Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:41, курсовая работа
В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.
Введение
Глава I. Предпринимательские риски.
1.1. Сущность предпринимательских рисков.
1.2.Классификация предпринимательских рисков
1.3. Управление рисками корпораций
Глава II. Постановка системы риск-менеджмента в компании
2.1. Этапы постановки системы риск-менеджмента
2.2. Методы управления рисками
2.3. Итоги внедрения системы риск-менеджмента
Заключение
Список литературы
2
Личный опыт
Анатолий Слюсарь, директор департамента управления рисками и страхования ОАО «Аэрофлот»
Для диагностики рисков мы используем различные методы, но основным пока остается экспертная оценка. Замечу, что в авиационной отрасли интеллектуальный потенциал традиционно высок, есть уникальные специалисты, мнение которых очень ценно. Кроме того, мы следим за международной практикой и учитываем опыт российских авиакомпаний, которые также уделяют внимание управлению рисками.[14]
Дмитрий Анисимов, финансовый директор ООО «Медиамир» (Москва)
По моему мнению, привлечение профильных экспертов является главным условием успешной идентификации рисков. Если в выявлении и оценке рисков участвует команда, в которой нет специалистов, знающих специфику конкретной отрасли, то ни мозговой штурм, ни опросы, ни интервью ирование, ни составление карт бизнес-процессов не защитят компанию от того, что отдельные операционные риски просто не будут учтены. Мне известен случай, когда проект по выпуску продукции химической промышленности готовила команда, в составе которой не было представителей производственной службы и технологов. В проекте были учтены все возможные риски, кроме двух: зависимость от поставщика основного сырья - монополиста в данной отрасли, а также резкое увеличение расходов на вспомогательное производство. В итоге через полгода после запуска проект стал безнадежно убыточным.[15]
Риск-аудит. Суть этого способа состоит в получении информации о фактическом положении дел на основе проверок, ревизий, анализа. Таким образом, использование этого метода предусматривает оценку уже существующих процедур риск-менеджмента, например, внутреннего контроля в финансовом или производственном департаменте. Риск-аудит дает возможность выявить сильные и слабые стороны процедур и методов контроля, направления их дальнейшего развития. Этот способ весьма эффективен, когда критические ситуации и наиболее весомые риски нужно выявить в сжатые сроки.
Оценка рисков
После диагностики выявленные риски ранжируются по вероятности наступления и размеру возможного ущерба.
В нашей компании выявленные риски оцениваются как количественно, так и качественно.
Для количественной оценки рисков применяются разнообразные статистические методы, имитационные модели, сценарные анализы. Так, для оценки финансовых рисков используются расчет рисковой стоимости (VaR –Value-at-Risk) и имитационное моделирование (метод Монте-Карло). Для оценки природных рисков используются мнения экспертов, основанные, к примеру, на расчетах, проведенных по историческим наблюдениям, результатам накопленных статистических данных.
Для качественной оценки возможных убытков предлагается шкала ущерба – от несущественного, малого, среднего, крупного до значимого (табл. 1). Суммы материального ущерба, фигурирующие в шкале, меняются в зависимости от уровня допустимости рисков, принятого в конкретном подразделении компании (подробнее об этом речь пойдет ниже).
Качественная шкала оценки вероятности риска едина для всех подразделений (табл. 2).
Отметим, что интервалы для обеих таблиц определяются риск-менеджерами самостоятельно, исходя из целей оценки, и могут быть как равно распределенными, так и асимметричными (в тех случаях, когда особое внимание необходимо уделить маловероятным и несущественным или, наоборот, более вероятным и значимым по размеру ущерба рискам).
Бесспорно, качественная оценка – это более простой способ, но менее точный и надежный. Поэтому по возможности компания старается использовать количественную оценку рисков.
Определение толерантности к рискам
После того как риски выявлены и оценены, следует определить допустимый размер рисков, к которому компания готова на данном этапе своего развития, то есть уровень толерантности. Обычно уровень толерантности определяется как наибольший риск, который компания готова понести в настоящее время. С развитием предприятия и изменением его стратегии этот уровень следует пересматривать.
Невозможно посоветовать, как правильно выбрать допустимый уровень риска. Толерантность к рискам – не что иное, как склонность к риску тех менеджеров, акционеров, инвесторов, которые несут ответ ственность за них. В компании Hoffmann – La Roche Ltd. определение толерантности к рискам – прерогатива совета директоров и руководства компании.
