Прибыль и рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание

В реальной же экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод. Конкретные формы проявления прибыли тесно связаны с национальным регулированием экономики. При изучении вопроса следует обратить внимание на то, что в настоящее время используется несколько понятий прибыли: бухгалтерская валовая, прибыль до налогообложения, чистая и т. д.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 69.10 Кб (Скачать документ)

Рентабельность – доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности [7, 235].

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  1. рентабельность продукции – показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие  показатели:

  1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);
  2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
  3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
  4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.
  5. рентабельность вложений предприятия – это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:

  1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется. Рассчитывается по формуле (2.1).

  , где                                                                                             (2.1)

R – общая рентабельность;

Пб – балансовая прибыль (убыток);

Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

  1. Рентабельность реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности и рассчитывается по формуле (2.2).

, где                                                                                         (2.2)

R – рентабельность реализованной продукции;

Пр – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Z – затраты на производство продукции (полная ее себестоимость).

  1. Рентабельность активов. Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы, и рассчитывается по формуле (2.3).

                                           (2.3)

Причинами ухудшения рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.

Ускорение оборачиваемости  можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть  возможность:

- продажи или списания  неиспользуемого или неэффективно  используемого оборудования, уменьшения  непроизводственных активов;

- снижения запасов сырья  и материалов, незавершенного производства, готовой продукции;

- уменьшения дебиторской  задолженности.

Рентабельность активов  может быть интерпретирована как  доход, который генерируется  собственным  и заемным капиталом, т.е. средствами, инвестированными в бизнес. Для проведения подобного анализа удобно представлять баланс в несколько модифицированном виде. В левой части подобного  баланса находятся «чистые активы», т.е. долгосрочные (внеоборотные) активы за вычетом амортизации и чистый оборотный капитал. Величина последнего определяется как разность между  оборотными активами и текущими обязательствами  за вычетом краткосрочных займов [13, 52-53].

  1. Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже и рассчитывается по формуле (2.4).

                                     (2.4)

  1. Рентабельность продаж (оборота) показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции, рассчитывается по формуле (2.5).

                                            (2.5)

На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные  факторы. Основными факторами ее снижения являются:

- рост затрат на производство  и реализацию продукции;

- падение объемов реализации.

  1. Рентабельность инвестиций – способ оценки «мастерства» управления инвестициями, рассчитывается по формуле (2.6).

                (2.6)

Любые расчеты нормы прибыли  несут в себе те или иные допущения  и условности. В идеале следует  анализировать все доступные  показатели нормы прибыли. Большинство  их имеет сходную направленность изменений, которая обусловлена движением прибыли – наиболее подвижного компонента в формулах расчета рентабельности [5, 44].

Общая рентабельность – определяются как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному, говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов * 100 и деленной на активы.

Уровень общей рентабельности – это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации,  исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора:  рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Рентабельность оборота  отражает зависимость между валовой  выручкой (оборотом) предприятия и  его издержками и исчисляется по формуле:

Рент. ОБ. = Приб. до нач.% *100 / Валовая Выручка                          (2.7)

Чем больше прибыль по сравнению  с валовой выручкой  предприятия, тем больше рентабельность оборота.

Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

Число ОБ. Капитала = Валовая Выручка / Активы                             (2.8)

Чем выше валовая выручка  фирмы, тем больше число оборотов ее капитала.

В итоге следует, что

Уровень Общей Рент. = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала                   (2.9)

Связь между тремя ключевыми  индикаторами представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Уровень общей рентабельности

Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую  характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия  и выпускаемой им продукции. Главным  из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы  прибыли к производственным фондам.

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и  уровень рентабельности. Эти факторы  можно подразделить на внутренние и  внешние. Внешние – это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Задача экономического анализа  по рентабельности – выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат  и отражаются в бухгалтерском  балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно  рассматривать как результат  воздействия технико-экономических  факторов, а значит как объекты  технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов [12, 450-453].

Рентабельность является результатом производственного  процесса, она формируется под  влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных  изделий. Общую рентабельность предприятия  необходимо рассматривать как функцию  ряда количественных показателей – факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции.

2.2 Расчет порога рентабельности

Существует определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли».

Анализ безубыточности (анализ соотношения «затраты – объем производства – прибыль», CVP-анализ) в настоящее время широко используется для определения:

• критического объема производства для безубыточной работы;

•зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;

• запаса финансовой прочности предприятия;

• оценки производственного риска;

• целесообразности собственного производства или закупки;

• минимальной договорной цены на определенный период;

• планирования прибыли и т. д.

Анализ безубыточности основан  на ряде допущений. Во-первых, затраты можно разделить на постоянные и переменные. Ряд затрат предприятия может содержать как переменную, так и постоянную части - так называемые смешанные затраты (к ним чаще всего относятся расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Следует также учитывать, что сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов производства.

Во-вторых, зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

Известно, что соотношение  переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату.

В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий.

В-четвертых, объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.

Данные допущения соответствуют  условиям массового производства с  достаточно непродолжительным производственным циклом, что дает возможность широкого применения анализа безубыточности на таких предприятиях. Не могут опираться на подобный анализ в финансовом планировании предприятия авиастроения, судостроения, производители уникальной продукции.

Основной составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки»).

Точка безубыточности – это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

При расчете точки безубыточности надо учитывать, что в модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, в то время как  на практике функция затрат носит  нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в  нескольких местах. Поэтому анализ должен точно очерчивать границы  роста объемов производства, когда  допущения линейного характера  зависимости оправданы производственными  условиями [12, 564-568].

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия