Правовое регулирование отношений несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Дарина Иевская, 20 Июля 2010 в 18:23, курсовая работа

Описание

Правовое регулирование отношений несостоятельности (банкротства) характеризуется определенным правовым режимом, механизмом правового регулирования, предполагающим определенный набор средств правового регулирования.
Средства, используемые в рамках регулирования отношений несостоятельности, многоплановы и разнообразны, что обусловлено, с одной стороны, спецификой рассматриваемых отношений, а с другой - сложностью и неоднозначностью задач, стоящих перед институтом несостоятельности (банкротства).
Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника (гражданина либо организации) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Данная тема является актуальной и значимой в настоящее время потому, как банкротство — один из важнейших правовых институтов в странах с рыночной экономикой. Этот институт позволяет освобождать экономику от нездоровых субъектов, регулировать отношения между должником и кредиторами, а также между самими кредиторами.

Работа состоит из  1 файл

Общее.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

    Введение

     Правовое  регулирование отношений несостоятельности (банкротства) характеризуется определенным правовым режимом, механизмом правового  регулирования, предполагающим определенный набор средств правового регулирования.

     Средства, используемые в рамках регулирования отношений несостоятельности, многоплановы и разнообразны, что обусловлено, с одной стороны, спецификой рассматриваемых отношений, а с другой - сложностью и неоднозначностью задач, стоящих перед институтом несостоятельности (банкротства).

     Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника (гражданина либо организации) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

     Данная  тема является актуальной и значимой в настоящее время потому, как  банкротство — один из важнейших правовых институтов в странах с рыночной экономикой. Этот институт позволяет освобождать экономику от нездоровых субъектов, регулировать отношения между должником и кредиторами, а также между самими кредиторами.

     Институт  банкротства в условиях развивающейся рыночной экономики России выступает совокупностью правовых норм, созданных для обеспечения рыночной экономики и ее устоев.

     Целью моей работы является всестороннее изучение правового регулирования несостоятельности (банкротства), участников отношений несостоятельности (банкротства), а также процедур банкротства.

     Для написания своей работы в качестве основных источников были использованы ГК РФ, АПК РФ, Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве); мною была изучена и применена литература таких авторов, как И.С.Шиткина, В.В.Гущин, Ю.О.Порошкина, Б.И.Пугинский а также научно-публичные статьи. 

1. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

     Среди средств правового регулирования  отношений несостоятельности (банкротства) выделяются не только собственно правовые средства (соглашения, принципы и нормы права, ответственность, акты применения права и т.д.), но и иные средства (экономические, организационные, информационные и т.д.), приобретающие правовую форму в результате действия норм права. Так, экономическими по своему содержанию являются средства предвидения, прогнозирования, планирования несостоятельности (банкротства), однако в процессе реализации норм права они приобретают правовую форму и становятся элементами механизма правового регулирования. Правовую форму приобретают также организационные и информационные средства (опубликование сообщений о проведении собраний кредиторов, комитета кредиторов, сведений о финансовом состоянии должника и т.д.). Организационные средства опосредуют порядок введения и осуществления процедур несостоятельности (банкротства), предъявления и удовлетворения требований кредиторов, реализации соответствующих мероприятий конкурса и т.д. Их применение, как правило, основывается на императивном методе регулирования. В рамках регулирования отношений несостоятельности (банкротства) отдельно выделяют информационные средства. Их применение вызвано необходимостью доведения до сведения прежде всего участников рассматриваемых отношений, а также иных лиц информации, касающейся порядка, сроков, способов, средств реализации мероприятий на предбанкротном этапе и в рамках конкурсного процесса. Данные средства направлены на информационное обеспечение защиты прав и интересов кредиторов и должника1.

     Но, безусловно, особое место занимают правовые средства.

     Для достижения конкретных целей могут  быть использованы разнообразные правовые средства: нормативные акты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения права, юридические факты, ответственность, соглашения и др.

     В настоящее время основным нормативным  актом о банкротстве является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее «Закон»), также отношений несостоятельности (банкротства) регулируются Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

     Главное место в реализации дел о несостоятельности  принадлежит Арбитражному суду РФ.

     Некоторые вопросы банкротства регулируются в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 25, 56, 65, 105).

     Существуют  и другие нормативные акты, регулирующие банкротство в нашей стране. Среди  них следует отметить Федеральный  закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. 

2. Участники отношений несостоятельности (банкротства), регулируемые правом

        Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) возникает в процессе отношений участников, основными из которых являются: должник, кредиторы и арбитражный управляющий.

