Правовое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в выявлении роли правового обеспечения формирования системы управления персоналом.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть смысл понятия правовое обеспечение формирования системы управления персоналом;
• ознакомиться с содержанием правового обеспечения формирования системы управления персоналом.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и содержание правового обеспечения формирования системы управления персоналом 3
2. Акты централизованного и локального регулирования трудовых отношений 6
2.1 Акты централизованного регулирования трудовых отношений 7
2.2 Акты локального регулирования трудовых отношений 9
3. Нормативные и ненормативные акты о труде 12
3.1 Нормативные акты о труде 12
3.2 Ненормативные акты о труде 14
Заключение 15
Список использованной литературы. 16

Работа состоит из  1 файл

управление персоналом Правовое обеспечение системы управления персоналом.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

      Введение

     Правовое  обеспечение формирования системы  управления персоналом относится к  одному из методов регулирования  трудовых отношений на предприятии. Актуальность проблематики обусловлена правовой безграмотностью сотрудников компаний.

     Изучение  проблемы правового обеспечения формирования системы управления персоналом необходимо для регулирования деятельности организации и справедливости взаимоотношений между работником и работодателем

     Цель  данной работы состоит в выявлении  роли правового обеспечения формирования системы управления персоналом.

     Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть смысл понятия правовое обеспечение формирования системы управления персоналом;
  • ознакомиться с содержанием правового обеспечения формирования системы управления персоналом.

     Предметом данного исследования является правовое обеспечение формирования системы управления персоналом.

     В процессе написания данной работы была рассмотрена учебная литература по управлению персоналом, проанализированы научные статьи, а также изучены труды российских авторов, затрагивающие проблемы правового обеспечения формирования системы управления персоналом.

 

      1. Понятие и содержание правового обеспечения формирования системы управления персоналом

 

     Правовое  обеспечение системы управления персоналом состоит в использовании  средств и форм юридического воздействия  на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации.

     Основные задачи правового обеспечения системы управления персоналом – это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

     Правовое  обеспечение системы управления персоналом включает:

  • соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений;
  • разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера;
  • подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам.

     Осуществление правового обеспечения в организации  возлагается на ее руководителя и  других должностных лиц (в пределах предоставленных им прав и полномочий при осуществлении ими организационно-распорядительных, административно-хозяйственных, трудовых и других функций), а также на руководителя системы управления персоналом и ее работников по вопросам, входящим в их компетенцию. Головным подразделением по ведению правовой работы в области трудового законодательства является юридический отдел.

     Одно  из специфических условий работы кадровых служб заключается в том, что их повседневная деятельность связана непосредственно с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и др. – все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений.

     Это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера. В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования – Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ, акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации.

     В условиях рыночных отношений сфера  локального регулирования неуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнению, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др.

     Основные  задачи юридического отдела в этой области таковы:

  • разработка проектов нормативных актов организации;
  • правовая экспертиза нормативных актов, разработанных в системе управления персоналом, на соответствие требованиям законодательства и визирование их;
  • организация систематизированного учета и хранения законодательных и нормативных актов, поступающих в организацию и издаваемых ею;
  • информирование подразделений и служб о действующем законодательстве о труде;
  • разъяснение действующего трудового законодательства и порядка его применения.

     В систему нормативных актов о труде входят генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные) соглашения, коллективные договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях.

     Правовые  акты ненормативного характера – это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители службы управления персоналом и всех ее подразделений по вопросам объявления дисциплинарного взыскания, поощрения работников, техники безопасности, отпусков, прекращения трудового договора и т.п [1].

     Основными законодательными актами, регулирующими  трудовые отношения, являются:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»;
  • Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»;
  • Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».

 

      2. Акты централизованного и локального регулирования трудовых отношений

 

     Трудовые  отношения – по законодательству РФ отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором [2].

     Трудовым  отношениям, как и гражданско-правовым, присуще юридическое равенство  сторон. Однако, трудовые отношения, помимо этого, связаны с властно-распорядительными отношениями между работником и руководящими органами предприятия. Это создает ситуацию неравенства сторон и сближает трудовые отношения с административными. В тоже время трудовые отношения в гораздо большей степени строятся на гражданско-правовой основе, а юридическое неравенство сторон трудовых отношений проявляется не столько в зависимости работника от администрации предприятия, сколько в государственных гарантиях защиты интересов работников перед работодателем.

     Управленческая  наука, особенно в последние годы отмечает, что из всех организационных ресурсов именно в «человеческом ресурсе» или «человеческом потенциале» наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современного предприятия или учреждения. Один из его регуляторов, бесспорно, правовые нормы трудового права, характеризующиеся сочетанием централизованного и локального регулирования [3].

 

      2.1 Акты централизованного регулирования трудовых отношений

 

     К актам централизованного регулирования  относятся: Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, постановления Правительства РФ, акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ, федеральные законы РФ.

     1. Трудовой кодекс Российской Федерации – кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с указами президента, постановлениями Правительства РФ и др. Определяет трудовые отношения между работниками и работодателями.

     Целями  трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

     2. Гражданский кодекс Российской Федерации – кодифицированный свод федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.

     Отношение правового обеспечения системы  управления персоналом описано в  части первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

     3. В настоящее время наряду с ТК РФ действуют законы о труде, которые в значительной степени обеспечивают регулирование трудовых отношений. Но законы не обеспечивают необходимой полноты регулирования, т.к. охватывают сравнительно крупные области правового регулирования. Постановления и распоряжения Правительства РФ на базе закона обеспечивают конкретизацию и оперативность регулирования, продолжают и развивают положения закона и тем самым придают большую полноту регулирования. В современных условиях на постановления Правительства РФ приходится основной объем правового регулирования труда.

     К постановлениям Правительства РФ, регулирующим трудовые отношения и иные связанные  с ними отношения, относятся следующие:

  • Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 №1100 «Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан»
  • Постановление Правительства РФ от 02.10.09 № 790 «О порядке уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
  • Постановление Правительства РФ от 19.08.09 № 666 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2009 г.» и др.

     4. Законы – это акты, принимаемые органом законодательной власти, Федеральным Собранием РФ. Законы обладают высшей, после Конституции, юридической силой, все остальные акты должны соответствовать законам.

     Если  в Трудовом кодексе РФ дано регулирование  всех институтов трудового законодательства, то законы о труде посвящены отдельным институтам и потому обеспечивают более подробное регулирование.

     К Федеральным законам, регулирующим правовые отношения, относятся:

  • Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»;
  • Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»;
  • Федеральный закон от 05.12.05 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»
  • Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и др.

     2.2 Акты локального регулирования трудовых отношений

 

     Частью  правового обеспечения системы  управления персоналом любой организации  являются акты локального регулирования, такие как:

  • приказы (распоряжения) руководителя организации по кадровым вопросам;
  • положения о структурных подразделениях;
  • должностные инструкции;
  • стандарты организации [4].

     Локальные акты занимают низшую ступень в иерархии источников трудового права и  применяются непосредственно в  организациях. Действие локальных актов  распространяется на работников в той  организации, в которой это акт принят.

     1. Приказы (распоряжения) по личному составу регулируют трудовые отношения у конкретного работодателя. Они документируют основные кадровые процедуры – прием на работу, увольнение, перевод, предоставление отпусков, применение поощрений и дисциплинарных взысканий, командирование.

     2. Положения о структурных подразделениях  содержат сведения о деятельности, о месте подразделения в структуре  организации, о структуре самого  подразделения, о подчиненности  органам управления организации.  Описывают основные функции, задачи подразделения.

Информация о работе Правовое обеспечение