Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:20, отчет по практике
Целями педагогической практики являются:
-знакомство студентов с педагогической реальностью учебного заведения
-смена социальной роли (переход от позиции «учащийся» к позиции «преподаватель»);
-непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе учебного заведения;
-верификация профессионально-теоретических знаний, получаемых в ВУЗе.
Метод бесед имеет ряд преимуществ:
• активизирует деятельность учащихся;
• развивает их память и речь;
• помогает контролировать знания учащихся;
• может
быть проводником личностного
Метод создания ситуации творческого поиска связан с созданием противоречивой задачи, решение которой требует широкого «умственного размаха» учащихся. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса.
Постановка проблемы или создание проблемной ситуа-ции предполагает представление учебного материала в виде дос-тупно, образно и ярко излагаемой проблемы. Проблемными яв-ляются ситуации, в которых студент ощущает отсутствие готового стандарта (алгоритма, правила, способа) решения и пытается его найти. Особым классом учебных проблем, содержащих в себе противоречие, являются те, что в истории науки имели статус на-учных проблем и получили свое разрешение в трудах ученых, в производственной и социальной практике. Учебные проблемы должны быть доступны по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, ле-жать в русле изучаемого предмета и быть значимыми в усвоении нового материала и развития личности – общего и профессио-нального.
Игровые методы обучения. Ценным методом стимулиро-вания интереса к учению выступает метод использования раз-личных игр и игровых форм организации познавательной дея-тельности. Так деловая игра позволяет задать в обучении пред-метное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности и тем самым создать условия для формирования личности специалиста. В игру разработчик закладывает систему учебных заданий в форме описания конкретных производствен-ных, социальных ситуаций. Эти ситуации могут содержать про-тиворечивые, избыточные или попросту неверные данные, взаи-моисключающие альтернативы и т.п. В процессе игры студент должен провести анализ этих ситуаций, вычленить проблему, пе-ревести ее в задачный вид, разработать способы и средства реше-ния, принять само решение и убедить других в его правильности, осуществив соответствующие практические действия. Таким об-разом, создаются условия не передачи информации от преподава-теля к студенту, а порождение знаний в совместной деятельности и диалогическом общении участников игры.
Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода.
Например, в методе работы с книгой выделяют следующие приемы:
• конспектирование,
• составление плана текста,
• подготовка тезисов,
• цитирование,
• составление аннотаций,
• рецензирование и др.
Прием служит для усиления эффективности применения ме-тода обучения и может быть детальным дополнением к методу обучения.
В педагогике на сегодняшний день нет однозначного толко-вания понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных це-лей обучения. Другие к средствам обучения относят интеллекту-альные средства осуществления мыслительной деятельности, ко-торые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства, которыми учащийся пользуется в процессе учения и на средства, которые использует педагог для создания условий учения для учащихся. Четвертые этим термином обозначают все содержание и весь проект обучения, и средства-инструменты обучения. Главное назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного мате-риала.
Средства обучения – это специально разработанные ма-териальные и материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебной деятельности.
Классификация средств обучения представлена на схеме 3.
Объективная
необходимость использования
Педагогическая практика, а именно педагогическая деятельность была рассредоточена по следующим направлениям:
исследовательская;
методическая;
аналитическая.
В первые дни практики реализовывалась в основном исследовательско-методическая работа, в рамках которой, произошло знакомство с организационным порядком, существующем в университете на кафедре общей и клинической психологии; обсуждение с преподавателем-куратором, системы оценивания знаний; знакомство с тематическим планом; определение с тем занятий, которые будут закреплены за практикантом. Также был обозначен план дальнейшей работы.
С середины (второй половины) первой недели практики начинается подготовка первого самостоятельного аудиторного занятия.
Начиная со второй недели и до конца практики начинается работа по реализации составленного и утверждённого индивидуального плана по проведению собственных занятий.
Каждый день проведения занятия (а именно 3 занятия по 2 академических часа) включал три обязательных этапа:
- подготовительный этап, предшествующий проведению занятию;
- непосредственно проведение занятия;
- подведение
итогов совместно с куратором практики.
При подготовке и проведении
занятий по психологии были
взяты за основу
Подготовка к проведению занятий начиналась с тематического планирования, т.е. предусматривались ответы на следующие вопросы:
1) что должны получить учащиеся в результате изучения темы: что обязаны запомнить и знать, какими умениями овладеть, какой вклад в развитие умственной активности, мотивов учения, самостоятельности будет обеспечен, что смогут применить в самовоспитании и саморазвитии своей личности?
