9.5. Денежная компенсация
за неиспользованный отпуск.
9.6. Стоимость бесплатно
выдаваемых работникам в качестве
поощрения акций или льгот
по приобретению акций.
9.7. Другие единовременные
поощрения, включая стоимость
подарков.
10. Выплаты на
питание, жилье, топливо
10.1. Стоимость бесплатно
предоставленных работникам отдельных
отраслей экономики питания и
продуктов (в соответствии с
законодательством).
10.2. Оплата (полная
или частичная) стоимости питания,
в том числе в столовых, буфетах,
в виде талонов, предоставления
его по льготным ценам или
бесплатно (сверх предусмотренной законодательством).
10.3. Стоимость бесплатно
предоставленных работникам отдельных
отраслей экономики (в соответствии
с законодательством) жилья и
коммунальных услуг или суммы
денежной компенсации за не
предоставление их бесплатно.
10.4. Средства на
возмещение расходов работников
по оплате жилья (сверх предусмотренных
законодательством).
10.5. Стоимость бесплатно
предоставленного работникам топлива.
Структура фонда
заработной платы на предприятии
довольно сложна. Помимо прямой оплаты
труда за проработанное время или за произведенную
продукцию или работу (при сдельной или
договоренной оплате) в фонд оплаты труда
включаются стимулирующие и компенсирующие
выплаты – премии, компенсации за неблагоприятные
условия труда, за работу в северных и
отдаленных местностях, а также все денежные
суммы, выплачиваемые за непроработанное
время очередных и дополнительных отпусков,
за время выполнения государственных
или общественных обязанностей, простоев
не по вине работников, за время обучения
с отрывом от производства и т.п.
В условиях
рынка и многоукладной экономики
при возникновении конкуренции
между предприятиями значение
научно обоснованного, объективного
и точного планирования фонда
заработной платы не только
снижается по сравнению с тем,
каким оно было при прежнем
государственно-монополистическом
укладе народного хозяйства, но
и существенно возрастает. Если
прежде каждое предприятие стремилось
получить от государства как
можно больше средств на оплату
труда, чтобы обеспечить себе
«благополучное» существование,
то в условиях рынка с его
конкуренцией, стремлением снизить
издержки производства и обеспечить
более высокую прибыль возникает
иная задача при планировании фонда заработной
платы. Этот фонд должен быть минимальным,
но достаточным для нормального функционирования
предприятия. Излишек фонда оплаты труда
ложится на себестоимость продукции, сокращает
прибыль и снижает рентабельность. В то
же время недостаток фонда, особенно в
период инфляции, вызывает относительное
снижение уровня заработной платы, может
привести к увеличению текучести кадров,
дестабилизации коллектива и даже социальным
конфликтам вплоть до забастовок.
Поэтому роль
планирования фонда заработной
платы существенно возрастает. В
первую очередь это относится
к детальному планированию фонда
по всем элементам и подразделениям
предприятия.
1.2.Детальное планирование
фонда заработной платы
Планирование
фонда заработной платы осуществляется,
во-первых, по каждому структурному
подразделению предприятия и,
во-вторых, по всем элементам,
входящим в фонд заработной
платы. Методика такого планирования
была достаточно глубоко и
точно разработана в период
командной экономики, но ее
использование чаще всего было
формальным: плановые органы предприятий
стремились включить в плановые
расчеты как можно больше элементов,
формирующих фонд, и не всегда
точно определяли исходные данные.
Такими исходными данными при
детальном планировании являются:
при относительно небольшой номенклатуре
продукции – планируемые объемы
работ в натуральном измерении
и расценки за единицу каждого
вида продукции; при большой
номенклатуре продукции или работ
– показатель технологической
трудоемкости производственной
программы и средняя тарифная
ставка совокупности работ по
разрядам. Умножением натуральных
объемов работ на соответствующие
сдельные расценки (с последующим
суммированием результатов расчетов
по каждому виду работ и
в целом по производственной
программе) или умножением суммы
технологической трудоемкости производственной
программы в нормочасах на среднюю
тарифную ставку, соответствующую среднему
разряду выполняемых работ, получают фонд
прямой тарифной заработной платы основных
рабочих-сдельщиков. В практике этот фонд
называют фондом тарифной заработной
платы.
