Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:20, отчет по практике
Целями педагогической практики являются:
-знакомство студентов с педагогической реальностью учебного заведения
-смена социальной роли (переход от позиции «учащийся» к позиции «преподаватель»);
-непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе учебного заведения;
-верификация профессионально-теоретических знаний, получаемых в ВУЗе.
Введение
«Педагог должен быть добрым,
но без слабости, требовательным,
но без придирчивости,
К.Д. Ушинский
К своей работе я не зря взял эпиграфом слова великого русского педагога К.Д Ушинского, на практике убедился в правильность значения этих слов. Слова К. Д. Ушинского заставляют задуматься, и признать, что воспитание очень серьезная и ответственная работа, которая может сделать человека счастливым, и это отражается в словах великого психолога А. С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастливы, можно».
В своей педагогической практике я перенесся из роли студента в непривычную мне роль педагога. Ведь человек может понять насколько сложно или наоборот очень доступно и легко ему будет в данной области только тогда, когда сам попробует себя в ней. Педагогическая практика, на мой взгляд, помогает студенту понять все те предметы, что он изучал и дает возможность применить свои знания.
Целями педагогической практики являются:
-знакомство
студентов с педагогической
-смена
социальной роли (переход от позиции
«учащийся» к позиции «
-непосредственное
участие в учебно-
-верификация
профессионально-теоретических
Задачи практики:
-получение
практических навыков
-приобретение
опыта профессиональной
-получение начальных навыков проведения уроков по избранному предмету в группе учащихся;
-изучение
педагогического опыта
Я проходил свою педагогическую практику
в Алтайском Государственном Аграрном
Университете. Руководителем практики
была Федулова Инна Владимировна.
Основные понятия: форма организации учебной деятельности, урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные заня-тия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные за-нятия, консультация, методы обучения, приемы обучения, клас-сификация методов обучения, средства обучения, классификация средств обучения. Организованное обучение и воспитание осуществляются в рамках той или иной педагогической системы, имеют определен-ное организационное оформление. Основными элементами этого оформления являются формы и методы организации учебной деятельности.
Форма учебной деятельности – это набор определенных действий преподавателя по отношению к студенту для получе-ния педагогически запланированного результата.
Среди
основных форм учебной
Форма
проведения занятия выбирается
в зависимости от це-лей,
Урок – это ограниченная во времени, организованная сис-тема обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений, навыков, развитие их способностей и совершен-ствование опыта педагога.
В школе
урок является основной формой проведения
занятий и может включать в
себя другие различные элементы воспи-тательно-
Лекция – это форма учебного процесса, основанная на пе-редаче преподавателем новых знаний, изложении учебного ма-териала для его целостного усвоения студентами (слушателями) в логической взаимосвязи.
Продолжительность лекции в вузах, как правило, составляет 2 академических часа, что равно 1,5 астрономическим часам. Ма-териал для лекции преподаватель подбирает в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и рабочей программы по предмету. Могут использоваться так же собствен-ные, авторские разработки. Чаще всего используются лекции в режиме монолога преподавателя с учетом обратной связи студен-тов (вопросы, уточнения и т.п.). Для стимулирования познава-тельных процессов студентов, их активизации в процессе обучения применяются лекции в режиме диалога, лекции – диспуты, лекции – конференции и т.д.
Диспут
– форма учебного процесса, связанная
с публичным обсуждением
Диспут
позволяет в атмосфере
Конференция – форма учебного процесса, связанная с пуб-личными выступлениями студентов и преподавателей в рамках определенной темы с последующим их обсуждением.
Конференции
дают возможность для
Семинарские
занятия (или семинар) – форма
учебного процесса, построенная на
самостоятельном изучении студен-тами
по заданию преподавателя
Главной составляющей семинарской работы является до-машняя подготовка. По ее итогам студентами могут быть выпол-нены доклады, рефераты, конспекты по теме занятия. В процессе проведения семинара студенты более глубоко осмысливают учебный материал, а преподаватель может оценить степень их готовности к занятию, уровень понимания обсуждаемых вопросов, прояснить наиболее сложные места.
