Прибыль предприятия: формирование, распределение и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: дать количественную оценку причин, вызывающих изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли, выявить тенденции и пропорции, сложившиеся, в распределении прибыли, а также выявить влияние использования прибыли на финансовое положение предприятия.
Основная задача анализа формирования, распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы прибыли 7
1.1 Сущность прибыли и ее виды 7
1.3 Источники формирования прибыли на предприятии 18
1.2 Распределение прибыли и её использование 20
2 Анализ прибыли и ее использования на ООО «Трэк» 25
2.1 Цель, задачи и виды анализа прибыли предприятия 25
2.2 Анализ формирования, распределения и использования прибыли на ООО «Трэк» 28
2.2.1 Задачи анализа распределения и использования прибыли и источники информации 28
2.2.2 Технико-экономическая характеристика ООО «Трэк» 31
2.2.3 Анализ состава и динамики балансовой прибыли 34
2.2.4 Анализ налогооблагаемой прибыли 37
2.2.5 Анализ формирования чистой прибыли 39
2.2.6 Анализ распределения и использования чистой прибыли 41
2.2.7 Анализ влияния использования прибыли на финансовое положение предприятия 43
3 Пути повышения прибыли предприятия 48
Заключение 51
Список использованных источников 52
Приложение А − Модель хозяйственного механизма предприятия 53
Приложение Б − Исходные данные для анализа рентабельности 54

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.docx

— 149.04 Кб (Скачать документ)

 Существуют следующие виды анализа прибыли предприятия:

1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной  деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы  изменения ее суммы. Для этого  выручку необходимо скорректировать  на средневзвешенный рост цен на продукцию  предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост  в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый  период.

2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг.

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

а) объема реализации продукции;

б) структуры продаж;

в) себестоимости единицы продукции или услуг;

г) уровня среднереализационных цен.

3 Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен.

Одним из наиболее существенных факторов, определяющих финансовые результаты, является ценовая политика предприятия  на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия,

Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение кратко- и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.). При этом она должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров.

В процессе анализа необходимо сопоставлять фактический уровень цен анализируемого предприятия на внутреннем и внешних рынках со среднерыночными ценами и ценами конкурирующих предприятий и установить, насколько гибкую ценовую политику оно проводит.

Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы:

− качество реализуемой продукции;

− рынки сбыта продукции;

− конъюнктура рынка;

− сроки реализации;

− инфляционные процессы.

4 Анализ инвестиционных и прочих внереализационных доходов и расходов.

Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов  деятельности, не связанных с реализацией  продукции. Это прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.

К инвестиционнчмм доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях и т.д.

Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов) и т.д.

Внереализационные доходы и расходы – это безвозмездно полученные (переданные) активы; прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий и т.д.

В процессе анализа изучаются  состав, динамика, выполнение плана  и факторы изменения суммы  полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

5 Анализ показателей рентабельности предприятия.

Рентабельность – это  относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

− показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

− показатели, характеризующие рентабельность оборота;

− показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

6 Методика определения резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

Резервы увеличения суммы  прибыли определяются по каждому  виду продукции. Основными их источниками  являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т. д.

 

Рисунок 4 – Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции

 

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р­П) и снижение ее себестоимости (Р¯С).

7 Анализ использования прибыли на предприятии.

Для анализа используются закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.

В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли и ее использование на предприятии.

В процессе анализа необходимо изучить динамику и выполнение плана по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными бюджета и прошлых лет, после чего выясняют причины отклонения от бюджета по каждому направлению использования прибыли

При этом необходимо изучить  динамику доли прибыли, которая идет на выплату дивидендов держателям акций и самофинансирование предприятия, а также динамику таких показателей, как сумма реинвестированной прибыли на одного работника, сумма выплат из прибыли на одного работника, процент обновления материально-технической базы предприятия. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше среднего уровня для данной отрасли, то для развития предприятия существуют перспективы.

Особое внимание необходимо уделить дивидендной политике предприятия, которая оказывает большое влияние  не только на структуру капитала, но и на инвестиционную привлекательность  субъекта хозяйствования. Если дивидендные  выплаты достаточно высокие, это  один из признаков того, что предприятие  работает успешно и в него выгодно вкладывать капитал. Но если при этом малая доля прибыли направляется на обновление и расширение производства, то ситуация может измениться.

