Правовое положение БАТЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Коммерческие организации
1.2 Некоммерческие организации
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БАТЭ» И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ
2.1 Общие сведения о предприятии
2.2 Анализ объемов выпуска и реализации продукции
2.3 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОАО «БАТЭ» С УЧЕТОМ ЕГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 128.89 Кб (Скачать документ)

Производственный кооператив (артель)– коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в её деятельности. Участники производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам ПК в равных долях в пределах, установленных уставом, но не меньше годового дохода кооператива. Учредительный документ – устав.

Преимуществом ПК является то, что прибыль кооператива  распределяется между его членами  в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.

Законодательством не ограничивается число членов кооператива, что дает физическим лицам возможность  организовывать кооперативы необходимого размера. Равные права всех членов в  управлении кооперативом (поскольку  каждый из них имеет только один голос) повышают заинтересованность кооператоров в успешной деятельности своей организации, стимулируют их личную инициативу.

Недостатки  производственного кооператива  заключаются в том, что число  членов в кооперативе должно быть не менее 5 человек, а это существенно  ограничивает возможности их создания. Каждый член кооператива несет ограниченную субсидиарную ответственность по долгам кооператива.

Управление  осуществляется общим собранием  членов, исполнительным органом –  правлением или его председателем, наблюдательным советом. Кооператив может  быть преобразован в акционерное  общество либо товарищество.

В системе  хозяйствующих субъектов в период перехода от административно-командной  к рыночной экономике наибольший удельный вес занимают государственные унитарные предприятия.

Государственным унитарным является предприятие с неделимым уставным фондом, имущество которого находится в собственности государства. Устав унитарного предприятия должен содержать помимо общепринятых сведений, информацию о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Различают государственные унитарные предприятия, находящиеся в республиканской  собственности (МАЗ, МТЗ, БелАЗ и др.), и коммунальные унитарные предприятия (предприятия торговли, бытового обслуживания и др.).

ГК РБ предусматривает установление минимального размера уставного капитала унитарных  предприятий. Если стоимость чистых активов окажется ниже минимума, предприятие  может быть ликвидировано по решению  суда.

Государственные унитарные предприятия выступают  в виде:

-унитарных  предприятий на праве хозяйственного  введения;

-унитарных  предприятий на праве оперативного  управления.

Право хозяйственного ведения - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами

Право оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется казенным.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее  на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность  в управлении.

Учредители  унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в  банкротстве предприятия виноват  сам учредитель. При несостоятельности  казенных предприятий Правительство  РБ несет субсидиарную ответственность  по обязательствам этого предприятия  при недостаточности его имущества. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом.

Сравнительная характеристика организационно-правовых  
форм предприятий представлена в следующей таблице:

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

ООО, ОДО, АО, УП с участием иностранного капитала

  1. Снижение риска предприни- 
    мательской деятель ности.
  2. Объединение ресурсов, имеющих меньшую ценность по отдельности, чем вместе.
  3. Ускорение проникновения на зарубежние рынки.
  4. Разделение расходов на научные разработки.
  5. Расширение доступа к сов-ременной технике и техно-логии.
  6. Изучение новых методов управления.
  7. Повышение квалифика- 
    ции персонала.
  1. Многоступенчатость принятия решений.
  2. Расхождение между партнерами по стратегии раз-вития СП.

3. Двойное налогообложение




Виды организацион- 
но-правовых форм

Достоинства

Недостатки

1

2

3

 

 

 

Хозяйственные товарищества

  1. Высокая степень ответственности по обязательствам
  2. Самостоятельность, свобода и оперативность действий при принятии решений.
  3. Возможность привлечь капиталы иностранных инвесторов.
  4. Простая структура и система управления.
  1. Нестабильность функционирования, обусловленная тем, что при выходе одного из участников деятельность общества, как правило, прекращается.
  2. Отсутствие профессионального менеджмента.
  3. Непривлекательность полной имущественной ответственности

 

 

 

Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью

  1. Самостоятельность, свобода, и оперативность принятия решений.
  2. Возможность привлечь дополнительный капитал других инвесторов.
  3. Низкие издержки по управлению производством
  1. Недостаточная устойчивость и стабильность.
  2. Ограниченность возможности привлечения внешних источников финансирования.
  3. Отсутствие специализированного менеджмента

 

 

 

 

 

 

Акционерные общества

  1. Возможность привлечь не- 
    ограниченное количество фи-нансовых ресурсов для реализации любых технологи- 
    ческих проек тов.
  2. Наиболее устойчивая фор- 
    ма объединения капиталов.
  3. Безвозвратность акций спо- 
    собствует сохранению собст- 
    венного капитала, что обес- 
    печивает жизне способность и динамизм акционерных обществ.

