Предприятие-основное звено рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Рассмотреть предприятие, как основное звено рыночной экономики.
Задачи исследования:
Роль предприятия в рыночной системе хозяйствования.
Выявить внешнюю и внутреннюю среду предприятия.
Расчетная задача.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ……………………………………………………....5

1.1. Сущность и социально-экономические формы предприятия……..5
1.2. Виды предприятий. Малые предприятия и их роль
в экономическом прогрессе………………………………………....10
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ…15
2.1. Характеристика внутренней среды предприятия……………………15
2.2. Влияние внешней среды на деятельность предприятия……………..21
ГЛАВА 3. РАСЧЕТНАЯ ЗАДАЧА..............................................................29.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft курсовая по эп.docx

— 147.86 Кб (Скачать документ)

           В результате воздействия этих  групп факторов была сформулирована модель воздействия внешних факторов (рис.2), сгруппированных в четыре основные группы: законодательного и политического воздействия; экономики и конкуренции; социального и культурного характера, а также поставщиков и технологии. Все группы взаимосвязаны и могут быть охарактеризованы определенными тенденциями изменений.

Рис.2.2 Модель воздействия на организацию внешних факторов

 

 В  последние годы представленная  модель конкретизировалась составляющими  прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия стали относить потребителей, конкурентов, поставщиков, правительственные учреждения, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к деятельности (операциям) конкретной организации (рис.3).24

Рис.2.3 Факторы прямого воздействия

 

      Среда прямого воздействия - это фактор, непосредственно влияющий на деятельность организации, которая, осуществляя свою операционную работу, испытывает это прямое и непосредственное воздействие извне.

         Поставщики играют особую роль, так как организации любой природы и сложности в наибольшей мере находятся в самой непосредственной зависимости от сети поставщиков материалов и оборудования, потребляемой энергии, капитала и необходимых сотрудников (трудовых ресурсов) для фирмы.

         Особенно опасно для эффективности  работы фирмы, когда ряд организаций  региона работает только с одним поставщиком сырья, материалов или энергетических ресурсов. В этих случаях представляется возможность для поставщика устанавливать монопольные цены, а альтернативного поставщика найти просто невозможно. Еще сложнее, когда поставщиком являются организации в других странах.

        Необходимые для осуществления  производственного процесса материалы  играют решающую роль в процессе жизнедеятельности организации, и это вынуждает их накапливать и содержать определенные резервные объемы, связывая значительные денежные суммы на время хранения до включения в производственную деятельность. 

       Для роста и процветания фирме  нужны не только поставщики  материалов, но и поставщики капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, федеральные и международные займы для реализации конкретных программ, акционеры и конкретные лица, покупающие акции конкретных фирм или специальных программ. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств. Небольшие, в особенности венчурные, предприятия сегодня испытывают большие трудности с получением необходимых средств.

       Немалые трудности испытывает  большинство организаций и в  обеспечении трудовыми ресурсами как исполнителей, так и руководителей. Сложные технологии и техника требуют специалистов соответствующей подготовки. Например, бурно развивающимся отраслям, связанным с компьютерными технологиями, необходимы высококвалифицированные инженеры и техники, опытные программисты и разработчики систем. Постоянную нехватку ощущают фирмы в менеджерах, особенно среднего и высшего звеньев управления.

          Потребители являются одним из «краеугольных камней» эффективного бизнеса. П. Друкер утверждает, что единственная цель бизнеса - создавать потребителя. Классики менеджмента утверждают, что существование и эффективная деятельность организации зависят от ее умения находить потребителей результатов ее деятельности как товаров, так и услуг для того, чтобы удовлетворять запросы клиентов. К числу подобных организаций относят и всю государственную систему, организации которой не осуществляют коммерческую деятельность, т.е. не участвуют в получении прибыли. Во всех экономически развитых странах уже сложилась система, в которой именно потребитель решает, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене они готовы их получать.

           Еще один из важнейших факторов прямого воздействия - конкуренты. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

       Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и кризисам. Важно понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

        Конкуренция иногда толкает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка до кооперации между конкурентами.25

        Среда (факторы) косвенного воздействия по некоторым параметрам конкретизирует вышеуказанные факторы, характерные для общего воздействия и расширяет их перечень (рис.4.)

Международные события

Состояние

экономики

Политические факторы

Научно-технический прогресс

Социально-культурные факторы

ОРГАНИЗАЦИЯ

рис.2.4  Факторы косвенного воздействия

             Среда косвенного воздействия более сложная, чем среда прямого воздействия. Как правило, информация о среде косвенного воздействия имеет более сложный характер, отличается меньшей полнотой и достоверностью. В то же время факторы среды косвенного воздействия могут в определенных условиях выступать как сильнодействующие факторы прямого воздействия. Неопределенность внешней среды является следствием количества информации, которой располагает организация применительно к данному фактору, а также степенью уверенности в ее точности.

В качестве факторов среды косвенного воздействия принято рассматривать:  технологии, состояние экономики, отношения  с местным населением, социально-культурные и политические.26

Технология является фактором внешнего воздействия, когда речь идет о существующих, наиболее прогрессивных или устаревших технологиях, распространенных в сфере данной бизнес-деятельности в мире и странах-партнерах. В то же время технология является внутренним фактором, в виде системы нововведений, с которыми товары и/или услуги изготавливаются и продаются. Таким образом, существуют две составляющие, два уровня технологии: принятая и используемая организацией как внутренний фактор и наиболее распространенная в сфере ее деятельности в стране пребывания организации и в других странах в данной отрасли. Новые технологии быстро ассоциируются, образуя принципиально новые, с более высокими возможностями. В течение последнего десятилетия резко усилилась микроминиатюризация бытовой и промышленной электроники, ускорилось движение информационных потоков.

