Планирование качества продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:45, контрольная работа

Описание

Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.

Содержание

1. Планирование качества продукции на предприятии…………………….3
1.1 Понятие , задачи, предметы и принципы планирования качества продукции……………………………………………………………………...3
1.2 Методы планирования………………………………………………….5
Использованные источники………………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

К.Р. по планированию.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    Уральский государственный экономический  университет 
 
 
 
 

    Контрольная работа

    по  дисциплине «Планирование на предприятии»

    на  тему: «Планирование качества продукции на предприятии» 
 
 
 
 
 
 
 

    Исполнитель: студентка гр. ЭУПП-05

                                                    заочного факультета

                                                             Шилкова Нина Анатольевна 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2010

Содержание

1. Планирование качества продукции на предприятии…………………….3

   1.1  Понятие  , задачи, предметы и принципы  планирования качества продукции……………………………………………………………………...3

   1.2  Методы  планирования………………………………………………….5

    Использованные  источники………………………………………………..15

1   Планирование качества продукции на предприятии

1.1  Понятие, задачи, предметы и принципы планирования качества продукции

     

    Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени. Планирование включает: планирование уровня качества изделия, планирование контроля качества и технических средств контроля; сбор информации о качестве, определение затрат на обеспечение качества, обработку информации и анализ данных о качестве из сферы производства и эксплуатации; управление качеством поставляемой продукции поставщиками и управление качеством продукции на собственном предприятии; разработку методик контроля, обеспечивающих сравнимость и надежность результатов контроля качества; разработку (совместно с техническими подразделениями) технических условий, кондиций, стандартов для осуществления управления качеством продукции.

  Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.

    Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.

    В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:

  • обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
  •   достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
  • установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
  • совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
  • увеличение выпуска сертифицированной продукции;
  • улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);
  • своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
  • обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
  • разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
  • увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.

    Предметами  планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.

    Планирование  повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования. К общим принципам планирования относят:

    1. Сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений; 
        2. Пропорциональность, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия; 
        3. Комплексность (полнота) – взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия; 
       4. Детализация – степень глубины планирования; 
       5.  Точность – степень допусков и отклонений параметров плана;

    6.   Простота и ясность – соответствие уровню понимания разработчиков и       пользователей плана; 
       7. Непрерывность – цельность временного пространства планирования; 
эластичность и гибкость – возможность использования резервов и учет альтернатив; 
        8.  Научность – учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных); 
        9.  Экономичность – эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты.
 
 

    1.2  Методы планирования 

    К методам планирования относят:

     расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;

     экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;

     отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.

В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества применяются и специфические виды работ:

    • анализ требований потребителей;
    • изучение спроса;
    • анализ рекламаций;
    • учет требований перспективных стандартов и результатов НИР;
    • изучение патентной информации;
    • учет изменений требований к сертификации продукции;
    • осуществление плановых расчетов;
    • увязка плановых мероприятий.

      Планирование  увязывает планы подразделений  предприятия с его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования – это формирование системы планов и показателей оценки их выполнения.

      Для обеспечения предусмотренного в  планах улучшения качества собственной продукции предприятия должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запчастей и других компонентов конечной продукции. Предъявление повышенных требований к качеству поставок должно сопровождаться оказанием разнообразной помощи предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии.

      Наиболее  часто основу плана повышения  качества продукции на предприятии  составляют задания по достижению и  превышению технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов, увеличению выпуска сертифицированной продукции, улучшению отдельных показателей качества выпускаемой продукции, модернизации или снятию с производства неконкурентоспособной продукции, разработке и реализации конкретных мероприятий по достижению заданного уровня качества и др.

      Как самостоятельные направления планирования повышения качества продукции на предприятии обычно выделяют:

      а) внутрифирменное планирование качества продукции; 
          б)  планирование внедрения системы управления качеством на предприятии; 
           в)  планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции; 
           г) планирование снижения потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака; 
           д)  планирование качества продукции в договорах и контрактах.

      В последние годы широкое распространение  получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный  опыт управления качеством продукции  на предприятии. В соответствии с  этими документами определяется политика в области качества, включающая совершенствование управления качеством продукции и его обеспечение. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать:

  • улучшение экономического положения предприятия;
  • расширение или завоевание новых рынков сбыта;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
  • ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
  • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
  • улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
  • увеличение сроков гарантии на продукцию; 
    развитие сервиса.

      Управлению  качеством продукции во всех странах  уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался  новый подход, новая стратегия в управлении качеством, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования. Она характеризуется рядом моментов:

      1. обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;

      2. новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;

      3.  вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;

      4.  качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

      5.  повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

      6.  всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

      Вышеперечисленное осуществимо только при действии четко организованной системы управления качеством, направленной на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения и приемлемой для всего персонала.

      В последнее время одним из важных направлений повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.

      Планирование  повышения качества продукции на предприятии в целом всегда должно дополняться внутрипроизводственным планированием. При этом могут использоваться обобщающие, единичные и комплексные показатели качества, которые дифференцируются с учетом особенностей планирования по его видам (перспективное, текущее) и уровням управления (предприятие, цех, участок, отдел).

      При составлении планов повышения качества по каждому структурному подразделению следует исходить из уровня показателей качества, утвержденных в плане предприятия. Поэтому для структурных подразделений предприятия в зависимости от их специфики необходимо устанавливать конкретные задания по повышению качества продукции и качества работы, которые должны быть однозначно увязаны с последующей оценкой и стимулированием их производственной деятельности.

Информация о работе Планирование качества продукции на предприятии