2.1. Должники

     Должниками  в деле о банкротстве выступают  главным образом предприятия, иные коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Ими могут быть и другие юридические лица, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций. Не могут быть должниками в деле о банкротстве казенные предприятия, поскольку субсидиарную ответственность по их обязательствам несут государство или муниципальные образования.

     Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения2.

     Гражданин (индивидуальный предприниматель) считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества3.

     Признание банкротом гражданина, являющегося  индивидуальным предпринимателем, будет означать также, что утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

     Последствием  банкротства является и то, что индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом. Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя4.  

2.2. Кредиторы

     Закон различает кредиторов но денежным обязательствам и по обязательным платежам. Последние именуются уполномоченными органами.

     Среди кредиторов по денежным обязательствам выделяются конкурсные кредиторы. К конкурсным кредиторам не относятся участники корпоративного предприятия-должника и кредиторы, требования которых связаны с причинением вреда жизни и здоровью.

     Требования  кредиторов учитываются в специальном  реестре. В нем указываются размер требования, основание его возникновения и очередность удовлетворения. Реестр требований кредиторов ведется арбитражным управляющим или специализированным реестродержателем.

    2.3. Арбитражный управляющий

     Особая  роль законодателем отводится одному из непосредственных участников процедур банкротства - арбитражному управляющему. Ведь именно от него в большинстве  случаев зависит, избежит предприятие  ликвидации либо его ожидает полнейшее разорение.

     Арбитражный управляющий  - это гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным  судом для проведения процедур банкротства  и осуществления иных установленных  указанным Законом полномочий и  являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих как участников правоотношений в процедурах банкротства.

     Саморегулируемая  организация - это некоммерческая организация, созданная путем объединения  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - граждан Российской Федерации и  зарегистрированная в реестре таких самоуправляемых организаций, которая основана на членстве и имеет своей основной целью регулирование и обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами.

     В качестве основного требования, предъявляемого к арбитражному управляющему, Закон  определяет его личную незаинтересованность.

     Установлены такие требования к кандидатуре  арбитражного управляющего, как:

  • наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • наличие высшего образования;
  • наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности;
  • наличие свидетельства о сдаче теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
  • наличие стажировки сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • членство в одной из саморегулируемых организаций, которые занимаются организацией и проведением стажировки5.

     Закон, обобщив опыт, накопленный практическим судопроизводством о банкротстве различными странами, с учетом современной российской специфики, ввел более жесткие требования к кандидатуре арбитражного управляющего, одним из которых является обязательное страхование гражданской ответственности управляющего.

     Арбитражный управляющий должен иметь договор  страхования убытков, которые могут быть причинены лицам, участвующим в деле о банкротстве. Не может быть назначено арбитражным управляющим лицо, не возместившее убытков, причиненных ранее при исполнении обязанностей арбитражного управляющего, а также лицо, дисквалифицированное и лишенное в соответствии с законом права занимать руководящие должности6.

     Арбитражный управляющий может быть освобожден от своих обязанностей по его заявлению или отстранен арбитражным судом по решению собрания кредиторов, результатам рассмотрения жалобы на арбитражного управляющего или вследствие выявления обстоятельств, исключающих возможность быть арбитражным управляющим (например, если арбитражный управляющий является заинтересованным лицом по отношению к должнику или кредиторам). 

    3. Процедуры банкротства: виды, ключевые понятия, правое регулирование

     Производство  по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления, поданного должником, конкурсным кредитором или уполномоченным органом.

     Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня  поступления в арбитражный суд заявления о признании  должника банкротом.

     По  результатам рассмотрения дела о  банкротстве арбитражный суд  принимает один из следующих судебных актов:

  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • решение об отказе в признании должника банкротом;
  • определение о введении финансового оздоровления;
  • определение о введении внешнего управления;
  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
  • определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
  • определение об утверждении мирового соглашения7.

     Под процедурами банкротства понимаются определенные этапы рассмотрения дела о банкротстве. Процедуры банкротства  детально определяются в Законе. Состав этих процедур различен в зависимости от того, выступает ли должником организация (юридическое лицо) или гражданин (индивидуальный предприниматель).

     Согласно  ст. 27 Закона, если должником является организация (юридическое лицо), применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

     Если  должником выступает гражданин (индивидуальный предприниматель), то применяются следующие  процедуры банкротства: конкурсное производство, мировое соглашение.

     3.1. Наблюдение

     По  результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом вводится наблюдение в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведении анализа финансового состояния его хозяйтсва.

     Смысл установления данной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме).

     Поэтому введение наблюдения и ограничение  полномочий его руководителя позволят определить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество  и, кроме этого, является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Информация о работе Правовое регулирование отношений несостоятельности (банкротства)