Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятий торговли

Автор работы: e*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного
продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые
заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а
также части прибавочного продукта, созданного работниками других отраслей
народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.)
и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых
надбавок как платы за реализацию товаров (продукции и услуг).

Работа состоит из  1 файл

курсовач.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

неизменной, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. В

результате использования  того или иного метода (стратегии) возможны различные

последствия вплоть до банкротства предприятия. Так  что выбор стратегии

подразумевает под  собой ещё и глубокое маркетинговое  исследование рынка

схожих по назначению с продаваемыми данным предприятием товаров.

Помимо всех вышесказанных  определений прибыли существует великое множество

других, сделанных  ведущими экономистами всего мира. К примеру, профессор

Сиэтлского университета Пол Хейн (США) выдвинул следующее определение

прибыли: “Прибыль - это чистый доход сверх обычной  нормы дохода за счёт

доступных инвестиционных возможностей”.  За рубежом очень  часто в определении

прибыли используется термин “инвестиции”. Так появилось  понятие будущей

прибыли, т.е. такой прибыли, которая будет получена в будущем вследствие

внесения своевременных  инвестиций, связанных, к примеру, с  закупкой нового

оборудования, машин, транспортных средств, с капитальными вложениями и т.д.,

что позволяет  увеличить размер основного капитала (основных средств).

Источниками инвестирования могут служить как банковские кредиты, частные

капиталы, так и  средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других.

Такие средства могут  быть представленя как в виде прямых ссуд, так и в виде

приобретаемых акций, либо   в виде  вложения средств  с целью получения

прибыли и т.д..

Другое определение  прибыли было высказано П.Р. Рубинфельдом: “Под прибылью

понимается конечный результат хозяйственной деятельности предприятия (фирмы,

компании, корпорации и т.д.). Для всех фирм обязательным условием является

максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен

предельным издержкам”. Здесь определение прибыли дано через предельные

издержки.

Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долгосрочный

период. Максимизация прибыли подразумевает под собой  задачу планирования

прибыли на некоторый  срок вперёд, что является довольно сложной задачей на

сегоднешний день.

                        2. Факторы, влияющие на прибыль.                       

Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает  под собой изучение

экономических условий  её формирования. Экономические условия  могу быть как

внутренними, так  и внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина

и относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести такие как:

инфляция, изменения  в законодательствах и нормативных  документах в области

ценообразования, кредитования, налогооблажения предприятий, оплаты труда

работников и  др.. К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к

примеру, можно  отнести количество работников на предприятии, сокращая

количество которых, можно тем самым увеличивать  или уменьшать затраты на

заработную плату, что в свою очередь может повлиять на величину валовой

прибыли и соответственно на величину чистой прибыли.

Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить  как бы на две группы.

В первую группу относят  так называемые основные факторы, которые

непосредственно влияют на обьём прибыли торгового  предприятия. К ним

относятся:

1. Прибыль (убыток) от реализации товаров.

2. Прибыль (убыток) от неторговой деятельности предприятия.

3. Сальдо доходов  и расходов по внереализационным  операциям.

4. Прибыль (убыток) от реализации основных производственных  средств.

Ко второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы:

1. Объём продажи  товаров.

2. Розничные цены  на реализуемые товары.

3. Издержки обращения.

4. Фондовооружённость  работников.

5. Налогоёмкость  предприятия.

6. Численность  работников предприятия.

7. Оборачиваемость и состав капитала.

8. Затраты, относимые  на прибыль.

Если говорить насчёт основных факторов, влияющих на прибыль, то можно

сказать, что на практике валовая (балансовая) прибыль  в основном создаётся за

счёт прибыли  от реализации товаров, но она может быть увеличена (уменьшена)

на величину прибыли  от неторговой деятельности предприятия, на величину

выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным

операциям, на величину прибыли, полученной от реализации основных фондов

(причём прибыль (убыток) от реализации основных фондов представляет собой

разность между  продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной

стоимостью с  учётом переоценок, вызванных инфляцией. Если выявлено превышение

первоначальной  стоимости и понесённых затрат, связанных с выбытием основных

фондов и иного  имущества, над суммой выручки от реализации, то соответственно

на величину этого  превышения уменьшается валовая  прибыль предприятия. Если

наоборот, сумма  выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по

выбытию основных фондов и иного имущества, валовая  прибыль увеличивается на

эту разницу).

