Прибыль предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Одним из основных показателей финансовых результатов деятельности предприятия является прибыль. Реализуя свою продукцию, соизмеряя полученную выручку и с затратами на производство и реализацию продукции, предприятие получает прибыль, которая характеризует степень соответствия индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции, лежащих в основе цен.
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.
Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности сами планируют свою деятельность и перспективы развития исходя из разработанных ими хозяйственных и социальных задач, спроса и предложения товаров и услуг. Незаменимым показателем при текущем планировании производства, а также при определении финансового положения предприятия является показатель рентабельности.
Долгие годы в марксистской экономической литературе прибыль рассматривали как часть стоимости прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства. В странах с развитой рыночной экономикой чаще всего прибыль рассматривают, во-первых, как «безусловный» доход от факторов производства; во-вторых, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность; в-третьих, как монопольный доход.
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что с переходом от административно-командных методов управления экономикой к рыночным значительно изменилась роль прибыли в развитии экономики Беларуси.
Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. Поскольку финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. От прибыли зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти.
Целью данной работы является анализ прибыли предприятия и ее планирования, а также выявление резервов их повышения. В работе использованы теоретические и практические аспекты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть экономическую сущность прибыли в рыночной экономике,
- определить задачи и источники планирования прибыли,
- произвести планирование прибыли избранного предприятия,
- выявить факторы роста прибыли предприятия,
- выявить резервы увеличения прибыли предприятия.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из 3 глав, последовательно раскрывающих тему работы.
Объектом исследования выступило Республиканское унитарное предприятие (РУП) «Новогрудская швейная фабрика».
Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты Республики Беларусь, научные труды и учебные пособия по экономике, экономической теории, анализу хозяйственной деятельности, а также материалы периодической печати. Информационной базой исследования явились первичные данные РУП «Новогрудская швейная фабрика».
При написании работы использовались методы восхождения от абстрактного к конкретного, анализа и синтеза, сочетания индукции и дедукции, логического и исторического, аналитических группировок, математические методы.

Работа состоит из  1 файл

начало.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

         Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.

         Прибыль на предприятии рассматривается  не только как основная цель, но и  как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной. 

                   1.3 Внутренние и внешние факторы прибыли

         Валовая прибыль предприятия, а также  прибыль от реализации зависят от 4 факторов [15, c.121]:

         - изменение объема продаж,

         - изменение структуры продаж,

          - изменение себестоимости продукции,

         - изменение цен на продукцию.

         Для проведения факторного анализа воспользуемся необходимыми данными, представленными в табл. 3.1

         Табл. 3.1 Исходная информация для факторного анализа валовой прибыли и  прибыли от реализации

         Показатель 
         2004г.
         2004г.  пересчитанный на объем в 2005г.
         2005г.
         Объем производства, тыс. ед.
         73,8
         -
         76,7
         Себестоимость ед. продукции, тыс. руб.
         48,4
         -
         55,6
         Цена  единицы продукции, тыс руб.
         58,8
         -
         67,2
         Выручка от реализации, млн. руб.
         4342
         4510
         5157
         Полная  себестоимость, млн. руб.
         3575
         3712
         4270
         Валовая прибыль, млн. руб.
         767
         798
         887
         Коммерческие расходы, млн. руб.
         22
         -
         25
         Прибыль от реализации, млн. руб.
         745
         -
         862
 

         Таким образом, рассчитаем влияние факторов на увеличение валовой прибыли.

         В целом валовая прибыль увеличилась  в 2005г. на 120 млн. руб. или на 15,6%.

         ∆Пв = 887 – 767  = 120 млн. руб.

         совокупное  изменение объема продукции и  структуры продукции позволило  увеличить валовую прибыль на 31 млн. руб.:

         ∆Пв (объем и структура) = 798 – 767 = +31 млн. руб.

         непосредственно за счет увеличения объема продукции  на 2,9 тыс. ед. или на 3,9%, позволило увеличить валовую прибыль на 29,9 млн. руб.:

         ∆Пв (объем) = 767 * (76,7/73,8*100 - 100) / 100  = +29,9 млн. руб.

         соответственно, влияние изменения структуры  продукции составило 1,1 млн. руб.:

         ∆Пв (структура) = 31 – 29,9 = +1,1 млн. руб.

           Полная себестоимость продукции в 200г. увеличилась на 695 млн. руб., такое увеличение оказало отрицательное влияние на валовую прибыль предприятия:

         ∆Пв (себестоимость) = 3712 – 4270 = -558 млн. руб.

         итак, увеличение себестоимости снизило  валовую прибыль на 558 млн. руб.

         Цены на продукцию в 2005г. также увеличились, их влияние составило 647 млн. руб.:

         ∆Пв (цен) = 5157 – 4510 = +647 млн. руб. 

         2. Влияние на прибыль структурных сдвигов

         Очень часто на предприятиях происходит снятие с производства устаревших и малоперспективных видов продукции и освоение новых, прогрессивных и перспективных моделей, типов и видов продукции. Иначе говоря, происходят структурные сдвиги. Они существенным образом влияют на прибыль предприятия. Столь важные изменения нуждаются в специальных исследованиях, ибо они имеют чрезвычайно большое значение не только для теории, но особенно для практики.

