Предприятие как субъект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:31, лекция

Описание

условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие – это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку). Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Работа состоит из  1 файл

экономика предприятия.docx

— 44.47 Кб (Скачать документ)

4) права на доход, то есть  права обладать результатами  от использования благ.

Чтоб получить возможность использовать указанные права, он должен оплатить полному собственнику отчуждение этих прав в его пользу (например, в  виде арендной платы). Кроме этого, потребуется  еще и определенного размера  оборотный капитал (например, затраты  на сырье, материалы, рабочую силу и  др.). приступая к предпринимательской деятельности (или к видоизменению прежней деятельности), предприниматель должен решить извечные проблемы рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить? Решение и его эффективность предрешается качеством следующих логически связанных действий.

Во-первых, должна быть выработана предпринимательская  идея, основывающаяся на возможности  возглавляемой предпринимателем фирмы  и потребностях рынка. Эта идея воплощается  в конкретном образе какого-либо товара.

Поскольку предпринимательская идея возникает, как правило, на абстрактном  уровне, зачастую интуитивно, необходимо, во-вторых, осуществить ее экспертную оценку. Для последней крайне важно  наличие разнообразной достоверной  объективной информации, получаемой, главным образом, в результате исследования рыночной конъюнктуры (маркетинга) по крайней мере, по следующим позиция:

1) Возможно ли реальное воплощение  предпринимательской идеи в практику  его деятельности.

2) Каково на рынке соотношение  между спросом и предложением  товара (услуги), в котором воплощена  предпринимательская идея, или какова  возможность возбуждения роста  спроса, если этот товар обладает  качественно новыми потребительскими  свойствами.

3) Каковы могут быть продажная  цена предполагаемого к производству  товара, а также собственные затраты  предпринимателя на его производство  или издержки производства.

Таким образом, схема предпринимательского решения, в самом общем виде, может  быть представлена следующим образом:

предприниматель > выдвижение предпринимательской  идеи > оценка возможности реализации выдвинутой идеи в практику предпринимательской  деятельности > оценка предпринимательской  идеи с точки зрения практической ситуации, складывающейся на потребительском  рынке > проведение необходимых расчетов для определения возможного предпринимательского эффекта от реализации выдвинутой идеи > экспертная оценка полученной информации и результатов проведенных расчетов > принятие предпринимательского решения.

Предпринимательство по своей природе  является рисковой деятельностью, поскольку  то или иное действие предпринимателя  содержит в себе возможность определенных потерь. Если предприниматель не рискует, то не сможет воплотить свою идею в  жизнь. Риск представляет собой вероятность  убытков или сокращения доходов  по сравнению с экспертной оценкой, на основе которой принималось предпринимательское  решение.

Предприниматель, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, должен учитывать  фактор риска, тщательно анализировать  его причины, возможные последствия. Здесь, конечно, важны расчетливость, умение сопоставлять вероятные потери и выгоды, что требует определенного  объема знаний в области общеэкономической  теории, конкретной экономики; методики применения количественных методов  анализа. Нельзя сбрасывать со счета  и предпринимательскую интуицию, основывающуюся на прошлом опыте  и проницательности.

В современных условиях деловые  качества предпринимателя должны включать в себя, по крайней мере:

способность к творчеству при выявлении  потребностей рынка, выработке предпринимательской  идеи, других описанных выше логически  последовательных предпринимательских  действий;

способность к принятию решений  и ответственности за них, к контролю за их выполнением.

умение подобрать необходимых  для достижения поставленной цели работников и партнеров, стимулировать их заинтересованность в максимально эффективном сотрудничестве, улучшать собственные структуры и взаимодействие с внешними контрагентами.

С переходом к экономике рыночного  типа усиливается роль малого бизнеса. В странах с развитой рыночной экономикой малые предприятия преобладают. Они оперативно приспосабливаются  к рыночным условиям, быстро обновляют  ассортимент продукции, используют новшества, обеспечивают рабочие места  для значительной части населения  и способствуют наиболее полному  удовлетворению потребностей населения. Малые предприятия укрепляют  рыночную среду, привлекают средства населения  в хозяйственный оборот, снижают  социальную напряженность в обществе. Страны с переходной экономикой разрабатывают  и осуществляют специальные программы  поддержки и развития малого бизнеса.

 

  1. Предпринимательский риск, его  особенности  и виды.

 

Риск в предпринимательстве. Виды рисков 

 

В условиях командно-административной системы управления экономикой риск, как правило, осуждался. В условиях перехода к формированию рыночных отношений  риск — ключевой, важнейший элемент  предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным.

Под риском можно понимать "действие, неудачу в надежде  на счастливый случай". Существуют и  другие определения этого понятия. Характерные особенности риска  — неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что  успех придет.