2) какой объем материала и за какое время должен быть освоен?
3) какие вопросы должны быть рассмотрены по теме?
4) что необходимо повторить до изучения темы, какие ранее полученные сведения по другим предметам использовать?
5) какие
практические упражнения и задачи
следует выполнить для
6) какие
технические средства, наглядные
пособия должны быть
7) какова должна быть система обратной связи по теме (вопросы для текущего, обобщающего опросов, контрольные и письменные работы)
8) какое
домашнее задание следует
9) какое
дополнительное задание для
сильных учеников следует
предусмотреть?
Затем происходило согласование с преподавателем формы организации обучения. Было принято решение, что предстоящие занятия будут только семинарскими (практическими), ввиду учета расписания занятий преподавателя и графика обучения студента-практиканта.
После, начиная с первой недели и до проведения последнего семинарского занятия, разрабатывался план, а затем план–конспект занятия. Этап проведения занятия проходил согласно разработанному плану семинара и особо не поддавался коррекции, т.к. никаких педагогических трудностей не возникало и посещение студентов было в рамках предполагаемого (7 студентов из 10 стабильно посещали занятия).
Каждое
проведенное занятие
В период практики заполнялся дневник педагогической практики. В дневнике были сделаны записи, касающиеся общих сведений о непосредственной деятельности, в определенный момент практики.
В итоге,
за период практики я выступил в
роли преподавателя педагогической
психологии. Мною были проведены 3 семинарских
занятия по 2 академических часа,
в процессе которых я полностью
прочувствовал тяжелую
Попробовав себя в роли преподавателя, я в который раз убедился, что теория и практика должны быть тесно связаны. И не всегда понятный материал в теории легко проходит на практике. Моя работа со студентами заставила меня увидеть свои недостатки в общении с данной возрастной группой и не только. Очень часто, в случае, когда я терял контроль над поведением группы, мне хотелось вести себя как авторитетный, строгий учитель, хотя этот стиль общения мне не присущ. В ходе работы находились более действенные приемы. Возбуждение интереса с помощью познавательной информации, подкрепленной примерами из жизни, привлечение внимания неожиданными фактами и подробностями еще раз напомнили мне о том, как важно сделать семинар не только информативным, но и максимально интересным. Сухая информация не будет воспринята ими и скорее всего пройдет мимо ушей, не оставив никакого следа.
Адаптация в группе, у которой были проведены все три семинарских занятия, прошла достаточно незаметно для меня, т.к. никаких затруднений не было испытано, несмотря на небольшую разницу в возрасте.
В
процессе выполнения
Дневник по педагогической практике
Дата | Вид практической деятельности | Содержание практической деятельности (задания), ход и результаты выполнения поручений |
Исследовательская
Методическая |
Вводная лекция
по педагогической практике; распределение
практикантов по базам прохождения
практики и распределение дисциплин.
Место прохождения практики – кафедра; Преподаваемая дисциплина – экономика организации; Куратор педагогической практики – Федулова И.В. | |
Исследовательская Методическая | Обсуждение с куратором целей, задач, плана практики; ознакомление с инструктажем по охране труда и технике безопасности с оформлением установленной документации, с этическими основами профессиональной деятельности преподавателя; ознакомление с государственными стандартами по специальности «Экономика организации» и т.п.. | |
Исследовательская
Методическая Аналитическая |
Подготовительный этап, предшествующий проведению занятию, анализ литературы по теме «Сферы и подразделения экономики», составление плана семинара. | |
Проведение
семинарского занятия на тему «Сферы
и подразделения экономики».
Подведение итогов проведенного занятия совместно с куратором. Самоанализ проведенного занятия. | ||
Исследовательская
Методическая Аналитическая |
Подготовительный этап, предшествующий проведению занятию,анализ литературы по теме «Типы предприятий», составление плана семинара. | |
Проведение семинарского занятия на тему «Типы предприятий». | ||
Исследовательская
Методическая Аналитическая |
Подготовительный этап, предшествующий проведению занятию, анализ литературы по теме «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ», составление плана семинара. | |
Проведение
семинарского занятия на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ».
Подведение итогов проведенного занятия совместно с куратором. Самоанализ проведенного занятия. | ||
Аналитическая | Совместное анализирование с куратором проведенных занятий, итоговое подведение итогов практики. | |
Методическая Аналитическая |
Составление отчетно-реферативной работы по педагогической практике | |
Проверка куратором отчетно-реферативной работы по педагогической практике. |