Планирование, распределение и использование прибыли на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:18, контрольная работа

Описание

Функционирование предприятия в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие прибыли в экономической науке и ее функции……………………….5
2 Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия…………12
3 Пути увеличения прибыли на предприятии ……………………………………14
4 Планирование, распределение и использование прибыли на предприятиях .. 15
Заключение. 18
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

      Кроме того прибыль предприятия имеет  более широкое значение, т.к. из нее  выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых  формируется бюджет государства.

      Чтобы судить об уровне эффективности работы предприятия, полученную им прибыль  необходимо сопоставить с произведенными при этом затратами.

      Во-первых, затраты могут быть приняты как текущие издержки деятельности предприятия — себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь возможны различные варианты определения текущих издержек и прибыли, используемых при расчетах.

      Во-вторых, затраты могут быть приняты как авансированная стоимость (авансированный капитал) для обеспечения производственной, всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом также возможны различные варианты определения, расчета авансированной стоимости и определения прибыли, принимаемой для расчетов.

      Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими издержками выражает рентабельность.

      В наиболее широком и общем понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:
  • производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ, услуг);
  • предприятий, организаций, учреждений в целом, как субъектов хозяйственной деятельности;
  • отраслей экономики.

      Рентабельность  непосредственно связана с получением прибыли. Однако ее нельзя отождествлять  с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность — это относительный показатель, уровень доходности, измеряемый в процентах.

      Многообразность вариантов решений, принимаемых  при определении прибыли, текущих  издержек, авансированной стоимости  для расчета рентабельности обуславливают  наличие значительного количества показателей рентабельности.

      Для расчета уровня рентабельности предприятий  может использоваться: балансовая прибыль; прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. от основной деятельности; других видов деятельности (финансовой, инвестиционной деятельности). При  этом прибыль сопоставляется с авансированной стоимостью, которая может приниматься в нескольких вариантах (весь капитал предприятия, собственный капитал, заемный капитал, основной капитал, оборотный капитал).

      Для расчета рентабельности отраслей экономики  в расчет принимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями; другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.

 

       2. Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия 

      Как уже отмечалось выше, получение прибыли  от реализации продукции (работ, услуг) связано с осуществлением основной деятельности субъектов хозяйствования. Прибыль входит в состав выручки от реализации. Поэтому ее формирование связано с поступлением выручки от реализации. Однако в отличие от выручки, поступление которой на расчетный счет фиксируется регулярно, объем полученной прибыли определяется только за определенный период (месяц, квартал, год) на основе данных бухгалтерского учета.

      Реально формирование прибыли на предприятии  происходит по мере реализации продукции. Поэтому в обороте предприятия  прибыль появляется до ее отражения  в отчетности.

      Для формирования прибыли важное значение имеет определение момента реализации продукции. В отдельных законодательных актах по-разному трактуется момент реализации.

      Однако  независимо от принятой трактовки момента  реализации в законодательных актах, формирование на предприятии прибыли  от реализации продукции имеет место только при условии реальной реализации, т.е. при зачислении средств от покупателя на расчетный счет поставщика.

      Определение момента реализации по дате отгрузки товаров и связанное при этом возникновение налоговых обязательств сопровождается отвлечением оборотных средств предприятий на уплату налогов, ухудшением их финансового состояния.

      Прибыль от реализации продукции непосредственно зависит от двух основных показателей:

      объем реализации продукции,

      себестоимость продукции.

      На изменение объема реализации продукции влияет изменение:

      объема производства,

      остатков нереализованной продукции,

      прибыли в цене продукции (рентабельность продукции).

      Необходимо  обратить внимание на то, что изменение объема производства продукции, остатков нереализованной продукции оказывают влияние не только на объем реализации продукции, но и на ее себестоимость. Это достигается через: изменение условно-постоянных расходов (при изменении объема производства продукции); изменение расходов по хранению продукции и других расходов (при изменении остатков нереализованной продукции).

      Существенное  влияние на объем реализации продукции, а также непосредственно и  прибыль от реализации оказывает  размер прибыли, включаемой в цену продукции. В условиях формирования рыночной экономики, отменено в большинстве случаев государственное регулирование рентабельности продукции, создается возможность регулирования прибыли за счет указанного фактора. Этому способствует отсутствие достаточной конкуренции при производстве и реализации многих видов продукции.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  возможность предприятий влиять на объем прибыли от реализации через  изменение объемов производства продукции, остатков нереализованной продукции, рентабельность продукции является существенной.

      Сокращение  затрат на производство и реализацию продукции, т.е. снижение ее себестоимости  является важным фактором увеличения прибыли от реализации. Оно может  быть достигнуто за счет использования многочисленных факторов влияющих на сокращение затрат на производство и реализацию продукции. Для этого необходимо: знать подробный перечень указанных затрат, который дается в Типовых положениях по их учету; особенности состава и формирования затрат с учетом сферы и отрасли деятельности предприятия.

 

3. Пути увеличения прибыли на предприятии

 

      На  каждом предприятии должны предусматриваться  плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти  мероприятия могут быть следующего характера:

  • увеличение выпуска продукции,
  • улучшение качества продукции,
  • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду,
  • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени,
  • диверсификация производства,
  • расширение рынка продаж и др.

      Из  этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с  другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Планирование, распределение и использование прибыли на предприятиях 

   Достижение  высоких результатов работы предприятия  предполагает управление процессом  формирования, распределения и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.

   Экономический анализ – важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию  финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.

   Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятии тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных затрат.

   Планирование  прибыли – составная часть  финансового планирования и важный участок финансово-экономической  работы на предприятии. Планирование прибыли  производится по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает  планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.

   При относительно стабильных ценах и  прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в  рамках текущего финансового плана. Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку с 1993г. планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

   Объектом  планирования являются планируемые  элементы балансовой прибыли, главным  образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

   Главное требование, которое предъявляется  сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

   При распределении прибыли, определении  основных направлений ее использования  прежде всего учитывается состояние  конкурентной среды, которая может  диктовать необходимость существенного  расширения и обновления производственного  потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п.

   Для каждой организационно-правовой формы  предприятия законодательно установлен соответствующий механизм распределения  прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, основанный на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности предприятий соответствующих форм собственности.

   На  любом предприятии объектом распределения  является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление  прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение же направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции самого предприятия.

   Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через  порядок предоставления налоговых  льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы и т.п. Законодательство ограничивает размер резервного фонда предприятия, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Информация о работе Планирование, распределение и использование прибыли на предприятиях