Состояние экономики определяет скорость перемещения капитала из производственной сферы в область торговли и из одних стран в другие. Любое конкретное изменение в экономике оказывает различное воздействие на сферы производства и торговли, различные системы услуг и т.д. Особенно важно учитывать состояние экономики и важнейшие тенденции в ее изменениях в организациях, осуществляющих свою бизнес-деятельность одновременно в ряде стран. На эффективность бизнес-деятельности сильное влияние оказывает изменение курсов валютных систем, которые в значительной мере зависят от состояния экономики и важнейших тенденций в ее изменении.27

Отношения с местным  населением имеют для организации очень важное значение, так как от этого зависит уровень эффективности ее функционирования в данном конкретном месте. Существуют три обязательных для организации условия: наполнение рынка (рыночной ниши) приемлемым товаром (качество, стоимость), создание новых рабочих мест для населения и требуемый уровень (определенный, установленный местными условиями) экологичности производственной деятельности. Как и в любой сфере бизнеса и взаимовыгодного партнерства, наиболее эффективен и долговременно «работает» принцип «выгодно вместе».

Становится понятной необходимость  поддержания хороших отношений  организации с местными общинами, структурами самоуправления и значимыми  обществами, что является целенаправленной и весьма важной работой менеджеров фирмы.

Социально-культурные и  политические факторы должны учитываться как часть отношений с местным населением и как весьма важный самостоятельный интегральный фактор.

         Любая организация функционирует по меньшей мере в одной политической и одной культурной среде. Социально-культурные и политические составляющие существенным образом влияют на деятельность бизнес-структур и зависят от поведения руководителей высшего уровня организации и их взаимоотношений с местной администрацией, политическими и социокультурными системами. В зависимости от отношения с фирмой, ее имиджа, степени известности и других факторов формируется бизнес-ситуация.

        Международное окружение. Все ранее рассмотренное становится гораздо более сложным для тех организаций, которые систематически работают за рубежом. В процессе функционирования организации необходимо учитывать специфику прогнозирования при планировании, возможность эффективно организовать, оперативно руководить и контролировать работу как отдельных личностей, так и организации в целом.

       Существенную роль играют виды международного бизнеса, в которых участвует организация за рубежом, специфика международного и внутригосударственного воздействия на существующие методы и формы управления международным бизнесом и основные направления в дальнейшем его развитии.

        К числу видов международного бизнеса относятся экспорт и импорт товаров и услуг.

        Международная экономическая деятельность должна учитывать все международные соглашения и особенности торгового и хозяйственного права в странах-партнерах.

Из всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что руководство  фирмы должно учитывать внешнее  окружение как единое целостное  воздействие в силу того, что организация является открытой системой и зависит от используемых ресурсов и результатов взаимодействия с внешней средой. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, все другие - к среде косвенного воздействия. Организация должна своевременно и эффективно реагировать на изменения во внешней среде, приспосабливаться к ним, чтобы обеспечивать выживаемость и достигать поставленных целей.28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РАСЧЕТНАЯ ЗАДАЧА

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бусыгин. А.В. Предпринимательство [Текст]: учебная литература. – М.: ИНФРА-М,  2002.

2 Китов А. И. Экономика. М., 2002.

3 Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 280 с.

4 Китов А. И. Экономика. М., 2002.

5Зайцев Н.А. Экономика предприятия.-М. Инфра, 2000

6 Сергеев В.И. Экономика предприятия, 2002 Финансы и статистика.

7 Камаев В.Д. Основы экономической теории . М.: изд-во МГТУ. 2004

8 Сергеев В.И. Экономика предприятия, 2002 Финансы и статистика.

9 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.:"Дело ЛТД", 2003

10«Экономика предприятия и отрасли промышленности» Пелих А.С.,  Борщевская В. И., Митин Н.

11 Сергеев В.И. Экономика предприятия, 2002 Финансы и статистика.

12 Сафронова Н.А. Экономика предприятия. – М., ЮРИСТЪ, 2008

13 Сафронова Н.А. Экономика предприятия. – М., ЮРИСТЪ, 2008г

14 МедведевВ.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2002. Т.2. С. 79.

15 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебник. – Мн.: НПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс», 2007 С. 21.

16 Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2002. Т.2. С. 81.

17Карлик А.Е. Экономика предприятия.-М. Инфра, 2002.

18 Грузинов, В.П. «Экономика предприятия и предпринимательство» М.:2006 г.

19 Грузинов, В.П. «Экономика предприятия и предпринимательство» М.:-2006

20 Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2002.

21 Карлик А.Е. Экономика предприятия.-М. Инфра, 2002.

22 Зуб А.Т. «Стратегический менеджмент» М.: 2002г

23 Лапусты, М.Г. «Предпринимательство» М2004г

24 Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2002. Т.2. С. 65-68.

25 Мамедов, О.Ю. Современная экономика [Текст]: учебник для ВУЗов. – РнД.: Феникс, 2002. –610 с.

26 Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2002. Т.2. С. 123.

27 Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2002. Т.2. С. 126.

28 Нуреев, Р.М. Курс макроэкономики [Текст]: учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА,  2001. –572с.

 


Информация о работе Предприятие-основное звено рыночной экономики