Понятие о конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 06:40, курсовая работа

Описание

С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Понятие о конкурентоспособности предприятия. 4
1.1 Факторы конкурентоспособности. 4
1.2 Конкурентоспособность товара 5
1.3 Стандартизация выпускаемой продукции. 6
1.4 Виды конкуренции 9
Глава 2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия. 12
2.1 Влияние цены и качества на конкурентоспособность. 17
Глава 3. Оценка конкурентоспособности предприятия. 24
Заключение. 27
Список литературы. 28

Работа состоит из  1 файл

Конкурентоспособность предприятия.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

 

7. Отсутствием опыта  производства данного вида продукта, вследствие чего себестоимость  продукта в общем случае выше, чем у традиционных производителей  данной отрасли.

 

8. Возможными ответными  действиями предприятий отрасли,  направленными на защиту своих  интересов. Например, отказ в продаже  необходимых патентов, лоббирование  в правительстве и местных  структурах власти своих интересов,  в результате чего традиционные  производители могут иметь налоговые и другие льготы, а доступ на рынок новых товаропроизводителей будет затруднен.

 

Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом  рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.

 

Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции, по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей). Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами:

1. Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг.

2. Наличием возможности  смены поставщиков. 

3. Величиной затрат  переключения потребителей на  использование продукции других  поставщиков, обусловленных необходимостью  использовать новую технологию  и оборудование, решать организационные  и другие вопросы. 

4. Величиной объемов  продукции, закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.

 

 

3. Оценка конкурентоспособности  предприятия.

 

Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

 

Предприятие, имеющее  более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический  уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемого им продукции, что способствует увеличению её доли за счёт других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.

 

Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

 

Однако факт высокой  конкурентоспособности самого изделия  является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

 

 

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие решения:

  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
  • изменение порядка проектирования продукции;
  • изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
  • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
  • изменение порядка реализации продукции на рынке;
  • изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
  • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
  • изменение системы стимулирования поставщиков;
  • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

 

Принципы и методы оценки конкурентоспособности могут  быть использованы для обоснования  принимаемых решений при:

  • комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия;
  • разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции;
  • оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж;
  • разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия;
  • контроле качества продукции;
  • установлении цен на продукцию;
  • отборе продукции при покупке через тендеры и торги;
  • аттестации продукции;
  • подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции;
  • решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации;
  • подготовка информации для рекламы продукции;
  • решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии;
  • разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков

 

Параметры назначения характеризуют  области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления.

Эргономические параметры, характеризующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);

Эстетические параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;

Нормативные параметры, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными  нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается сбывать (параметры патентной чистоты, характеризующие степень воплощения в продукции технических решений и не подпадающих под действие патентов, выданных в странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры безопасности, по которым для данного рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических регламентов, норм, законодательства).

 

 

Заключение.

 

Раскрывая тему данной курсовой работы, были сделаны следующие выводы.

Под конкурентоспособностью продукции понимают:

  • уровень экономическо-технических, эксплуатационных параметров товара, который позволяет выдержать конкуренцию с другими аналогичными товарами на рынке;
  • сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

К коммерческим условиям конкурентоспособности относят:

  • ценовые показатели;
  • показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
  • показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
  • показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

К организационным условиям относят:

  • обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к показателям, влияющим на снижение издержек обращения;
  • доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия;
  • грамотное пользование транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
  • расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.

 

Только после проведенной оценки конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно – сбытовой политике.

 

 

Список литературы.

 

    1. http://www.smart-edu.com/index.php/stati-upravlenie-znaniyami/ot-obuchayuschihsya-organizatsiy-k-obuchayuscheysya-strane.html
    2. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2156&text=.
    3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: “ЮНИТИ”, 2007 . - 371 с.
    4. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Ред. В.И. Щетинина. М.: Межд. отн., 2005.

 




Информация о работе Понятие о конкурентоспособности предприятия