При определении
фонда для рабочих-повременщиков
их плановую численность умножают
на фонд рабочего времени в
плановом периоде и на тарифную
ставку: если фонд рабочего времени
подсчитан в часах – то на
часовую ставку, а если в рабочих
днях (сменах) – то на дневную.
При оплате труда работников
по месячным должностным окладам
годовой фонд прямой заработной
платы определяется умножением
численности работников на 12 и
на месячный должностной оклад
за вычетом средней продолжительности
отпусков.
Фонд прямой (тарифной)
заработной платы составляет
основу всего планового фонда
заработной платы рабочих и
его наибольшую часть. Далее
рассчитывается так называемый
фонд часовой заработной платы. Он
соответствует всем видам выплат за фактически
отработанные часы в течение всего планового
периода и включает весь фонд прямой заработной
платы и следующие виды выплат:
{ премии из фонда
заработной платы, планируемые за 100% выполнение
установленных показателей;
{ доплаты неосвобожденным
бригадирам за руководство бригадами;
{ доплаты за работу
в вечерние и ночные смены (при сменной
работе);
{ выплаты за обучение
учеников индивидуальным или бригадным
методам без отрыва от производства;
{ доплаты за совмещение
функций и профессий;
{ индивидуальные
надбавки за профессиональное мастерство;
{ прочие выплаты,
связанные со временем выполнения трудовых
функций в течении всего рабочего дня.
Плановый фонд
дневной заработной платы включает
весь фонд часовой заработной
платы и ряд доплат за те
часы, которые в течение рабочих
дней не отрабатываются, но за
которые по трудовому законодательству
за работниками сохраняется ставка,
или средний заработок. Такие
доплаты относительно не велики.
К ним относятся:
Плановые доплаты
рабочим-подросткам до 18 лет в
связи с сокращением продолжительности
рабочей смены на один час;
Сохранение заработка
работницам – кормящим матерям
за время перерывов для кормления
грудных детей или за сокращение
рабочего дня;
Сохранение заработка
за часы выполнения государственных
и общественных обязанностей
в течение рабочего дня.
Плановый фонд
годовой заработной платы рабочих
состоит из фонда дневной заработной
платы и планируемых доплат
за дни, фактиче6ски не отрабатываемые,
но за которые рабочим сохраняется
или средний заработок, или
дневная тарифная ставка. В эти
доплаты входят:
Сохранение среднего
заработка за время очередных
и дополнительных отпусков (средний
заработок рассчитывается исходя
из фонда дневной заработной
платы, деленного на количество
рабочих дней в году);
Сохранение среднего
заработка за время выполнения
государственных и общественных
обязанностей в течение рабочих
дней;
Оплата отпусков
женщин в связи с беременностью
и родами;
Выплаты единовременного
годового вознаграждения за непрерывный
стаж работы (например на подземных
горных работах);
Выплаты по
районным коэффициентам в отдаленных
и северных местностях и надбавки
к заработной плате в районах
Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях;
Прочие выплаты
из фонда заработной платы
за рабочие дни, фактически
не отработанные, но за которые
по законодательству предусмотрены
выплаты среднего или тарифного
заработка;
Доплаты разницы
между пособиями по социальному
страхованию в связи с временной
нетрудоспособностью и средним
заработком, если такие доплаты
в отдельных случаях предусмотрены
законодательством или коллективным
договором.
В результате
детальных расчетов прямой заработной
платы и всех перечисленных
выше планируемых доплат, входящих
в фонды часовой, дневной и
годовой заработной платы, формируется
полный годовой фонд заработной
платы рабочих (табл. 1). Средняя
плановая заработная плата одного
рабочего определяется делением
полученного планового фонда
на плановую численность рабочих.
