Прибыль и рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание

В реальной же экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод. Конкретные формы проявления прибыли тесно связаны с национальным регулированием экономики. При изучении вопроса следует обратить внимание на то, что в настоящее время используется несколько понятий прибыли: бухгалтерская валовая, прибыль до налогообложения, чистая и т. д.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 69.10 Кб (Скачать документ)

Минимальный объем реализации Qmin покрывающий затраты на производство и реализацию (EBIT = 0), т. е. точку безубыточности, в единицах продукции определяют:

Qmin = F/(P-a),                                                                                         (2.10)

Bmin=F/(1-b), где                                                                                      (2.11)

Q – количество единиц продукции;

Р – цена единицы продукции;

F – расходы постоянные;

V – расходы переменные;

а – величина переменных затрат в цене единицы продукции;

b – доля переменных затрат в базовой выручке.

Величина прибыли при  запланированных объемах производства и реализации будет равна:

EBIT=PQ - F - a * Q, где                                                                         (2.12)

EBIT – прибыль до уплаты процентов и налогов.

Помимо рассмотренного математического  метода анализа безубыточности рекомендуется  рассмотреть маржинальный метод, в  основе которого лежит маржинальная прибыль.

Маржинальная прибыль  представляет собой превышение выручки  над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Маржинальный подход лежит в основе управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач повышения конкурентоспособности производимой продукции. Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение показателей маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации продукции или пересмотра ассортиментной политики.

Удельная маржинальная прибыль (GMgm) – это производный показатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции:

GMgm = р - а, где                                                                                   (2.13)

GMgm – удельная маржинальная прибыль;

Р – цена единицы продукции;

а – переменные затраты в единице продукции.

Коэффициент маржинальной прибыли – это отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации. Он показывает, какая доля выручки от реализации используется на покрытие постоянных затрат в формирование прибыли.

Коэффициент маржинальной прибыли  рассчитывается как доля маржинальной прибыли в выручке от реализации (S):

KGM = GM/S.                                                                                           (2.14)

Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. В абсолютном выражении расчет представляет разницу между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности.

  1. В абсолютном выражении:

Зфин = Qплан - Qmin                                                                                                                                  (2.15)

  1. В относительном выражении:

Зфин = (Qплан - Qmin) / Qплан                                                                                                            (2.16)

Показатель финансовой прочности, рассчитанный в относительном выражении как доля от прогнозируемого объема реализации, используется для оценки производственного риска, т. е. потерь, связанных со структурой затрат на производство.

  1. В стоимостном выражении:

Зфин = Qплан * Р - Qmin* Р, где                                                                (2.17)

Р – цена изделия.

Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для  предприятия.

Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия предпринимаемых мер [15,87].

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Прибыль – чистый доход предприятия; сумма превышения доходов предприятия над его расходами; результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия; источник развития предприятия.

При планировании, учете и анализе различают  следующие виды прибыли: валовая (балансовая) прибыль; прибыль от реализации продукции (работ, услуг); прибыль от реализации основных фондов и иного имущества  предприятия; прибыль от внереализационных  операций; чистая прибыль.

Конечным  финансовым результатом хозяйственной  деятельности предприятия является балансовая прибыль.

При рассмотрении прибыли как конечного финансового  результата хозяйственной деятельности следует иметь в виду, что не вся получаемая прибыль остается предприятию, так как подвергается обложению налогом.

Распределение чистой прибыли отражает процесс  формирования фондов и резервов предприятия  для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

К важнейшим  факторам роста прибыли относятся: рост объема производства и реализации продукции; внедрение научно-технических  разработок; снижение себестоимости; улучшение  качества продукции.

Предприятия планируют прибыль от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), от реализации имущества (элементов  основных фондов, материальных и оборотных  средств, нематериальных активов, ценных бумаг) и имущественных прав, от внереализационных  операций. Основные методы планирования прибыли от реализации продукции – метод прямого счета и аналитический метод.

Если  предприятие получает прибыль, оно  считается рентабельным. Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут  оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей.

Рентабельность – доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности

Основные  показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: рентабельность продукции; рентабельность вложений предприятия; общая рентабельность вложений; рентабельность реализованной продукции; рентабельность активов; рентабельность собственного капитала; рентабельность продаж (оборота); рентабельность инвестиций.

Показатели  рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма  с каждого рубля средств, вложенных  в активы предприятия. Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Таким образом, прибыль – конечный финансовый результат 
предпринимательской    деятельности;    рентабельность – доходность, прибыльность предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Баранникова Н.П., Ковалева А.М. Финансы и кредит: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 512 с.
  2. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий): учебник. – М.: КноРус, 2007. – 597 с.
  3. Грибов В.Д., Грузимов В.П., Кузьменко В.А. Экономика предприятия: учеб. пособие для ссузов. 2-е изд.,  стер. – М.: КноРус, 2009. – 416 с.
  4. Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 479 с.
  5. Девяткин О.В., Волков О.И. Экономика предприятия: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА -М, 2003. – 601 с.
  6. Дайле А., перевод с немецкого под редакцией Лукашевича М.Л., Практика контролинга: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 336 с.
  7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебник для студ. вузов. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2007. – 414 с.
  8. Кантора Е.Л. Экономика предприятия: учеб. пособие. – Спб.: Питер, 2003. – 352 с.
  9. Ковалев В.В. Финансы предприятий: учебник. – М.: Проспект, 2003. – 352 с.
  10. Ковалева А.М. Финансы: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 413 с.
  11. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент: учебник для студ. вузов. – М.: ИНФА- М, 2007. – 282 с.
  12. Ляпунов С.И., Попов В.М. Бизнес-планирование: учеб. для  студ. экон. вузов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 670 с.
  13. Мамедов О.Ю. Современная экономика: конспект лекций. 2-е изд. – М.: Феникс, 2004. – 224 с.
  14. Нешитой А.С. Финансовый практикум: учеб. пособие для студ. вузов. 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Дамков и К, 2009. - 206 с.
  15. Никольская Э.В. Прибыль и рентабельность предприятия – залог успеха их деятельности. / под ред. Гаврилова Т.В. – М.: Хозяйство и право, 2008. – 160 с.
  16. Остапенко В.В. Финансы предприятий: учеб. пособие. 4-е изд., испр. и доп. – М.: ОМЕГА-Л, 2007. – 301 с.
  17. Прудников В.М., Скляренко В.К. Экономика предприятия: учеб. для студ. вузов. – М.: ИНФА-М, 2008. – 527 с.
  18. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов. 3-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 573 с.
  19. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с.
  20. Экономика предприятия. / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. Проф. Швандера В. А. – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 717 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия