Переоценка основных фондов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:34, реферат

Описание

Переоценка основных фондов оказывает огромное влияние на один из основных налогов - налог на имущество. Результаты переоценок основных фондов и, следовательно, их влияние на размеры налога на имущество предприятий во многом зависят от того, каким методом производилась переоценка. При переоценках применялся в основном индексный метод: балансовая стоимость основных фондов по укрупненным их видам и группам умножалась на данный Госкомстатом коэффициент пересчета по данному виду основных средств. И как правило, применение коэффициентов приводило к завышению остаточной стоимости основных средств. При завышении стоимости элементов основных фондов в результате переоценки неоправданно увеличиваются амортизационные отчисления, и, следовательно, себестоимость выпускаемой продукции. Неточности переоценки приводят к ряду негативных последствий. Так, предприятия вынуждены уплачивать больший, чем следовало бы, налог на имущество, если его оценка оказалась завышенной. Чтобы избежать недостатков индексного метода, было разрешено рассчитывать стоимость отдельных элементов основных фондов исходя их реальных рыночных цен. Переоценка это не всегда рост, нужна реальная рыночная восстановительная стоимость основных фондов.

Содержание

Введение 3
1. Переоценка основных фондов как предпосылка нормализации инвестиционных процессов в России 5
1.1. Сущность и роль переоценки основных фондов предприятий 5
1.2. Переоценка основных фондов ставит проблемы 7
1.3. Результаты проведения переоценки в период с 1992 по 1997 год 8
1.4. Переоценка - необходимое звено в финансово - хозяйственном обороте 13
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 44.50 Кб (Скачать документ)

 

Постановлением Правительства  было предусмотрено, что все предприятия  и организации РФ независимо от форм собственности были обязаны провести (по состоянию на 1 июля 1992 г.) переоценку основных фондов. При этом имущество  предприятий, в т.ч. негосударственных, Правительство рассматривало как основные фонды РФ. В данном случае Правительство выступало в качестве субъекта собственности всех основных фондов, размещенных на территории РФ.

 

Правительство, осуществляя  своим решением переоценку основных фондов, оказывало тем самым влияние  на обязательства государственных  предприятий перед бюджетом по налогам, перед партнерами в связи изменениями  уровня цен, перед арендаторами по размеру  арендной платы и т.д. Иначе говоря, своим решением Правительство формировало  дополнительные обязательства государственных  предприятий, по которым оно само и его органы не несли никакой  ответственности. Это противоречило  действующему законодательству.

 

Такая переоценка основных фондов предприятий и организаций  негосударственных секторов экономики, совместных предприятий и других, не имела правовой базы. В условиях административно – командной  системы и государственной монополии  во всех сферах периодически государство  в директивном порядке осуществляло переоценку основных фондов. Такая  мера и такой подход соответствовали  экономической системе централизованного  управления всеми экономическими процессами.

 

Согласно постановлению  Правительства РФ от 19 августа 1994 г  № 967 “Об использовании механизма  ускоренной амортизации и переоценки основных фондов” все предприятия  РФ независимо от форм собственности  и виде деятельности были обязаны  осуществить по состоянию на 1 января 1995 года переоценку основных фондов путем  индексации. А также согласно письму Министерства Финансов РФ от 19.09.94г  № 126 “О порядке отражения в бухгалтерском  учете и отчетности операций, связанных  с применением механизма ускоренной амортизации и переоценкой основных фондов"” по состоянию на 01.01.95г  проводилась переоценка одним из двух способов:

используя индексы изменения  стоимости основных фондов, для определения  их восстановительной стоимости;

путем прямого пересчета  их балансовой стоимости.

 

При переоценке на 01.01.95г  при любом методе ее проведения степень  износа каждого переоцениваемого объекта  не должна была меняться по сравнению  с существовавшими до переоценки. Степень износа основных фондов в целом по предприятию в ходе переоценки снизиться не могла. Теоретически она могла в ходе переоценки остаться на прежнем уровне, но чаще всего степень износа увеличивалась. Это связано с тем, что в процессе перехода от смешанной оценки к оценке в ценах одного уровня, старые изношенные основные фонды, числящиеся на балансе по сравнительно низкой цене, переоценивались по относительно большим коэффициентам, и их доля в общей восстановительной стоимости закономерно увеличивалась, а доля новых мало изношенных фондов соответственно сокращалась.

 

Результаты проведенной  переоценки основных фондов были отражены в балансе предприятия по состоянию  на 1 апреля 1995г.

 

Следующая переоценка, но в  более широком масштабе была проведена  согласно постановлению Правительства  № 1148, от 25 ноября 1995г, “О переоценке основных фондов по состоянию на 01.01.96г.” В соответствии с вышеуказанным постановлением переоценке подлежали находящиеся на балансе организации здания, сооружения, машины, транспортные средства и др. виды основных фондов. Также в данном постановлении была провозглашена цель: это создание экономических условий и формирование инвестиционных ресурсов для активного обновления основных фондов.

