Понятие и сущность себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание

Основным показателем, характеризующим отличную работу производства и реализации продукции, является себестоимость. Так же сюда входят методы калькулирования себестоимости продукции, издержки производства. В себестоимости продукции отражается многогранность сторон производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия, такие как, качество работы отдельных работников и руководства в целом, а также использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Выявление этого показателя важно по многим причинам, например, для определения оптовых цен на продукцию, определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, исчисления национального дохода в масштабах страны, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………...….….....3

Основная часть…………………………………………………………..............…4
Значение и понятие себестоимо-сти……………………………………...………..4
1.1 Понятие и сущность себестоимости продук-ции…………………….……….4
1.2 Виды себестоимо-сти…………………………………………………….…......6
1.3 Виды издержек на производство продук-ции…………………………………7
2. Калькуля-ция……………………………………………………………..…...…11
2.1 Понятие калькуляции и калькулирования. Виды калькуля-ции……...….…11
2.2 Методы калькулирова-ния……………………………………………..…...…12
3. Снижение себестоимости продук-ции…………………………………….…...15
3.1 Пути снижения себестоимости продук-ции………………………………….15
3.2 Основные направления снижения издержек производст-ва………………...17
Заключе-ние…………………………………………………………...................…19
Глосса-рий…………………………………………………………………...….….20
Список использованных источников…………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Экономика и орг произв-ва.doc

— 543.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание

 

     Введение…………………………………………………………………...….….....3 

     Основная  часть…………………………………………………………..............…4

     Значение  и понятие себестоимости……………………………………...………..4

     1.1 Понятие и сущность себестоимости продукции…………………….……….4

     1.2 Виды себестоимости…………………………………………………….…......6

     1.3 Виды издержек на производство продукции…………………………………7

     2. Калькуляция……………………………………………………………..…...…11

     2.1 Понятие калькуляции и калькулирования. Виды калькуляции……...….…11

     2.2 Методы калькулирования……………………………………………..…...…12

     3. Снижение себестоимости продукции…………………………………….…...15

     3.1 Пути снижения себестоимости продукции………………………………….15

     3.2 Основные направления снижения издержек производства………………...17

     Заключение…………………………………………………………...................…19

     Глоссарий…………………………………………………………………...….….20

     Список  использованных источников…………………………………………….

     Приложение  А………………………………………………………………………

     Приложение  Б……………………………………………………………………….

     Приложение  В……………………………………………………………………….

     Введение

 

     Основным  показателем, характеризующим отличную работу производства и реализации продукции, является себестоимость. Так же сюда входят методы калькулирования себестоимости продукции, издержки производства. В себестоимости продукции отражается многогранность сторон производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия, такие как, качество работы отдельных работников и руководства в целом, а также использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Выявление этого показателя важно по многим причинам, например, для определения оптовых цен на продукцию, определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, исчисления национального дохода в масштабах страны, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если себестоимость  повышается, то при других равных условиях размер прибыли за данный период непременно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из главных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции очень важен, так как отрасль и вид производства, характер его организации, вырабатываемая продукция, оказываемые услуги, условия производства, могут быть различны. Целью курсовой работы является определение ряда факторов, влияющих на себестоимость продукции и издержек производства. Задача курсовой работы – раскрыть понятие себестоимости, определить значение понятия калькулирования себестоимости и найти пути снижения издержек производства продукции.

     Основная  часть

  1. Значение  и понятие себестоимости.
 
 
    1. Понятие и сущность себестоимости  продукции.
 

     Себестоимость продукции - это совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость включает прямые материальные и трудовые затраты, а также накладные расходы на управление и обслуживание производства. В себестоимости продукции находят отражение все произведенные предприятием затраты живого и вещественного труда в виде расходов сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, амортизации основных фондов оплаты труда. Чем лучше протекает процесс труда на предприятии, чем выше технический уровень оснащенности производства, тем ниже себестоимость продукции и наоборот.