Взаимозависимые факторы также как и основные сильно влияют на величину

прибыли. Эти факторы  не случайно получили такое название. Их особенность

состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает

влияние других факторов из этой группы. Поэтому, разделив подсистему

взаимозависимых факторов на отдельные элементы - показатели, можно выявить

степень влияния  каждого из них на прибыль на основе применения методов и

приёмов экономико-математического  анализа. Сначала оценивается влияние

каждого из них  на величину прибыли, а затем их комплексное  влияние. Используя

комплексный метод  анализа можно выявить следующие  необходимые  условия для

нормального функционирования и развития предприятия:

Т  >  Т   >  Т  >  Т  >  Т ,

где Т   - темп роста прибыли, Т   - темп роста  товарооборота, Т   - темп

роста издержек обращения, Т   - темп роста фондовооружённости работников, Т

- темп роста  численности работников.

Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путём их

последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия

может характеризоваться  не только ростом товарооборота и  прибыли, но и

повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала

и др..

К примеру, издержки обращения в розничной торговле сильно зависят от размеров

заработной платы  работникам, различных отчислений во внебюджетные фонды.

Снижение издержек обращения влечёт соответственно снижение заработной платы и

разного рода отчислений. Это в своём роде может увеличить  размеры прибыли, но

в то же время может  подорвать у работников стимул к  работе и очень сильно

снизить производительность труда, что может  привести к очень  большим

затратам на восстановление работоспособности персонала. В зарубежной практике

на этот счёт используется система стимулирования работников, где наряду с

повышением окладов  используется так называемое участие  работников в

хозяйственной деятельности предприятия, в котором подразумевается, что

работники имеют  право на покупку акций предприятий  по льготным ценам, а затем

могут получать дивиденды  по купленным акциям.

Предполагается, что  отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти

быстрее, чем размер его оплаты. Предприятие распределяет ту или иную часть

прибыли не в форме  наличных выплат, а в форме акций  или переводит её на

банковские счета  работников, образуя кредитный фонд, который предприятие

пускает в оборот,  что в какой-то мере снижает потребность  в заёмных

средствах, при этом сокращаются затраты на выплату процентов по банковским

кредитам.

Величина прибыли  в торговле также зависит от объёмов  спроса на товары и их

предложения. Снижение спроса на товары может привести как  к уменьшению

валового дохода от реализации,  так и к сокращению валовой прибыли.

Регулятором соотношения  спроса и предложения на рынке  выступают розничные

цены товаров. При  низких ценах на товары объём спроса на них больше, а при

высоких - меньше, поскольку существуют более дешёвые заменители этих товаров.

По мере увеличения объёмов продаж норма прибыли  растёт, затем рост её

замедляется и  наконец она стабилизируется  или снижается, что зависит от

свойств определённых групп товаров.

Таким образом  на прибыль влияют два взаимозависимых фактора: издержки

обращения и объёмы продаж товаров. Остальные факторы  также непосредственно

влияют на прибыль  и друг на друга.

                      3. Распределение прибыли в торговле.                     

Под рапределением  прибыли понимается порядок её направления, определяемый

законодательством. В условиях рыночной экономики значительная часть прибыли

изымается в виде налогов (38-45% валовой прибыли), которые  государство

использует на пополнение доходов бюджета.

Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” предусмотрено

право предприятиям направлять часть валовой прибыли  на финансирование

капитальных вложений производственного и социального  назначения, а также на

погашение кредитов банков, полученных на эти цели. Это  позволяет уменьшить

фактическую сумму  налога на прибыль, исчисленную без  учёта этой льготы, не

более чем в 2 раза. Кроме того, законом разрешено  за счёт валовой прибыли

покрывать расходы, которые связанны с погашением кредитов коммерческих

банков, полученных на финансирование  капитальных вложений. Если предприятие

эти кредиты использует не по целевому назначению, то полученная от их

использования прибыль  подлежит налогооблажению в установленном  порядке.

Распределение прибыли  базируется на соблюдении трёх основных принципов:

1. Обеспечение  материальной заинтересованности  работников в достижении

наивысших результатов  при наименьших затратах;

2. Накопление собственного  капитала;

3. Выполнение обязательств  перед государственным бюджетом;

Информация о работе Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятий торговли