Плановая численность
и фонд заработной платы руководящих
работников, служащих, младшего обслуживающего
персонала и сотрудников вневедомственной
охраны рассчитывается исходя
из оптимальной численности этих
категорий и должностных окладов,
предусмотренных контрактами, индивидуальными
или коллективными договорами. Если
работникам сверх должностных окладов
положены дополнительно какие-либо плановые
выплаты, относящиеся к фонду заработной
платы (например, надбавки за выслугу лет,
районные коэффициенты или надбавки за
работу в отдаленных и северных местностях),
то они включаются в плановый фонд заработной
платы каждой категории работников. Расчет
выполняется на 12 месяцев работы. Резерв
на отпуска не создается, поскольку за
время отпуска выплачиваются только должностной
оклад и постоянные, относящиеся к фонду
оплаты труда, надбавки. Премии этим категориям
работников, как правило, выплачиваются
из фонда материального поощрения, поэтому
в составе фонда заработной платы они
не планируются.
Общий годовой
фонд заработной платы промышленно-производственного
персонала определяется как сумма
фондов заработной платы рабочих,
руководящих работников, служащих,
младшего обсуживающего персонала
и сотрудников охраны. Вся сумма
фонда включается в плановую
себестоимость продукции, а в
условиях рынка формирует цену
продукции работ. При этом существенное
значение имеют складывающиеся
соотношения между темпами роста
производительности труда и средней
заработной платы. Как упоминалось
ранее, при опережающем росте
производительности труда по
сравнению с ростом средней
заработной платы себестоимость
продукции или работ снижается,
следовательно на определенный процент
возрастает прибыль. В то же время при
неизменной прибыли появляется возможность
снизить цену на продукцию, что так же
важно в условиях рыночной конкуренции.
Чтобы определить
степень влияния изменений производительности
труда и средней заработной
платы на себестоимость, необходимо
уже на стадии планирования
максимально точно исчислить
ожидаемый результат. Для этого
рассчитывается средняя заработная
плата всего промышленно-производственного
персонала по плану, для чего
весь плановый фонд делится
на плановую численность. Полученная
сумма сравнивается с базой,
т.е. со средней заработной
платой года, предшествующего планируемому.
Поскольку планирование
осуществляется до окончания
текущего года, то рассчитывается
ожидаемое выполнение плана и
по фонду, и по средней заработной
плате. Для этого за отработанное
время учитываются отчетные данные
об израсходованном фонде заработной
платы и среднесписочной численности
промышленно-производственного персонала,
а за оставшиеся до конца
года месяцы – соответствующие
плановые показатели. Если выявляется
устойчивая тенденция перевыполнения
или невыполнения плана, то
плановые показатели за оставшиеся
до конца года месяца корректируются
на соответствующие индексы отклонения
плана. Учитывается и ожидаемый
индекс инфляции.
После того, как
определены плановая средняя
заработная плата и индекс
ее роста по отношению к
базовому году, исчисляется рост
производительности труда, предусмотренный
в плане. Укрупненно это показатель
рассчитывается как отношение индекса
увеличения объема производства к численности.
При детальных расчетах изменения производительности
труда определяются по факторам, по показателям
высвобождения рабочей силы по формуле
(в %).
Эч х 100
Пт = Чисх - Эч
где Пт - процент
повышения производительности труда;
Эч - экономия (относительное
высвобождение) численности, чел.;
Чисх - исходная численность,
т.е. численность, необходимая для выполнения
планового объема продукции или работ
при базовой выработке на одного работающего.
Например, если
численность базового года - 1200 чел.,
рост объема производства - 6%, то
исходная численность будет 1272
чел. При относительном высвобождении
численности, составившем, допустим,
55 чел., рост производительности
труда будет 4,5% (55 х 100 / (1272 –
55)).