Понятие конкуренции в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:29, реферат

Описание

Конкуренция - одна из ключевых категорий рыночных отношений. Она присутствует на рынке в различных формах и осуществляется разными способами.
Само слово конкуренция пришло к нам из латыни (concurrere - сталкиваться, состязаться). В экономической науке конкуренция трактуется, как состязание между любыми экономическими, рыночными субъектами в борьбе за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов и других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике, позволяющий уравновесить спрос и предложение и как следствие - цену на тот, или иной товар.

Содержание

Введение_________________________________________________ 2
2.Толкование понятия конкуренции в экономике_________________ 3
3.Функции конкуренции______________________________________5
4.Виды конкуренции_________________________________________6
5.Конкуренция как критерий классификации рыночных структур___ 8
5.1.Чистая (совершенная) конкуренция ____________________8
5.2.Чистая (абсолютная) монополия_______________________9
5.3.Монополистическая конкуренция_____________________10
5.4.Олигополия_______________________________________ 11
6.Организационные формы монополии_________________________12
7.Антимонопольное законодательство__________________________13
8. Заключение ______________________________________________15
9.Список литературы ________________________________________16

Работа состоит из  1 файл

Konkurentziya.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

·                 на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры: патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке, финансовые барьеры, прямое вмешательство государства, нечестная конкуренция и т.п.);

В качестве примера можно  привести  предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии или находятся в собственности государства, или действуют под его строгим контролем.

Различают следующие  типы монополий:

Естественная  монополия - ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно невозобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.)

Искусственные монополии - объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений. 

 

5.3.Монополистическая  конкуренция 

 

Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих однородную, но не идентичную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Этот тип рынка широко распространён и наиболее близок к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная.

Монополистическая конкуренция  является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено  абстрактной модели, как это можно  сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм.

Рынки с монополистической  конкуренцией имеют следующие отличительные  характеристики:

·        большое количество производителей и потребителей на представленном рыночном сегменте;

·        потребители ориентируются на неценовые различия между продуктами конкурентов;

·        малое количество барьеров для входа и выхода из рынка;

·        малая возможность у производителей влиять на цены.

В современных рыночных структурах западных стран, пожалуй, преобладают  именно рынки монополистической  конкуренции. 

 

5.4.Олигополия  

 

Олигополия (от греч. oligos - малочисленный и poleo - продаю) - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов).

Так как на рынке находится  небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора. в целях которого - повышение цены продукции и ограничение выпуска, как в монополии.Четко установленных границ между различными рынками нет, поэтому модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся от чистой монополии до монополистической конкуренции.

Классические олигополии образуются тремя—пятью производителями. Например, в автомобильной промышленности США господствует "большая тройка": "Дженерал моторе", "Форд", "Крайслер". Сходная ситуация в автомобильной промышленности России.

Частный случай олигополии – дуополия, являющаяся рыночной структурой, в которой действуют только две фирмы. 

 

6.Организационные  формы монополии 

 

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии:

1. Картель - простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других более устойчивых форм, монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства.

2. Синдикат - объединение предпринимателей или производителей товаров с целью их сбыта, осуществления единой ценовой политики и других видов коммерческой деятельности при сохранении юридической и производственной самостоятельности входящих в него предприятий. Были широко распространены в дореволюционной России.

3. Трест - форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн - организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, обмену “ноу-хау” между подразделениями и т. п.

5. Пул - получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

6. Холдинг - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций одного или нескольких акционерных обществ с целью контроля и управления их деятельностью. Существуют два основных вида холдинговых компаний: чистый холдинг, выполняющий лишь контрольно-финансовые функции для обеспечения единого управления; смешанный холдинг, который, кроме того, занимается предпринимательской деятельностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредитной и др.). Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами, значительно превосходящими собственный.

7. Законные формы чистой монополии:

1) патент - документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения, а также исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока;

2) авторские  права - дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения;

3) товарные  знаки - это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.  

 

7.Антимонопольное  законодательство 

 

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

1.ограничение монополизации  рынка;

2. постоянный государственный  мониторинг;

3. запрещение установления  монополистических цен;

4. сохранение и поддержание  конкуренции всех цивилизованных  фирм.

Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции, снятие  преград на пути ее активизации на правовой основе, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического характера (поощрение создания товаров - заменителей, поддержка и малого бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли) и административного характера.

В конце 1991г. В России принят Закон «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», который  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Антимонопольный комитет - проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных на развитие конкуренции среди товаропроизводителей. 

 

8.Заключение 

 

Конкуренция является необходимым  условием нормального функционирования рынка. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: гибкое приспособление к спросу, повышение качества продукции, высокую производительность труда, снижение издержек. К негативным последствиям – экономический успех одних и крах  других, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.    

 Чрезмерная монополизация без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию “государства в государстве”. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений в экономике и др.

В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных. Конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы. 

 

 

 

9.Список литературы

 

 

1. Жигун Л. А. Конкуренция:  проблемы теории и практики  регулирования.         Владивосток: Изд-во ДВГЭУ, 2001 .

2. Платонова Е. Д. Об общенаучных  подходах к исследованию конкуренции и конкурентных отношений // Современная конкуренция, 2007.

3. Светуньков С. Г., Литвинов А.  А. Конкуренция и предпринимательские  решения. Ульяновск: Изд-во "Корпорация  технологий продвижения", 2000.

4. Интернет - энциклопедия  Википедия.  

 


Информация о работе Понятие конкуренции в экономике