В процессе анализа изучают  динамику дивидендных выплат, курса  акций, чистой прибыли на одну акцию  за ряд лет, определяют темпы их роста  или снижения, а затем производят факторный анализ изменения их величины [14, c. 507].

2.2 Анализ формирования, распределения и использования прибыли на ООО «Трэк»

2.2.1 Задачи анализа распределения и использования прибыли и источники информации

  Основная задача анализа распределения  и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

Обобщенную  характеристику хозяйственной  деятельности предприятий  в условиях рыночной экономики дают величина чистой  прибыли и показателей финансового  положения. Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчетного периода; нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода. Непосредственно по данным формы №2 могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов: прибыль (убыток) от финансовых и прочих операций; прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей (чистая прибыль); валовый доход от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Отчетность о финансовых результатах  содержит важнейшие показатели эффективной  хозяйственной деятельности предприятия. Эти данные наряду с балансом организации  составляют основную информацию, необходимую  организациям, взаимодействующим с  организацией, акционерам, дебитором  и кредиторам, банком, налоговым  органам. Поэтому в составе квартальной и годовой бухгалтерской отчетности организации представляют отчет о прибылях и убытках за соответствующий период, форму №2.

Определение валового дохода от реализации продукции (работ, услуг).

Валовый доход – показатель эффективности  работы производственных подразделений.

Определение прибыли от реализации продукции.

Прибыль от реализации есть показатель экономической эффективности основной деятельности предприятия, т.е. производства и реализации продукции (работ, услуг) торговой деятельности.

Определение результата от финансовых и прочих операций и прибыли от финансово-хозяйственной деятельности (основной, финансовой и прочей деятельности).  Результат (прибыль или убыток) от финансовой и прочей деятельности определяется алгебраическим (с учетом знака) сложением  процентов к получению и уплате, доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и расходов, в том числе от прочей реализации, т.е. продажи основных средств,  нематериальных активов и иных материальных ценностей.

Прибыль от основной, финансовой и  прочей деятельности есть сумма результатов  от реализации продукции и от финансовой и прочей деятельности.

 Определение общей балансовой прибыли.

 Балансовая прибыль есть показатель экономической эффективности всей хозяйственной деятельности.

 Определение прибыли, оставшейся  в распоряжении предприятия, т.е.  чистой прибыли. Чистая прибыль  определяется вычитанием из балансовой  прибыли величины налогов. Для налогообложения балансовая прибыль корректируется в соответствии с налоговым стандартами (Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, и другими.). Надо отметить, что понятие чистой прибыли в России не соответствует понятию чистой прибыли по международным стандартам, «наша» чистая прибыль по сути не является чистой, а включает в себя значительные расходы (фонды потребления, социальной сферы и т.д.), что недопустимо по западным стандартам.

 Определение нераспределенной прибыли, включаемой в бухгалтерский баланс. Такая прибыль определяется вычитанием из чистой прибыли, дивидендов  и процентов по  кредитам.

Строки 010-050 заполняются по данным учета реализованной готовой продукции. В частности, по стр. 010 «Выручка  от реализации продукции» показывается выручка от реализации за вычетом из нее суммы НДС, акцизов и других обязательных платежей в соответствии с определением момента реализации методом, принятым в учетной политике организации. По стр. 020 «Себестоимость реализованной продукции» отражаются затраты, связанные с производством продукции (без учета сумм, отражаемых по статье «Управленческие расходы»). При использовании счета 37 «Выпуск продукции» сумма превышения фактической производственной себестоимости выпущенной продукции над нормативной (плановой) себестоимостью, списанная на дебет счета 46 «Реализация продукции», включается в данные стр. 020 (прибавляется перерасход и вычитается экономия).

По статье «Управленческие расходы» (стр. 040) показываются суммы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списываемые с него непосредственно на счет 46 «Реализация продукции». Если организация относит эти расходы на дебет счета 20 «Основное производство», доля этих расходов, относящаяся к реализованной продукции, показывается по строке 020.

По статье «Прочие операционные доходы» (стр. 090) и «Прочие операционные расходы» (стр. 100) отражаются суммы  по операциям, связанным с движением  имущества организации основных средств, материальных запасов, денежных средств, иных ценных бумаг и т.д., учтенных на счетах 47, 48. (приложение 1)

Информация о работе Прибыль предприятия: формирование, распределение и использование