Планирование хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:16, курс лекций

Описание

Производственная программа - это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении исходя из спроса и реальных возможностей предприятия в удовлетворении его на определенный период. Обычно составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам.

Работа состоит из  1 файл

8.docx

— 36.19 Кб (Скачать документ)

8. Планирование хозяйственной  деятельности предприятия

8.1. Производственная программа  и ее показатели

Производственная программа - это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении исходя из спроса и реальных возможностей предприятия в удовлетворении его на определенный период. Обычно составляется на год с разбивкой по  кварталам и  месяцам.

Производственная программа  служит базой для разработки следующих  планов:

1)      материально-технического снабжения;

2)      численности персонала и оплаты труда;

3)      инвестиций;

4)      финансового плана.

Годовая производственная программа устанавливает ряд  номенклатурно-количественных заданий, которые составляют ее разделы:

- номенклатуру и ассортимент продукции;

- задание по выпуску готовых изделий в натуральном и стоимостном выражении по укрупненным группам;

- объем поставок полуфабрикатов сторонним организациям;

- объем работ, услуг промышленного характера сторонним организациям;

- объем выпуска прочей продукции (подсобных цехов).

Производственная программа  состоит из трех разделов:

1. План производства  продукции в натуральном выражении - устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт). Он определяется, исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального использования производственных мощностей;

2. План производства  продукции в стоимостном выражении в показателях валовой, товарной и чистой продукции;

3. План реализации продукции  в натуральном и стоимостном  выражении. Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиями, а также собственной оценки емкости рынка. Расчет объема реализуемой продукции производится на основе величины товарной продукции с учетом изменения остатков продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной заказчиками, на начало и конец планируемого года. Но объем реализации продукции также влияют изменение качества выпускаемой продукции и действующих на предприятии цен на продукцию и услуги. 

Разработка производственной программы состоит из нескольких этапов:

1. Анализ результатов работы  предприятия в текущем году.

2. На основе маркетинговых исследований  составляется прогноз спроса  и предложения по номенклатуре, ассортименту, объему и срокам  поставки выпускаемой продукции.

3. Определяется номенклатура и  ассортимент продукции в натуральном  выражении.

4. На основании заключенных договоров  на поставку продукции и сведений  об остатках нереализованной  готовой продукции на складах  разрабатывается годовая производственная  программа. На этом этапе принимают  решения о специализации и  кооперировании производства, о  сроках выпуска продукции. Определяют  объем товарной продукции в  натуральном и стоимостном выражении.

5. Производится технико-экономическое  обоснование производственной программы:

а) осуществляется расчет материальных, топливных, энергетических ресурсов, необходимых  для ее выполнения (исходя из норм расхода);

б) планируются ремонтно-эксплуатационные затраты;

в) обосновывается потребность в  транспортных средствах и иных факторах производства;

г) для увязки программы с имеющимися на предприятии мощностями разрабатывается  баланс производственных мощностей  и производится обоснование программы  производственными мощностями;

д) вносятся изменения в план инвестиций с учетом принятых решений по номенклатуре, ассортименту, объему выпуска и решений по специализации и кооперированию производства.

Принятая программа  конкретизируется в разрезе подразделений  предприятия и отдельных деталей:

- для сборочных цехов – распределяется по плановым периодам года в разрезе изделий;

- для обрабатывающих цехов – в виде номенклатурно-календарных планов выпуска деталей и сборочных единиц.

Номенклатурно-календарные  планы служат основанием для расчета календарно-плановых нормативов движения производства в каждом из основных цехов. Цехи на основании этих планов формируют на каждый месяц производственные программы по запуску и выпуску закрепленных за ними изделий с учетом дополнительных предложений со стороны производственно-диспетчерского отдела и распределяют их по участкам (бригадам).

Для участков (бригад) разрабатываются 2 вида производственных заданий:

1) оперативно-календарный план  запуска-выпуска деталей с учетом  равномерного и ритмичного выпуска  продукции;

2) сменно-суточные задания с  конкретным закреплением деталей  (операций) за рабочими местами.

Показателями производственной программы  являются номенклатура и ассортимент, выраженные в натуральном, стоимостном  или трудовом измерении.

Таблица

Натуральные измерители

Стоимостные  измерители

Трудовые измерители

1)      простые натуральные;

2)      двойные натуральные;

3)      условно-натуральные

1)      объем валового оборота;

2)      объем внутризаводского оборота;

3)      объем товарной продукции;

4)      объем валовой продукции;

5)      объем реализуемой продукции;

6)      объем чистой и условно-чистой продукции

1) нормативная трудоемкость производственной  программы;

2) фактическая трудоемкость производственной  программы


 

8.2. Бизнес- план

Потребность в бизнес-плане  возникает при решении следующих  задач:

• открытие нового дела;

• перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов деятельности;

• подготовка заявок для получения кредитов;

• обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.

Под бизнес-планированием (деловым планированием) понимают процесс выработки действий по достижению целей фирмы (компании, предприятия).

Основная форма бизнес-планирования – составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих фирм и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании.

Бизнес-план – план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса.