     Себестоимость продукции является самостоятельной  экономической категорией экономики переходного периода. Она количественно и качественно отличается от стоимости. Стоимость и её денежное выражение - цена  количественно выше себестоимости. Лишь в планово-убыточных, дотационных отраслях стоимость ниже себестоимости, что не характерно в рынке. Индивидуальная себестоимость на конкретных предприятиях может быть выше и ниже стоимости, хотя если она выше – предприятие обанкротится, если не защищено дотацией. Среднеотраслевая же себестоимость, как правило, ниже – стоимости в нормально функционирующих отраслях за исключением дотационных.

     По  экономической сути себестоимость  продукции близка к бухгалтерским  издержкам производства и отличается существенно от экономических издержек производства.

     Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним  из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; совершенствование организации труда, производства и управления; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии.1 Если себестоимость продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на вашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие необходимы изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является важным фактором формирования ассортимента.

     Себестоимость является основным ценообразующим фактором, потому что, себестоимость составляет часть стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы). Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо снизить себестоимость, либо повысить цену. Снизить себестоимость можно путем сокращения включенных в нее затрат.

     Фирмы, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а фирмы, осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность - издержки обращения.

     Конкретный  состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей), а методы калькулирования определяются самими предприятиями.

     Как экономическая категория себестоимость  продукции выполняет ряд важнейших функций:

  • учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
  • база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  • экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  • определение оптимальных размеров предприятия;
  • экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
 
    1. Виды  себестоимости.
 

     В процессе своей деятельности предприятие совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, социальное развитие своих коллективов, производство и реализацию продукции и др.

     По  объему учитываемых затрат различаются  три вида себестоимости:

  • полная себестоимость (себестоимость реализованной (отгруженной) продукции). Это показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты);
  • цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
  • производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.

     Её  реальное определение на предприятии  необходимо для:

  • ценообразования;
  • маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;
  • определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.

     Кроме того, различают фактическую и плановую себестоимость. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость и плановая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.

     Таким образом, изучение себестоимости продукции  позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях. Но для правильной оценки и анализа себестоимости продукции недостаточно знать лишь определение этого показателя. Очень важной стороной в этом вопросе является рассмотрение и изучение издержек предприятия, включаемых в себестоимость.  

    1. Виды  издержек на производство продукции.
 

     Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, комиссионные выплаты торговым фирмам, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.

     Существуют  также неявные издержки. К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме).

     Различают постоянные и переменные издержки производства.

     Постоянными называются издержки, величина которых не изменяется в зависимости от объема производства, корректировка и регулирование которых требует большого времени, также именно они определяют размеры фирмы, параметры ее производственных мощностей. К ним относятся затраты на приобретение, содержание и поддержание земли, зданий и сооружений, оборудования. Переменные – это издержки, величина которых зависит от объемов производства. Величина переменных издержек изменяется с объема производства, возрастая или уменьшаясь вместе с этим объемом.

     К переменным издержкам относятся  затраты на приобретение сырья, оплату труда, транспорта, тепловых и энергетических ресурсов и т.д.2

     Также различают внешние и внутренние издержки производства.

     Внешними  издержками называется плата за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к собственникам фирмы.

     Внутренние  издержки – это издержки на собственные, неоплачиваемые ресурсы.

     К ним относятся: амортизация на восстановление основных средств, оплата труда владельцев фирмы и т.д.

     Издержки  производства имеют сложную структуру, которая определяет характер и условия использования в процессе производства.

     Еще один важный метод классификации  издержек основывается на учете временных горизонтов, на протяжении которых принимаются те или иные производственные решения.

     Общими  издержками называется сумма постоянных и переменных издержек.

     Для анализа и управления состоянием фирмы большое значение имеют также средние и удельные издержки, а также предельные издержки производства.

     Предельными издержками называют дополнительные издержки, связанные с производством еще одной (дополнительной) единицы продукции.

     Средними  и удельными издержками называются издержки на производство единицы готовой продукции. Различают средние общие, средние постоянные и средние переменные издержки.

     Сумма постоянных и переменных издержек, а также величина удельных и предельных издержек составляют технологический набор издержек производства, определяемый уровнем технологии и организации производства и уравнением рыночных цен на ресурсы или факторы производства.

Информация о работе Понятие и сущность себестоимости