В Законе РСФСР "О предпринимательской  деятельности" говорится, что предпринимательская  деятельность осуществляется на свой риск и под свою имущественную  ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

В условиях политической и  экономической неустойчивости степень  риска значительно возрастает. В  средствах массовой информации постоянно  рекламируются предложения мелких и средних фирм, пытающихся поправить  свои дела за счет операций на рынке, используя  неосведомленность предпринимателей. Чтобы преодолеть последствия риска, нужны не только смекальй и опыт, но и достаточное количество финансов. Фирмы-консультанты, поставщики средств производства, да и подрядчики, как правило, имеют ограниченные денежные ресурсы компенсации риска.

Высокая степень риска  какого-либо проекта заставляет разработчика искать способы его снижения.

Основными способами уменьшения риска могут быть:

•          привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов;

•          глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем;

•          прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги;

•          распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями;

•          страхование; 

•          резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

•          Распределение риска состоит в том, что ответственным за

риск должен стать тот  компаньон проекта, который лучше  дру

гих может рассчитывать и контролировать риски.

Распределение риска реализуется  при разработке финансового плана  проекта и контрактных документов. Распределение риска между участниками  проекта может быть качественным и количественным. При количественном распределении риска можно использовать концептуальную модель (12.1)1, базирующуюся на стандартных методах решений, основой которых /является дерево вероятностей и решений, используемое для установления их последовательности.

Качественное распределение  риска предусматривает принятие ряда решений участниками проекта, направленных на увеличение или уменьшение числа потенциальных инвесторов, что зависит от доли риска, которую  участники хотят возложить на инвесторов. Однако это затрудняет разработчикам проекта привлечение  опытных инвесторов. Участники переговоров  должны проявлять максимум гибкости в решении вопроса о доли риска, который они согласны принять  на себя.

♦ Риски подразделяются на следующие основные виды: производственный, коммерческий, финансовый (кредитный), инвестиционный и рыночный.

Производственный риск связан с производством и реализацией  продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности.

На этот вид риска наибольшее влияние оказывают сокращение намеченного  объема производства и реализации продукции, превышение плановых материальных и  трудовых затрат, снижение цен, брак, дефекты  изделий, рекламации и др.

Коммерческий риск возникает  в процессе реализации закупленных  предпринимателем товаров и оказания услуг. В коммерческой сделке необходимо учитывать такие факторы, как  невыгодное изменение (повышение) цены закупаемых средств производства, снижение цены, по которой реализуется продукция, потеря товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.

Финансовый риск может  возникнуть при осуществлении финансового  предпринимательства или финансовых (денежных) сделок. На финансовый риск наряду с факторами, характерными для  других видов предпринимательского риска, воздействуют и такие, как  неплатежеспособность одной из сторон финансовой сделки, ограничения на валютно-денежные операции и т.п.

Причиной инвестиционного  риска может быть обесценивание  инвестиционно-финансового портфеля, состоящего из собственных и приобретенных  ценных бумаг.

Рыночный риск связан с  возможным колебанием рыночных процентных ставок, национальной денежной единицы  или зарубежных курсов валют, а возможно, тем и другим одновременно. Любой  риск зависит от партнеров по сделке. Для принятия решения о целесообразности участия потенциальных партнеров  в осуществлении проекта проводят анализ риска.

♦ Потери от риска в  предпринимательской  деятельности подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные потери —  это не предусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия).

Потери времени возникают  в том случае, если процесс предпри-

нимательской деятельности вдет медленнее предусмотренного про-

ектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.)

К числу специальных видов  потерь можно отнести: потери, связанные  с нанесением ущерба здоровью и жизни  людей, окружающей среде, престижу предпринимателя  и с другими не-т благоприятными   социальными   и   морально-психологическимин

факторами.

Особая группа специальных  видов потерь — потери от воздействия  непредвиденных факторов политического  характера. Они вносят неразбериху  в сложившиеся экономические  условия жизни людей, нарушают ритм производственно-хозяйственной деятельности, порождают повышенные затраты живого и овеществленного труда, снижают  прибыль. К типичным источникам политического  фактора риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня трудовой и исполнительской  дисциплины, неисполнение принятых законодательных  актов, нарушение платежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ставок, принудительные отчисления и платежи, не имеющие  здравого экономического смысла, отчуждение имущества или денежных средств  и др. 

Трудовые потери — потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами, например использованием некалиброванного прутка и обработкой его на универсальном  токарном станке вместо автомата; применение опытно-статистических норм времени  вместо технически обоснованных (единица  измерения — чел.-час. или чел.-дни рабочего времени).

 

  1. Сущность и система показателей качества продукции

 

речным портом был  списан  автопогрузчик  балансовой  стоимостью 540000 рублей.Сумма  начисленного  износа  на  день списания  составила 486000 рублей.За демонтаж  автопогрузчика  работникам  была  начислена заработная  плата в сумме 6500 рублей


Информация о работе Предприятие как субъект рыночной экономики