Прибыль как источник формирования финансовых ресурсов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основе теоретического материала, на основе обобщения законодательных и нормативных документов изучить основные оценочные показатели деятельности предприятия (прибыль и рентабельность), а также изложить методику планирования прибыли различными способами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
Понятие прибыли и принципы ее формирования
6
Факторы, влияющие на прибыль
13
Виды прибыли, их характеристика
Принципы распределения и использования прибыли предприятия
15
18
2 АНАЛИЗ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 20
2.1 Основные направления анализа прибыли и валового дохода предприятия 20
2.2 Комплексная увязка валовой прибыли предприятия и показателей, обеспечивающих ее достижение 26
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКО

Работа состоит из  1 файл

прибыль предприятия.docx

— 104.10 Кб (Скачать документ)

       Анализ  валового дохода начинается с оценки абсолютных величин. Без абсолютных величин в анализе, как и в  бухгалтерском учете, статистике, обойтись нельзя. Но если в бухгалтерии они  являются основными измерителями, то в анализе они используются для  исчисления средних и относительных  величин. Относительные величины более  наглядны и лучше демонстрируют  тенденции в изменении исследуемых  показателей. Не менее важное значение в процессе анализа имеют средние  величины. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного к закономерному. Без них почти  невозможно сравнить изучаемые признаки по разным совокупностям, охарактеризовать изменение варьирующего показателя. Они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний. В анализе применяют  следующие формы средних: среднюю  арифметическую, среднюю гармоническую, взвешенную, среднюю хронологическую  моментного ряда. В процессе анализа  валового дохода устанавливается степень  соответствия фактических (ожидаемых) значений прогнозным (плановым), выполнения заданий по валовому доходу. В ходе анализа определяется динамика валового дохода, устанавливаются причины  его роста или снижения. В связи  с тем, что существуют определенные расхождения в формировании цен  на продукцию, закупаемую из различных  источников. Если предприятие в состоянии  обеспечить максимальную механизацию  учета, тогда наблюдения за развитием  валового дохода необходимо провести по каждому источнику поступления  продукции и сырья, по каждому  договору, что позволит создать возможность  для стратегического управления процессом формирования валовых  доходов.

       Анализ  валового дохода на хозрасчетных заготовительных  предприятиях осуществляется в определенной последовательности, т. е. по заранее  составленному плану. Без глубокого  и всестороннего анализа валового дохода, его структуры за отчетный период нельзя правильно обосновать размер аналогичных показателей  на планируемый год.

       На  первом этапе экономического анализа  валового дохода подбирают и систематизируют  всю имеющуюся информацию о заготовительном  обороте, доходах, издержках обращения  и прибыли, проверяют их достоверность  и сопоставимость базовых, плановых и отчетных показателей, разрабатывают  макеты таблиц. На этом этапе анализа  оценивается динамика и степень  выполнения плана валового дохода по сумме и уровню, измеряется качественная структура дохода, размер среднего уровня валового дохода исследуемого предприятия сравнивается с достигнутым  уровнем конкурентов и т. п. [9,c. 254]

       На  втором этапе анализа производятся все расчеты, которые позволяют  оценить степень влияния каждого  фактора на сумму и уровень  валового дохода. Имеются следующие  основные факторы, определяющие сумму  и уровень валового дохода: объем  и структура заготовительного оборота (оборота реализации); средний уровень  валового дохода по исследуемому предприятию; качество и сроки хранения закупаемых и реализуемых продуктов и  сырья, особенно картофеля, плодово-овощной  и дикорастущей продукции; экономическая  конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции (уровень закупочных, отпускных  и розничных цен); уровень коммерческой деятельности заготовительного предприятия  и др.

       При анализе особое внимание следует  уделить расчету влияния основных факторов на сумму и уровень валового дохода. К основным факторам, оказывающим  воздействие на размер валового дохода, относятся: объем и ассортиментная структура заготовительного оборота, уровень валового дохода, структура  заготовительного оборота и др.

       Общая тенденция развития валового дохода заготовительного предприятия соответствует  оптимальному соотношению валового дохода и заготовительного оборота:

       I в.д. > Iт (2.1)

       Влияние изменения объема заготовительного оборота на сумму валового дохода ( ) рассчитывается по следующей формуле:

         (2.1)

       где ЗО1, ЗО0 - соответственно отчетный и базисный объем заготовительного оборота;

       УВДо  - базисный уровень валового дохода, % к заготовительному обороту.

       Влияние среднего уровня валового дохода на его  сумму ( ) определяется следующим образом:

         (2.2)

       где ВД1’ -уровень валового дохода отчетного периода, % к заготовительному обороту.

       Значительное  влияние на валовой доход оказывает  изменение структуры заготовительного оборота. Увеличение в заготовительном  обороте доли продукции с более  высоким уровнем доходности ведет  к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот. Влияние изменения  структуры заготовительного оборота  на уровень валового дохода определяют методом процентных чисел с применением  приема разницы.

       Завершающим этапом анализа валового дохода являются расчет упущенных возможностей в  росте валового дохода, оптимизация  его качественного показателя (пропорции  между выгодой и расходами), а  также разработка мероприятий, которые  должны составить основу плана предприятия. Кроме этого, на данном этапе производятся изучение и оценка сложившегося уровня валового дохода по сравнению с аналогичным  показателем у конкурентов, а  также среднеотраслевым, региональным, рыночным и выявляются причины, по которым  данное предприятие проигрывает  или выигрывает у конкурентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       В таблице 2.1 и приведена информация о динамике уровня валовых доходов Белкоопсоюза в разрезе отдельных олбпотребсоюзов. 

