Автор работы: Дарина Иевская, 20 Июля 2010 в 18:23, курсовая работа
Правовое регулирование отношений несостоятельности (банкротства) характеризуется определенным правовым режимом, механизмом правового регулирования, предполагающим определенный набор средств правового регулирования.
Средства, используемые в рамках регулирования отношений несостоятельности, многоплановы и разнообразны, что обусловлено, с одной стороны, спецификой рассматриваемых отношений, а с другой - сложностью и неоднозначностью задач, стоящих перед институтом несостоятельности (банкротства).
Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника (гражданина либо организации) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Данная тема является актуальной и значимой в настоящее время потому, как банкротство — один из важнейших правовых институтов в странах с рыночной экономикой. Этот институт позволяет освобождать экономику от нездоровых субъектов, регулировать отношения между должником и кредиторами, а также между самими кредиторами.
Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности, если он не принимает мер по обеспечению сохранности имущества должника, чинит препятствия временному управляющему в его работе. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя-должника возлагается на временного управляющего8.
Временный
управляющий действует с
Не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения9.
Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.
Временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением соответствующих документов, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.
Временный управляющий сам определяет дату первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов.
Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.
Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в установленном законом порядке, и внесены в реестр требований кредиторов.
В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, представитель работников должника и представитель органа по контролю (надзору). Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным10.
Если иное не установлено Законом, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признание должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
3.2. Финансовое оздоровление
Цель этой процедуры, как и внешнего управления, состоит в восстановлении платежеспособности должника. Финансовое оздоровление вводится сроком до двух лет. Финансовое оздоровление устанавливается на основе обращаемого к первому собранию кредиторов ходатайства учредителей (участников) предприятия-должника или собственника имущества должника — унитарного предприятия. К ходатайству прилагаются план финансового оздоровления и график погашения задолженности. С ходатайством может быть представлено обеспечение выполнения этого графика.
Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть заявлено третьими лицами. В этом случае наличие обеспечения обязательно. Обеспечение может состоять в банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии, поручительстве или предоставляться другими способами.
На основании решения собрания кредиторов арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления, которым утверждается график погашения задолженности.
Полномочия органов управления предприятия-должника ограничиваются. По ходатайству собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение, арбитражный суд может отстранить руководителя предприятия-должника и назначить вместо него другое лицо, предложенное уполномоченным органом этого предприятия или собственником имущества должника — унитарного предприятия11.
Административный управляющий контролирует выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
План финансового оздоровления, представленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов12.
График
погашения задолженности
Не позднее чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления должник обязан представить отчет о результатах проведения этой процедуры. Отчет с заключением административного управляющего представляется собранию кредиторов.
На основании решения собрания кредиторов и заключения административного управляющего арбитражный суд по результатам финансового оздоровления может принять определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если отсутствует непогашенная задолженность. Если платежеспособность предприятия-должника не восстановлена, но имеется возможность ее восстановления, то может быть принято определение о введении внешнего управления. При этом совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.
3.3. Внешнее управление
Под внешним управлением понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению имуществом предприятия должника внешнему управляющему.
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на полгода, если иное не установлено Законом.
С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего (внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством); вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом;
Внешний управляющий обязан:
План внешнего управления включает меры по восстановлению платежеспособности предприятия должника, к которым относятся:
Внешний управляющий не позднее чем за 45 дней до истечения срока внешнего управления должен предоставить собранию кредиторов отчет, по итогам рассмотрения которого собрание кредиторов принимает одно из следующих решений:
Арбитражный суд утверждает отчет внешнего управляющего и принимает соответствующее решение.
Признав должника несостоятельным (банкротом), арбитражный суд принимает решение о его принудительной ликвидации и открытия конкурсного производства на срок не более шести месяцев для соразмерного удовлетворения требований кредиторов, охраны сторон от неправомерных действий одних кредиторов в ущерб другим. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
3.4. Конкурсное производство
Конкурсное производство — завершающая процедура банкротства. Оно проводится после признания должника банкротом и направлено на реализацию его имущества и удовлетворение за счет полученных средств требований кредиторов. Конкурсное производство вводится на срок до одного года и может быть продлено на шесть месяцев.
С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника)17.
Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном ст.45 Закона, и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.
После завершений расчетов с кредиторами конкурсный управляющий должен представить отчет о результатах проведения конкурсного производства в арбитражный суд для вынесения определения о завершении конкурсного производства. Это определение является основанием для внесения записи в Главный государственный реестр юридических лиц и ликвидации предприятия-должника.
3.5. Мировое соглашение
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение, позволяющее должнику путем переговоров с кредитором договориться о продолжении деятельности предприятия должника. Результатом переговоров может быть договоренность об отсрочке (рассрочке) платежей, скидке с долгов.
Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов, а со стороны предприятия-должника – руководителем предприятия, временным управляющим или конкурсным управляющим. Мировое соглашение должно содержать положение о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательства, прекращении долга или иными способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ. Мировое соглашение может содержать следующие условия:
Информация о работе Правовое регулирование отношений несостоятельности (банкротства)