Пример 2
Руководство регионального филиала компании в Латинской Америке определяло уровень толерантности к рискам как некую фиксированную сумму, в пределах которой компания готова рисковать. Учитывая специфику данного региона, в частности, высокую инфляцию, риск-менеджеры рекомендовали повысить уровень толерантности. Допустимость риска предложено было устанавливать в фиксированном процентном отношении к плановому показателю операционной прибыли на текущий год.
Составление карты рисков
Выявленные, проранжированные и оцененные должным образом риски компании наносятся на карту рисков и включаются в каталог рисков. В этих документах находят отражение не только категории рисков отдельных подразделений компании, описание их причин, вероятность возникновения, но и контрольные процедуры в отношении конкретных рисков, план действий по их минимизации, а также ответственность сотрудников различных структурных подразделений за управление рисками.
Личный опыт
Дмитрий Анисимов, финансовый директор ООО «Медиамир» (Москва)
Хотелось бы предостеречь руководство компаний от одной из типичных ошибок при распределении ответственности за риски. Случается, что при наступлении рискового события анализом произошедшего и устранением последствий руководят те же сотрудники, которые должны быть ответственны за избежание риска. С уверенностью можно предсказать, что такой сотрудник потратит время и средства компании не на устранение последствий рискового события, а на то, чтобы как можно более тщательно скрыть собственные ошибки.[16]
Карты и каталоги рисков выполняют и другую функцию. Они позволяют информировать сотрудников, участвующих в процессе принятия решений на всех уровнях управления, о текущем состоянии развития рисков. [17]
2.2. Методы управления рисками
Задача риск-менеджеров нашей компании заключается не только в том, чтобы провести анализ, дать экономическую оценку рисков. Департамент риск-менеджмента должен предложить мероприятия по минимизации последствий рисковых событий, выработать позицию по отношению к тому или иному риску - принять его либо уклониться. Рассмотрим основные методы, которые применяют риск-менеджеры компании для управления рисками .
Автоматизация в системе риск-менеджмента Техническая поддержка корпоративных систем упрaвлeния рискaми в Hoffmann – La Roche Ltd. осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения. Для имитационного моделирования применяется пакет @Risk. В компании также используются и узкоспециализированные IT- пакеты по управлению рисками, такие как BWise. Эти программы позволяют задать критические ключевые показатели деятельности компании, например, превышение торговых лимитов по отдельным видам сделок для брокеров или когда недопустим высокий объем дневной транзакции. Система способна автоматически сигнализировать о проблемных зонах текущих бизнес-процессов. Метод ключевых показателей можно использовать только при полной или частичной автоматизации процессов расчета. Показатели лишь информируют о сложившейся ситуации. Отслеживая их, риск-менеджеры должны анализировать факторы, под влиянием которых риски изменяются. Следует помнить, что техническая поддержка не является самоцелью. Процесс управления рисками можно наладить, используя простейшие анкетные формы, разработанные в Excel и Access. Подчеркну, что уровень автоматизации компании определяется во многом ее размерами. В крупной корпорации, где работа по контролю над рисками и управлению ими ведется ежедневно, применение специальных программных средств может оказаться экономически более выгодным. |
Избежание риска
Это один из консервативных способов нейтрализации рисков, подразумевающий отказ от действий, которые могут повлечь существенный риск. К примеру, отказ от проекта с неопределенным спросом или уровнем результатов, продажа рискового актива или уход с рынка. Данный метод ограничен в применении, поскольку приводит к отказу от определенной деятельности, а, следовательно, к потере выгоды, связанной с ней.
Удержание риска
Удержание риска заключается в принятии риска и самостраховании, то есть в создании резервов на покрытие убытка. Сумма резерва обычно равна сумме, необходимой для полного покрытия возможного ущерба. Удержание риска требует дополнительных мер контроля. Внутри компании должны быть определены административные процедуры по принятию рисков, а персонал обучен действиям в кризисных ситуациях. Например, для удержания производственных рисков необходимо разработать инструкции по технике безопасности, обучить персонал их соблюдению и действиям на случай возможной аварии.
Передача риска
Классические методы передачи риска – страхование, хеджирование, аутсорсинг.
При страховании риск передается страховой компании посредством заключения договора с ней, при этом ее риски покрываются за счет страховых премий. При наступлении страхового события убытки предприятия возмещает страховщик.
Хеджирование – это страхование от неблагоприятного изменения ситуации на рынке. Например, можно хеджировать риск ценовых колебаний, заключив контракт с поставщиком на жестко оговоренных условиях – в отношении будущей цены покупки или количества поставляемого товара. Валютные риски хеджируются путем заключения с банком договора, в котором на определенный срок фиксируется курс покупки валюты. За то, что банк принимает на себя риски, ему выплачивается премия.