 

Важность проведения переоценки основных фондов была очевидна. При  продолжающимся спаде производства и ужесточении налогового бремени оценка основных фондов по рыночной стоимости являлась благоприятным фактором, который позволил снять в какой-то степени социально-экономическую напряженность в РФ.

 

В период данной переоценки организациям было предоставлено право  осуществить переоценку основных фондов по коэффициентам пересчета и путем экспертного заключения о рыночной стоимости основных фондов.

 

Все предшествующие переоценки были по существу не рыночными. Во многих случаях имел место просто прямой пересчет. Однако механическое использование  коэффициентов приводило к серьезному ухудшению финансово-экономического состояния предприятия, а так  же приводило к заметным отклонениям  от реальной восстановительной стоимости  основных фондов. Когда предприятие  начинало механически умножать балансовую стоимость своих основных фондов на предложенные коэффициенты, оно  могло оказаться в “ловушке”  завышенной амортизации и завышенного  налога на имущество. Естественно в  завышении балансовой стоимости  имущества были заинтересованы налоговые  органы. От налога на имущество невозможно уйти, налоговым инспекциям взимать  его было очень легко, и они, конечно  же, были заинтересованы в его увеличении. Переоценка это не всегда рост. Нужна  именно реальная рыночная восстановительная  стоимость. В данной переоценке была заложена возможность снизить балансовую стоимость.

 

Характерной особенностью данной переоценки являлось более активное участие в ней независимых  экспертов. В России уже существовали объединения независимых оценщиков, которые могли дать объективную, рыночную оценку основных фондов предприятия. Обществом оценщиков предоставлялись экспертные заключения о рыночной стоимости основных фондов. Но использование заключений экспертов о восстановительной стоимости основных фондов не нашло своего полного законодательного оформления. Правовой статус оценщика не был определен, поэтому отвечать за результаты переоценки должно было само предприятие, а точнее руководитель. Для налоговых органов мнение оценщиков не являлось достаточным основанием, поэтому ответственность лежала на предприятии.

 

Согласно постановлению  на одном предприятии для оценки разных объектов могли применяться  различные методы. Затем с учетом полученных величин полной восстановительной  стоимости определялась по проценту износа, имевшегося по данным бухгалтерского учета до переоценки, остаточная восстановительная  стоимость основных фондов. Она отражала стоимость основных фондов необходимых  для их замены с учетом накопленного износа.

 

Сроки проведения данной переоценки были определены достаточно жесткие: до 15 февраля 1996 года. На столь короткий срок повлиял закон о бюджете. Ведь переоценка повлияла на налогооблагаемую базу, а она занимает существенное место в системе национальных счетов. Многие предприятия не уложились  в сроки проведения переоценки, и  были вынуждены провести переоценку с применением индексного метода, но в течение 1996 г произвели работы по определению восстановительной стоимости с применением прямого пересчета.

 

Следующая переоценка основных фондов была проведена в 1997 году.

 

Основанием для проведения переоценки основных фондов по состоянию  на 1 января 1997 г являлось постановление  Правительства РФ от 7.12.1996г № 1442 “О переоценке основных фондов в 1997 г” . Во исполнение данного постановления были приняты нормативные документы, конкретизирующие порядок проведения переоценки:

Письмо Госкомстата России № 24-1-20/2861 от 15.12.1996 г;

порядок, утвержденный Госкомстатом РФ, Министерством Экономики РФ, Министерством Финансов РФ от 18.02.97г  за № ВД-1-24-/336;

письмо Госкомстата от 21.01.97г № 21-07

 

Согласно данному постановлению  переоценка основных фондов проводилась  по состоянию на 01.01.97г (т.е. исходя из уровня цен на эту дату) и осуществлялась в течение всего 1997г.

 

Для многих предприятий проведение переоценки в течение реального  периода времени стало практически  единственным способом повышения рентабельности производимой продукции, структура  себестоимости которой искажена непомерно большим удельным весом  амортизационных отчислений, исчисляемых  от завышенной балансовой стоимости  основных фондов, и, следовательно, одним  из немногих шансов на стабилизацию финансового  положения.

 

Результаты данной переоценки на 01.01.97г не учитывались при исчислении налога на имущество и начислении амортизации в 1997 году.

 

Переоценке подлежали  находящиеся в собственности  предприятия сооружения, машины, оборудование. Здания, транспортные средства, и др. виды основных фондов.

 

Как показал обзор прессы при проведении переоценки не мало проблем возникало с определением термина “основные фонды”, который  по своему содержанию шире понятия  “основные средства” . Во избежание ошибок многие руководствовались Общероссийским классификатором основных фондов, введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.94г № 359. В соответствии с которым основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее 1 года, для производства товаров, оказания услуг. При этом основные фонды подразделяются на материальные основные фонды (основные средства) и нематериальные основные фонды (нематериальные активы) .