Основная цель разработки бизнес-плана – определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, иначе, планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

А также: получение кредита; привлечение инвестиций; определение стратегических и тактических ориентиров фирмы; уяснение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство определенному кругу лиц целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте.

План бизнеса  используют и как инструмент проведения деловых переговоров.

Основное назначение бизнес-плана:

• проработать решения по развитию каждого вида деятельности;

• составить план и график работ, действий;

• информировать заинтересованных внешних лиц (наблюдательный совет, банки, поставщиков и т. д.);

• усилить внутреннюю коммуникацию, получить поддержку, обеспечить мотивацию на выполнение.

При подготовке плана предприниматель должен конкретно  указать, что он хочет получить от заимодавца или инвестора, и ясно показать, что он готов отдать.

Наряду  с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий может составлять информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

Важное  значение имеет структура бизнес-плана, который представляет собой достаточно сложный документ. Разделы бизнес-плана должны охватывать все аспекты деятельности предприятия. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов, по существу, остается практически неизменным, хотя по форме может видоизменяться в зависимости от типа решаемой задачи.

 

Основные информационные разделы бизнес-плана:

1. Концепция, обзор, резюме.

2. Описание базового предприятия.

3. Описание продукта.

4. Анализ рынка, маркетинг и продажи.

5. План производства.

6. Организационный план.

7. Окружение и нормативная информация.

8. Финансовый план.

9. Риски проекта и их минимизации.

10. Календарный план реализации проекта.

Оформление  бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа, который должен обеспечить информацию о том, где, когда и  кем составлен данный документ. Здесь  же указывается название проекта, которое  должно четко и кратко формулировать  идею, заложенную в бизнес-плане.

После титульного листа должно находиться оглавление, отражающее структуру бизнес-плана. Это номенклатура разделов или параграфов. В любом случае оглавление должно быть четко оцифровано, обязательно  арабскими цифрами.

В разделе «Концепция, обзор, резюме» указывается все самое главное – информация, дающая представление о проекте и кратко обеспечивающая все необходимые данные, характеризующие проект:

• название, автор, версия бизнес-плана;

• собственник, срок проекта;

• суть проекта;

• цель проекта;

• задачи проекта;

• показатели проекта (потребности в капитале, результаты, эффект);

• гарантии возврата инвестиций;

• критические для успеха элементы;

• ключевые факторы, способные повлиять на рассмотрение возможности инвестирования;

• аннотация (краткое описание проекта).

Указываются задача составления бизнес-плана  и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта.

В приоритетном порядке указываются направления  деятельности компании, по каждому  направлению определяются целевые  рынки и ответственные лица. Формулируются  основные цели проекта, а также его  конкретные задачи.

Бизнес-план должен быть подготовлен  с учетом следующих рекомендаций:

1. Краткость – изложение самого главного по каждому разделу бизнес-плана.

2. Доступность в изложении и понимании – бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей.

3. Неперегруженность техническими подробностями.

4. Убедительность, лаконичность, пробуждение интереса у партнера.

5. Соответствие определенным стандартам – бизнес-план должен быть принимаем читателем и удобен с точки зрения методики его составления.

Источники информации, используемые при подготовке бизнес-плана, могут быть различными, лишь бы они предоставляли необходимую  и достоверную информацию. В качестве источников информации могут использоваться: маркетинговые или другие исследования; Интернет; книги; деловая пресса и  СМИ; информация, предоставляемая фирмой; справочные данные специализированных банков и баз данных; информация, предоставляемая промышленными  ассоциациями, международными организациями, производителями оборудования.

В соответствии с международной  методикой ЮНИДО для бизнес-плана  необходимы следующие показатели и формы входящей информации:

1) инвестиционные издержки;

2) программа производства и реализации;

3) среднесписочная численность работников;

4) текущие издержки на общий объем выпуска:

• материальные расходы;

• расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

• обслуживание и ремонт оборудования и транспортных средств;

• административные накладные расходы;

• общехозяйственные накладные расходы;

• расходы на сбыт продукции;

5) структура общих издержек по видам продукции;

6) потребность в оборотном капитале;

7) источники финансирования – акционерный капитал; кредиты и пр.

Такие показатели и формы информации пригодны при  использовании любой из принятых систем моделирования инвестиционных проектов.

 

8.3. Определение  точки безубыточности

Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие работало безубыточно, могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль показывает операционный рычаг (операционный леверидж).

 Понятие рычага возникает тогда, когда в затратах организации имеются стабильные элементы, не находящиеся в прямой зависимости (в определенных пределах) от объемов выполняемых работ. В результате прибыль повышается или снижается быстрее, чем происходят изменения в объемах производства.

Для расчета точки  безубыточности надо разделить издержки на две составляющие:

  • Переменные затраты  — возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров).
  • Постоянные затраты  — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.

Точка безубыточности имеет большое значение в вопросе жизнестойкости компании и ее платежеспособности. Так, степень превышение объемов продаж над точкой безубыточности определяет запас финансовой прочности (запас устойчивости) предприятия.

Информация о работе Планирование хозяйственной деятельности предприятия