки зна-ний студентов. Для  этого существуют такие формы  организации учебного процесса как  самостоятельные, проверочные, контроль-ные  работы, но основными формами проверки являются зачет и экзамен.

Зачет – форма учебного процесса по контролю и оценке ос-воения студентами практических навыков по изучаемой дисцип-лине.

Экзамен – форма учебного процесса по контролю и оценке освоения студентами теоретических  знаний по изучаемой дис-циплине.

Зачет может проводиться по окончанию  изучения как дис-циплины в целом, так и отдельных ее частей, один или несколько раз в семестр. Экзамен включает в себя оценку всего  теоретиче-ского материала, изучаемого в течение семестра.

Для наиболее успешного процесса обучение существуют также дополнительные формы организации учебного процесса, такие как факультативные занятия и консультации. Цель допол-нительных форм – восполнение пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворение повышенного интереса к предмету.

Факультативные  занятия (или факультатив) – форма  учебного процесса, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков студентов, раз-витие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию.

Факультативы  проводятся по специальным программам, со-гласованным с программами  обязательных предметов. От основ-ных  занятий они отличаются глубиной, широтой, новизной мате-риала. Служат для  раскрытия творческого потенциала как сту-дентов, так и преподавателей.

Консультация  – форма учебного процесса, заключающаяся  в том, чтобы помочь студентам  преодолеть трудности и пре-пятствия в освоении отдельных тем, разделов программы, ока-зать поддержку в  углубленном изучении предмета.

Проходит  консультация в форме ответов преподавателем на вопросы студентов. Она может быть как групповой, так и инди-видуальной.

Для успешного  достижения целей каждой формы организа-ции  учебного процесса выбираются определенные методы обу-чения.

Методы  обучения – это взаимосвязанные способы дея-тельности преподавателя и студента, направленные на овладе-ние учащимися знаниями, умениями, навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения.

По мере развития человечества и совершенствования  общей культуры общества менялись и методы обучения. Так в перво-бытном обществе и в древние времена преобладали методы обу-чения, основанные на подражании. Методы наблюдения и по-вторения действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи информации подрастающему поколению.

По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний, человек стал прибегать к словесным объяснениям. Это осуществлялось с помощью устного, письменного, а затем и печатного слова. В период великих географических открытий большое развитие получают методы наглядного обучения, помогающие на практике применять полу-ченные знания.

Мотивация учащихся к усвоению знаний способствует тому, что педагоги стали прибегать  к использованию проблемных ме-тодов  обучения.

Развитие  гуманитарных наук привело общество к пониманию того, что учащийся нуждается не только в обучении, но в развитии своих внутренних способностей и индивидуальных особенностей. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.

Методы  обучения

Рассмотрим  некоторые методы ведения занятий.

Лекция  – беседа является диалогическим  методом обуче-ния, при котором  преподаватель с помощью тщательно  проду-манной системы вопросов побуждает  учащихся рассуждать и подводит их к пониманию нового материала или проверяет ус-воение уже изученного.

Беседа  относится к наиболее старым методам  работы. Ее мастерски использовал  Сократ, от имени которого произошло  понятие «сократическая беседа». В  зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой позна-вательной деятельности учащихся и места беседы в процессе вы-деляют несколько видов бесед.

Если  беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или  вступительной. Цель такой беседы состоит  в том, чтобы сформировать у учащихся состояние готовности к изучению новой темы.

Для непосредственного  сообщения новых знаний использу-ются сообщающие беседы. Одной из форм сообщающей беседы является эвристическая беседа (от слова «эврика» - нахожу, от-крываю), в ходе которой преподаватель, опираясь на имеющиеся у студентов знания и практический опыт, подводит их к само-стоятельному осознанию, открытию и формулированию правил и выводов. Успех проведения беседы во многом зависит от пра-вильности постановки вопросов.

Информация о работе Отчет о педогогической практике в Алтайском Государственном Аграрном Университете