Практические занятия – форма учебного процесса, по-строенная на практической работе по отработке ранее полу-ченных знаний, формировании умений и навыков.
Практические занятия включают в себя решение задач, по-строение чертежей, выполнение тестов, проигрывание различных ситуаций и т.п. в зависимости от изучаемого предмета. Практиче-ские занятия могут также называться тренингами, тренировками, практикумами.
Лабораторные занятия – форма учебного процесса, по-строенная на практической обработке полученных знаний путем проведения различных лабораторных испытаний.
Наиболее часто лабораторные занятия проводятся по есте-ственнонаучным и техническим дисциплинам, таким как физика, химия, электротехника, строительные материалы и др.
В процесс обучения входят также и функции проверки зна-ний студентов. Для этого существуют такие формы организации учебного процесса как самостоятельные, проверочные, контроль-ные работы, но основными формами проверки являются зачет и экзамен.
Зачет – форма учебного процесса по контролю и оценке ос-воения студентами практических навыков по изучаемой дисцип-лине.
Экзамен – форма учебного процесса по контролю и оценке освоения студентами теоретических знаний по изучаемой дис-циплине.
Зачет может проводиться по окончанию изучения как дис-циплины в целом, так и отдельных ее частей, один или несколько раз в семестр. Экзамен включает в себя оценку всего теоретиче-ского материала, изучаемого в течение семестра.
Для наиболее успешного процесса обучение существуют также дополнительные формы организации учебного процесса, такие как факультативные занятия и консультации. Цель допол-нительных форм – восполнение пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворение повышенного интереса к предмету.
Факультативные занятия (или факультатив) – форма учебного процесса, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков студентов, раз-витие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию.
Факультативы
проводятся по специальным программам,
со-гласованным с программами
обязательных предметов. От основ-ных
занятий они отличаются глубиной,
широтой, новизной мате-риала. Служат для
раскрытия творческого
Консультация – форма учебного процесса, заключающаяся в том, чтобы помочь студентам преодолеть трудности и пре-пятствия в освоении отдельных тем, разделов программы, ока-зать поддержку в углубленном изучении предмета.
Проходит консультация в форме ответов преподавателем на вопросы студентов. Она может быть как групповой, так и инди-видуальной.
Для успешного достижения целей каждой формы организа-ции учебного процесса выбираются определенные методы обу-чения.
Методы обучения – это взаимосвязанные способы дея-тельности преподавателя и студента, направленные на овладе-ние учащимися знаниями, умениями, навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения.
По мере развития человечества и совершенствования общей культуры общества менялись и методы обучения. Так в перво-бытном обществе и в древние времена преобладали методы обу-чения, основанные на подражании. Методы наблюдения и по-вторения действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи информации подрастающему поколению.
По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний, человек стал прибегать к словесным объяснениям. Это осуществлялось с помощью устного, письменного, а затем и печатного слова. В период великих географических открытий большое развитие получают методы наглядного обучения, помогающие на практике применять полу-ченные знания.
Мотивация учащихся к усвоению знаний способствует тому, что педагоги стали прибегать к использованию проблемных ме-тодов обучения.
Развитие гуманитарных наук привело общество к пониманию того, что учащийся нуждается не только в обучении, но в развитии своих внутренних способностей и индивидуальных особенностей. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.
Методы обучения
Рассмотрим некоторые методы ведения занятий.
Лекция
– беседа является диалогическим
методом обуче-ния, при котором
преподаватель с помощью
Беседа относится к наиболее старым методам работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого произошло понятие «сократическая беседа». В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой позна-вательной деятельности учащихся и места беседы в процессе вы-деляют несколько видов бесед.
Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся состояние готовности к изучению новой темы.
Для непосредственного сообщения новых знаний использу-ются сообщающие беседы. Одной из форм сообщающей беседы является эвристическая беседа (от слова «эврика» - нахожу, от-крываю), в ходе которой преподаватель, опираясь на имеющиеся у студентов знания и практический опыт, подводит их к само-стоятельному осознанию, открытию и формулированию правил и выводов. Успех проведения беседы во многом зависит от пра-вильности постановки вопросов.