       Таблица 2.1 - Динамика уровня валового дохода Белкоопсоюза в разрезе ОПС за 2007 - 2010 гг. % 

Облпотребсоюзы  
2007
 
2008
 
2009
 
2010
Отклонение (+;-)
2010 от 2007 2010 от 2008 2010

от 

2009

Брестский 22,47 20,78 17,59 18,65 -3,82 -2,13 +1,06
Витебский 22,87 20,93 16,35 14,87 -8,00 -6,06 -1,48
Гомельский 26,60 23,78 22,85 23,34 -3,26 -0,44 +0,49
Гродненский 24,29 21,03 20,43 20,43 -3,86 -0,60 0,0
Минский 23,81 20,32 17,13 16,69 -7,12 -3,63 -0,44
Могилевский 26,57 26,32 21,81 20,27 -6,30 -6,05 -1,54
Итого 24,26 21,82 18,82 18,58 -5,68 -3,24 -0,24
               

 

       Расчеты, представленные в таблице, свидетельствуют  о том, что в отношении развития уровня валового дохода, как в целом  по Белкоопсоюзу, так и по отдельным  его подразделениям, наметилась устойчивая тенденция снижения анализируемого показателя.

       Уровень валового дохода потребительской кооперации в 2007 году составлял 24,26%, в 2008 году он снизился на 2,44%, в 2009 году на 3,0%, в 2010г. на 1,54% и  составил 18,58%. Общий размер снижения за три года составляет 5,68%.

       По  большинству облпотребсоюзов наблюдается  аналогичная тенденция развития данного показателя с 2007 по 2010г.г. Исключение составляют Брестский и Гомельский облпотребсоюзы по которым в 2010г. имеет  место повышение уровня валового дохода по сравнению с 2009г. на 1,06 и 0,49% соответственно.

       Наибольший  уровень валового дохода заготовительной  деятельности в 2007 году – 26,60% и 26,57% имели  место в Гомельском и Могилевском  облпотребсоюзах. В 2008 году наибольшее значение данного показателя составляло 26,32 и 23,78% в этих же облпотребсоюзах. В 2009 году Могилевский (21,81%) и Гомельский (22,85%) облпотребсоюзы снова занимают лидирующее положение, но при этом максимальные значения существенно уступают показателям 2007 года. в 2010г. наибольшими уровнями валовых доходов характеризуются Гродненский и Могилевский облпотребсоюзы.

       Наименьшим  уровнем валового дохода заготовительной  деятельности в 2007 году – 22,47 и 22,87% характеризуются  Брестский и Витебский облпотребсозы; в 2008 году – 20,32 и 20,78% Минский и Брестский; в 2009 году – 16,35 и 17,35% Витебский и  Минский облпотребсоюзы, в 2010г. –  также Витебский и Минский  – 14,87 и 16,69% соответственно.

       Снижение  уровня валового дохода снижает степень  эффективности и уровень конкурентоспособности  организаций, так как отрицательно влияет на конечные финансовые результаты заготовительной деятельности облпотресоюзов. Основной причиной снижения уровня валового дохода является невыполнение плана  по закупкам отдельных видов продукции  и сырья, снижение качества закупаемой продукции и др.  
 

       
    1.  Комплексная увязка валовой прибыли предприятия и показателей, обеспечивающих ее достижение
 
 

       Процесс планирования прибыли торгового  предприятия должен завершаться  комплексной увязкой ее суммы  с системой формирующих ее показателей: объемом товарооборота, издержками обращения, валовым доходом (ценовой  политикой).

       Сумма валового дохода, необходимого предприятию  для получения запланированной  суммы валовой прибыли, покрытия издержек обращения и уплаты налога на добавленную стоимость, составит:

       ВДп = (ВПп + И0п)/(1-Сндс) (2.3),

       где ВДп — сумма валового дохода предприятия в планируемом году, руб.;

       ВПп — сумма валовой прибыли предприятия  в планируемом году, руб.;

       ИОп — сумма издержек обращения предприятия в планируемом году, руб.;

       Сндс  — установленная законодательством (расчетная) ставка налога на добавленную  стоимость (выраженная десятичной дробью).

       Планируемая на будущий год сумма издержек обращения торгового предприятия  может быть рассчитана по формуле:

       ИОп = ИОпост.ф + Уперм.ф Тп (2.4),

       где ИОп— сумма издержек обращения предприятия в планируемом году, руб.;

       ИОпост.ф — фактическая сумма условно- постоянных издержек обращения предприятия в отчетном году, руб.;

       Тп — объем товарооборота предприятия в планируемом году, руб.;

       Уперм.ф— уровень условно-переменных издержек обращения предприятия в отчетном году (выраженный десятичной дробью).

       Плановый  объем товарооборота является завершающим  показателем в комплексной увязке показателей, обеспечивающих предприятию  получение необходимой суммы  прибыли. Он рассчитывается по следующей  формуле:

       Тп = ВДп / Ут.н.п.

       где Тп — объем товарооборота предприятия в планируемом году, руб.;

       ВДп — сумма валового дохода предприятия в планируемом году, руб.;

       Ут.н.п. — средний уровень торговой надбавки, % к розничному товарообороту в планируемом году, выраженный десятичной дробью.

       На  основе взаимосвязи суммы прибыли  торгового предприятия с объемом  товарооборота, валовым доходом (торговыми  надбавками) и издержками обращения  можно выделить роль отдельных факторов ее формирования и обеспечить эффективное  управление этим процессом. Изменяя  значение одного из показателей этой взаимосвязи, можно разработать  хозяйственную стратегию предприятия  на планируемый год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Прибыль как источник формирования финансовых ресурсов предприятия