 

Переоценка основных фондов по состоянию на 01.01.97г по усмотрению предприятия проводилась либо путем  индексации балансовой стоимости отдельных  объектов с применением индексов изменения стоимости основных фондов; либо путем прямого пересчета  стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на них, сложившимся  на 01.01.97г; либо комбинированным методом. Система индексов стала более  гибкой, она содержала увеличенное  в сравнении с предшествующей переоценкой количество групп машин  и оборудования, транспортных средств, учитывала в определенной мере территориальную  дифференциацию изменения цен на строительство, более низкие темпы  роста цен на морально устаревшие объекты. Для переоценки основных фондов, приобретенных по импорту за твердую валюту, применялись индексы, рассчитанные на основе изменения курса рубля по отношению к доллару за 1996 год.

 

Организации, проводящие переоценку основных фондов могли самостоятельно выбирать приведенные в таблице индексов минимальные, максимальные или промежуточные их значения, в рамках заданных интервалов, исходя из задачи наиболее точного определения их полной восстановительной стоимости.

 

При определении полной восстановительной  стоимости методами прямой оценки на основе рыночной цены объекты основных фондов, аналогичные оцениваемым  по состоянию на 01.01.97г, применялись  в целом те же методологические подходы, что и при переоценках по индексам Госкомстата России, но с использованием более подробной информации. Это  позволяло более точно определить полную восстановительную стоимость  и исправить погрешности, накопившиеся в результате применения средне групповых  индексов в ходе предшествующих переоценок.

 

При проведении прямой оценки, подготовке экспертных заключений о  полной восстановительной стоимости  основных фондов были использованы более  конкретные данные о существующих в  конкретном регионе, по состоянию на дату переоценки 01.01.97г – ценах  и тарифах, определяющих затраты.

 

Понятно, что метод прямой оценки более точен, чем индексный  метод. Учет особенностей ценообразования  в конкретном регионе даст более  достоверный результат, чем применение индексов, определенных для группы территорий. Аналогично учет изменения  цен по конкретным типам и маркам техники более точен, чем использование  индексов по группам машин и оборудования даже в условиях увеличения числа  таких групп по сравнению с  предыдущей переоценкой.

 

Кроме того, переоценка по индексам учитывала изменение цен за год, прошедший после предыдущей переоценки, и лишь частично в некоторых случаях  “подправляет” не вполне точные результаты, сложившиеся по итогам предшествующих переоценок. Методы же прямой оценки по ценам, существующим на дату проводимой переоценки в принципе позволяли исправить накопившиеся в ходе проведения переоценок неточности и выйти на достаточно достоверный результат.

 

Наряду с полной восстановительной  стоимостью при переоценке должна была определена остаточной восстановительная  стоимость основных фондов, т.е. стоимость  основных фондов после переоценки с  учетом накопленного износа.

 

Остаточная восстановительная  стоимость основных фондов определялась самими организациями – владельцами  основных фондов самостоятельно, исходя из полной восстановительной стоимости  и степени износа по бухгалтерским  данным до переоценки. В процессе переоценки. При любом методе ее проведения, степень износа объекта не уточнялась.

 

Организации, не проводившие  по каким-либо причинам предшествующие переоценки, должны индексы пересчета  стоимости увеличить на соответствующие  индексы пропущенных переоценок, либо воспользоваться методами прямой оценки.

 

Получаемые при прямой оценке фактические индексы пересчета  стоимости основных фондов могли  выходить за пределы минимальных  и максимальных значений индексов, задаваемых в таблице индексов Госкомстата  РФ, примечаниях и приложениях  к ней. Особенно тщательно проверялась достоверность итогов переоценки по организациям, у которых фактически коэффициенты переоценки значительно (в 1,3 раза и более) отличаются в ту или иную сторону от рекомендуемых Госкомстатом РФ минимальных и максимальных индексов, с учетом всех поправочных коэффициентов.

 

В соответствии со второй частью п. 5 постановления Правительства  РФ от 7.12.96г № 1442, предприятия имели  право отразить в бухгалтерском  и статистическом учете и отчетности с 1 января 1997г результаты не учтенных в установленные сроки уточнений  итогов переоценки, проводившийся по состоянию на 01.01.96г, осуществленных путем применения в течение 1996г  прямого пересчета стоимости  отдельных объектов по документально  подтвержденным рыночным ценам на них.

 

В 1997г уточнение переоценки на 01.01.96г уже не проводилось. Прямой пересчет стоимости основных фондов проводился с начала 1997г. в рамках переоценки на 01.01.97г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Переоценка  – необходимое звено в финансово–хозяйственном  обороте

 

Что касается 1998 года, то согласно следующему постановлению Правительства, а именно от 24 июня 1998г № 667 переоценка на 1 января 1998г стала необязательной. Анализируя данное постановление можно  сделать вывод, что переоценку основных фондов во II полугодии 1998г имели  право сделать предприятия независимо от организационно-правовой формы в  случае, когда балансовая стоимость  объектов основных фондов превышает  текущие рыночные цены.

Информация о работе Переоценка основных фондов предприятия