4. Ограниченность риска за- 
рание обусловленной денеж- 
ной суммой делает акцио- 
нерное общество привлека- 
тельной формой вложения капитала.

  1. Несовпадение инте ресов управ-ляющих акционер-ным обществом и акционеров.
  2. Сложность контроля акцио-неров над дейст виями менеджеров вви ду дробления акционерного капитала.

3. Двойная система налогооблажения




 

1.2 Некоммерческие организации

 

Некоммерческие организации – это юридические лица, у которых извлечение прибыли не является основной целью, полученная от предпринимательской деятельности прибыль не распределяется среди участников, а направляется на достижение основных целей деятельности: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, а также на охрану здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и иные общественные блага.

Некоммерческие организации  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность постольку, поскольку  она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы. Для  отдельных форм некоммерческих организаций  законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие  их право на занятие предпринимательской  деятельностью только посредством  образования коммерческих организаций  и (или) участия в них.

Юридические лица, которые относятся к некоммерческим организациям, могут быть созданы в следующих формах:

Рисунок 4 - Формы  некоммерческих организаций

 

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Устав потребительского кооператива  должен содержать условия и порядок  приема в члены кооператива и  прекращения членства в нем; права  и обязанности членов кооператива; условия о размере паевых взносов  членов кооператива и т.д.

Члены потребительского кооператива  несут субсидиарную ответственность  по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного  взноса каждого из членов кооператива. Доходы и прибыль, полученные потребительским  кооперативом, не могут распределяться между его членами.

Примеры потребительских  кооперативов: жилищные, жилищно-строительные кооперативы, молодежные жилые комплексы, коллектив индивидуальных застройщиков, гаражные кооперативы, садоводческие  товарищества.

Общественные и религиозные  организации - добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Организации вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую  этим целям. Участники (члены) указанных  организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в  собственность имущество, в том  числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в  которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации  не отвечают по обязательствам своих  членов.

Фонды - некоммерческие организации, не имеющие членства; создаются на основе добровольных и имущественных взносов от юридических лиц или отдельных граждан; преследуют общественно полезные цели. Имущество, переданное в фонды учредителями - собственность фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фондам разрешено создавать хозяйственные общества или в них участвовать. Фонд обязан ежегодно публиковать отчет по использованию имущества. В качестве примеров можно назвать Фонд культуры и т. д.

Учреждения - некоммерческие организации, созданные собственником (государственными или муниципальными структурами) для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; полностью или частично финансируются собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. [2, 169].

Примеры: министерства, вузы, государственные  школы, департаменты.

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ  ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО «БАТЭ» И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ

 

2.1 Общие сведения о предприятии

 

ОАО "БАТЭ" - специализированное предприятие по производству стартеров и генераторов  для карбюраторных и дизельных  двигателей автомобилей и тракторов.

Завод был  создан в 1958 году и до апреля 1992 года был государственным предприятием. С апреля 1992 г. по декабрь 1993 г. завод  являлся арендным предприятием. Открытое акционерное общество "Борисовский завод автотракторного электрооборудования" создано путем преобразовании арендного предприятия "Борисовский завод автотракторного электрооборудования" в открытое акционерное общество в соответствии с приказом Государственного комитета Республики Беларусь по управлению государственным имуществом и приватизации от 30 октября 1993 года № 158-а, решением учредительной конференции открытого акционерного общества "БАТЭ" от 30 декабря 1993 года, законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

Уставный  фонд составляет 21 209 750 000 (Двадцать один миллиард двести девять миллионов семьсот  пятьдесят тысяч) рублей.

Количество  работающих - 3661 человек.

Почтовый  адрес: 222120,Республика Беларусь, г. Борисов Минской области, ул. Даумана,95. Телефон 74-49-80.

ОАО "БАТЭ" входит в Министерство промышленности Республики Беларусь.

Информация о работе Правовое положение БАТЭ