Аутсорсинг – передача непрофильных для компании функций другим организациям – часто позволяет не только снизить риски, но и повысить эффективность деятельности, уменьшить затраты, связанные с самостоятельной реализацией таких функций. Компания Hoffmann – La Roche Ltd., как и многие другие фирмы, передает на аутсорсинг IT-услуги, строительные работы и перевозочную деятельность.
Снижение риска
В отличие от стратегии полного избежания риска, при использовании данного метода компания находится в зоне действия риска. Не отказываясь от риска полностью, она пытается активно влиять на его развитие. Способами снижения риска может быть диверсификация (расширение видов деятельности компании), введение лимитов (для финансовых рисков - кредитные лимиты, лимиты дебиторской задолженности), формирование резервов (на покрытие убытков) и уменьшение времени нахождения в опасных зонах (для производственных циклов).
Личный опыт
Дмитрий Анисимов, финансовый директор ООО «Медиамир» (Москва)
Распределение деятельности компании на несколько бизнес-направлений, результаты которых непосредственно не связаны между собой, на мой взгляд, один из самых удачных способов снижения рисков. Известный пример: после снижения операторами сотовой связи комиссии дилерам за привлечение новых абонентов многие сотовые ритейлеры стали искать для себя дополнительные источники дохода. Продажа аудио-, фото-, видео техники, КПК, ноутбуков, страховых полисов, билетов, то есть появление новых статей доходов, позволила им снизить зависимость от действий операторов.[18]
Снижение рисков - достаточно сложный процесс, требующий и ресурсов, и участия многих сотрудников, и жесткого контроля над разными сферами деятельности компании. Обычно риски, которые компания снижает, можно оценить с высокой степенью точности (например, финансовые потери от просрочки платежа дебиторами), кроме того, они управляемы (в отличие, к примеру, от политических рисков).
Личный опыт
Анатолий Слюсарь, директор департамента управления рисками и страхования ОАО «Аэрофлот»
Для управления рисками мы применяем различные методы. Среди классических - страхование, использование банковской гарантии (например, для обеспечения финансовых обязательств партнеров перед авиакомпанией). Некоторые риски мы принимаем на себя, когда их невозможно хеджировать или цена передачи риска слишком велика. Так, не всегда возможно хеджировать стоимость авиатоплива при его закупках в России, поскольку условия поставки отличаются от принятых в мировой практике Иногда мы используем и нестандартные способы снижения рисков, в частности, выступаем с инициативой по изменению российского законодательства в сфере авиационного страхования.
Кстати, устранение рисков не всегда связано с большими расходами. Иногда достаточно просто провести мероприятия, не требующие значительных затрат, например, курс обучения персонала или тренинги.[19]
2.3. Итоги внедрения системы риск-менеджмента
На сегодняшний день система риск-менеджмента охватывает практически все уровни компании Hoffmann - La Roche Ltd.
Поскольку с операционными рисками сталкивается любое из подразделений компании, то работа по выявлению рисков ведется в каждом из них согласно порядку, описанному выше. Подразделения дают экспертную оценку вероятности наступления рискового события и проводят сценарный анализ возможных последствий для компании в целом. Департамент риск-менеджмента собирает, анализирует и консолидирует данную информацию, помогает подразделениям выработать план действий, направленных на полное избежание рисковых событий либо на снижение вероятности их возникновения и минимизацию возможных потерь.
Отслеживая развитие рисков, департамент риск-менеджмента постоянно обновляет каталог рисков, с которыми сталкивается компания и ее подразделения. Отчет, подготовленный риск-менеджерами, представляется руководству корпорации, в первую очередь генеральному и финансовому директорам как минимум дважды в год. Вместе с членами наблюдательного совета руководство не реже одного раза в год определяет склонность и отношение компании к рискам, наиболее вероятным и наиболее значительным с точки зрения возможных потерь.
Внедрение системы управления рискaми позволило улучшить финансовое состояние компании и повысить эффективность ее операционной деятельности, а также получить высокий инвестиционный рейтинг, более выгодно разместить капитал.
Написав курсовую работу, я могу подвести некоторые итоги. В работе я ответила на вопросы: что такое предпринимательские риски, как они классифицируются, каким образом можно уменьшить риски.
Информация о работе Предпринимательские риски и методы их снижения