Понятие конкуренции в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:29, реферат

Описание

Конкуренция - одна из ключевых категорий рыночных отношений. Она присутствует на рынке в различных формах и осуществляется разными способами.
Само слово конкуренция пришло к нам из латыни (concurrere - сталкиваться, состязаться). В экономической науке конкуренция трактуется, как состязание между любыми экономическими, рыночными субъектами в борьбе за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов и других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике, позволяющий уравновесить спрос и предложение и как следствие - цену на тот, или иной товар.

Содержание

Введение_________________________________________________ 2
2.Толкование понятия конкуренции в экономике_________________ 3
3.Функции конкуренции______________________________________5
4.Виды конкуренции_________________________________________6
5.Конкуренция как критерий классификации рыночных структур___ 8
5.1.Чистая (совершенная) конкуренция ____________________8
5.2.Чистая (абсолютная) монополия_______________________9
5.3.Монополистическая конкуренция_____________________10
5.4.Олигополия_______________________________________ 11
6.Организационные формы монополии_________________________12
7.Антимонопольное законодательство__________________________13
8. Заключение ______________________________________________15
9.Список литературы ________________________________________16

Работа состоит из  1 файл

Konkurentziya.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

 

                                        Содержание 

 

1.Введение_________________________________________________ 2

2.Толкование понятия конкуренции  в экономике_________________ 3

3.Функции конкуренции______________________________________5

4.Виды конкуренции_________________________________________6

5.Конкуренция как критерий классификации  рыночных структур___ 8

5.1.Чистая (совершенная)  конкуренция ____________________8

5.2.Чистая (абсолютная) монополия_______________________9      

5.3.Монополистическая  конкуренция_____________________10          

  5.4.Олигополия_______________________________________ 11

6.Организационные формы монополии_________________________12

7.Антимонопольное законодательство__________________________13

8. Заключение ______________________________________________15

9.Список литературы ________________________________________16  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

                                       

1.Введение 

 

Одна из отличительных  черт рыночной экономики - свобода выбора. Производитель сам решает, что именно он будет производить, покупатель - какой именно товар он купит. Работодатель свободен в подборе кадров, работник - в выборе места работы и т.д. Однако, свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Залог успеха - победа в конкурентной борьбе.

Конкуренция - одна из ключевых категорий рыночных отношений. Она присутствует на рынке  в различных формах и осуществляется разными способами.
Само слово конкуренция пришло к нам из латыни (concurrere - сталкиваться, состязаться). В экономической науке конкуренция трактуется, как состязание между любыми экономическими, рыночными субъектами в борьбе за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов и других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике, позволяющий уравновесить спрос и предложение и как следствие - цену на тот, или иной товар. Например, если на рынке в наличии больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы в  борьбе за покупателя будут снижать цены. Если же на рынке присутствует дефицит товаров, то покупатели будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.

Конкуренция обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений. Чем выше конкуренция между производителями товаров, тем лучше потребителям - гражданам страны.    

 

 

          

2.Толкование понятия  конкуренции в экономике 

 

Понятие конкуренции  имело различное толкование в  различных экономических теориях. Сущность явления конкуренции можно  интерпретировать различным образом  в зависимости от подхода: поведенческого, структурного и функционального. От предпочтения, отданного тому или иному подходу, применяются те или иные методы оценки состояний конкуренции.

В классической экономической  теории рассматривался поведенческий подход. Сущность конкуренции представлялась, как совокупность попыток различных независимых друг от друга продавцов установить контроль на рынке. Предполагалось, что  поведение продавцов и покупателей характеризовалось честным соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом цена на товар выступала основным объектом конкурентной борьбы.

Неоклассической политэкономии  также был присущ поведенческий  подход к трактовке понятия конкуренции  с той лишь разницей, что конкуренция  связывалась с соперничеством за редкие экономические блага и за деньги потребителей, на которые их можно приобрести.

Современной западной экономической  науке присущ иной, структурный подход к трактовке конкуренции, который зародился в конце ХIХ века и впоследствии вышедший на первое место. При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Конкуренция рассматривается в нем как состояние рынка, при котором число фирм, продающих однородный продукт, должно быть настолько велико, а доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна не может повлиять на цену товара путем изменения объема своих продаж. В этом подходе считается, что состояние конкуренции характеризует степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников. В основу классификации рынков структурным подходом положены различные критерии: число участников рынка, численность продавцов, характер продукта, доля фирмы на рынке и т.д.

При  функциональном подходе конкуренция рассматривается как сила, функционально обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающая рыночную цену; как механизм регулирования пропорций общественного производства. Потребности современного общества привели к изменению характера производственных отношений, к применению наемного труда, подчиняемого инвестиционному движению капитала. Поэтому, функция современной формы конкуренции — инвестиционное регулирование получения прибыли участниками системы. Движущей силой такой формы конкуренции служит закон образования цены производства с единой нормой прибыли. Состояние конкуренции отражается установлением соотношений между наемным трудом и инвестированным капиталом. Это свидетельствует о том, что функциональная сущность конкуренции заключается в устранении отклонений от нормального развития экономики.

Таким образом, краткий  обзор теоретических подходов к  оценке состояний конкуренции позволил выделить определенную группу факторов, которые дают возможность оценить  характер изменения состояний конкуренции. По принадлежности к различным подходам их можно расположить в такой последовательности: поведение конкурирующих фирм, наличие институционального регулирования поведения участников рынка, факторы, объективно независящие от воли и желания участников рынка (типы рынка, концентрация предприятий, технологии, динамические характеристики их изменения и т. д.), экономическая функция конкуренции.  

 

 

  

 

 

  

 

3.Функции конкуренции  

 

 

     

 Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает  потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.   

 Функция мотивации. Для  предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:  

- предприятия,  которые предлагают лучшую по качеству  продукцию или производят  ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции).  Это стимулирует технический прогресс;   

- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).  

 Функция распределения. Конкуренция не только включает  стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять   доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.  

 Функция  контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. 

 

 

  

 

 

 

4.Виды конкуренции

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка. Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта. К числу неценовых методов относят предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый. Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

Сильнейшим орудием  неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только    доносят     до    покупателей     информацию   о  потребительских

свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей  товарной, ценовой, сбытовой политике.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая  конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Совершенная конкуренция - свобода от какой бы то ни было регламентации, свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция - имеют возможности влиять на условия реализации товаров. 

 

 

  

 

 

 

5.Конкуренция как критерий классификации  рыночных структур

 

 

В зависимости от той  или иной структуры рынка, можно выделить разные формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур: 

 

5.1.Чистая (совершенная)  конкуренция 

 

Чистая (совершенная) конкуренция - это конкуренция, складывающаяся на рынке, где взаимодействует большое число фирм, производящих однородные товары. В этих условиях нет ограничений для вхождения новых товаропроизводителей на рынок и нет контроля за ценами.

На рынке чистой конкуренции  ни один отдельный покупатель или  продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара у других продавцов.

Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:

·      неограниченное количество хозяйствующих субъектов и свободная конкуренция между ними;

·      свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

·      неограниченная свобода передвижения капитала;

·      абсолютная информированность рынка о спросе, предложении, ценах и т.д.;

·      наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

·      стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;

·        отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

На практике ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным  условиям. Поэтому схема совершенной  конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к  пониманию более реальных рыночных структур. 

 

5.2.Чистая (абсолютная) монополия 

 

Чистая (абсолютная) монополия (греч. monos - один, poleo -продаю) - существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей. Этой модели присущи четыре характерные черты:

·                 продавец выступает как единственный, следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают;

·                 реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт);

·                 монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок;

Информация о работе Понятие конкуренции в экономике