         В принципе возможны следующие варианты структурных сдвигов во времени (рис. 4.3):

         первый  вариант — n (при т = 0; L = 0);

         второй  вариант — n + т ( L = 0);

         третий вариант — n + L (т = 0);

         четвертый вариант — т + L ( n = 0);

         пятый вариант — n + т + L .

         Для всех этих вариантов экономический  смысл n , т, L представлен в разделе 4.1. Здесь же напомним, что все  параметры отражают соответственно количество снимаемых с производства, оставляемых в производстве и осваиваемых в производстве позиций продукции.

         m, n, L

         

         Рис. 4.3. Возможные варианты совпадения позиций выпускаемой продукции в базисном и анализируемых периодах 

         Кроме данных о выпускаемых видах продукции  в обоих периодах необходимо иметь  информацию об их объемах, ценах и  себестоимости производства в таком  виде, как это представлено в табл. 4.8 (где т + n + L = 7).

         Таблица 4.8 
      Необходимая информация о выпускаемой продукции и характере структурных сдвигов 

         Период
         Показатели
         Позиция выпу скаемой продукции
         1
         2
         3
         4
         5
         6
         7
         Базовый
         объем производства
         N d 1
         N d 2
         N d 3
         N d 4
         0
         0
         0
         цена 
         Ц d 1
         Ц d 2
         Ц d 3
         Ц d 4
         Ц а5
         Ц а6
         Ц а 7
         себестоимость
         С d 1
         С d 2
         С d 3
         С d 4
         С а5
         С а6
         С а7
         Анализируемый  

          

         объем производства
         0
         0
         N а  3
         N а  4
         N а  5
         N а6 
         N а7 
         цена 
         Ц d 1
         Ц d 2
         Ц а3
         Ц а4
         Ц а5
         Ц а6
         Ц а7
         себестоимость
         С d 1
         С d 2
         С а3
         С а4
         С а5
         С а6
         С а7
         Примечание: здесь т = 2; n = 2; L = 3.

         Расчеты индекса прибыли при структурных  сдвигах следует производить  по тем же параметрическим моделям  типа 4.5 или 4.6 с небольшой разницей, учитывающей эту характерную  особенность производства. Модификации  этих моделей выгладят следующим  образом:

          (4.21)

          (4.22)

         где p с — коэффициент рентабельности производства, учитывающий структурные  сдвиги.

          (4.23)

         Все представленные в формуле 4.23 параметры  имеют тот же экономический смысл, что и в формулах 4.2 и 4.3, но взяты  по конкретным позициям продукции.

         После подготовки всей необходимой информации считывается индекс прибыли, по которому можно судить, насколько удачным оказались проведенные структурные сдвиги. Очень часто при этом результаты расчета отличаются от ожидаемых и порой выглядят парадоксальными. Вот конкретный пример. Пусть предприятие в базовом периоде выпускало и предполагает выпускать в анализируемом периоде три вида сопоставимой продукции (т.е. n = 3 при т = 0 и L = 0). Коэффициент переменных затрат r = 0,3. Остальные исходные данные по видам продукции представлены ниже.

           Базовый период 
         Объем производства, тыс. шт.
         80
         250
         100
         Цена  реализации, руб./шт.
         6,3
         8,7
         10,4
         Себестоимость, руб./шт.
         5,1
         7,2
         12,5
         Анализируемый период
         Объем производства, тыс. шт.
         80
         250
         х
         Цена  реализации, руб./шт.
         6,3
         8,7
         10,4
         Себестоимость, руб./шт.
         5,1
         7,2
         12,5

         Из  приведенных данных видно, что первые два вида продукции рентабельны, их производство и реализация приносят предприятию прибыль (так как цена превышает себестоимость). Иначе обстоит дело с третьим видом продукции. Она убыточна. Производство и реализация каждой единицы такой продукции приносят предприятию убыток в размере 2,1 руб./шт., ибо цена ее реализации ниже себестоимости.

         Возникает вопрос: как поступить предприятию, чтобы повысить прибыльность производства—  Сокращать ли производство убыточной  продукции или, наоборот, увеличивать его— Именно поэтому в строке «объем производства» для анализируемого периода среди исходных данных примера стоит неизвестная величина x .

         Чтобы разрешить этот вопрос, обратимся  к параметрической модифицированной модели. Проведенные расчеты дали следующие результаты:

Объем производства убыточной продукции  x , тыс. шт. 0 25 50 75 100 125 150
Индекс  прибыли  — 1,54 — 0,91 — 0,27 0,36 1,0 1,64 2,27
 

         Из  приведенных данных видно, что с  увеличением производства убыточной  продукции при фиксированных  для этого примера исходных данных индекс прибыли возрастает.

         Если  в базовом периоде предприятие  получило прибыль в размере 

         80000 (6,3 — 5,1) + 250000 (8,7 — 7,2) + 100000(10,4 —  12,5) = 261000 руб., то, изменив объем производства  и реализации третьего вида продукции, прибыль составит:

         при x = 0 > (—1,54) — 261000 = — 401940 руб.;

         при x = 50 > (— 0,27) — 261000 = — 70470 руб.;

         при x = 75 > 0,36 — 261000 = 93960 руб.;

         при x = 100 > 1 — 261000 = 261000 руб.;

         при x = 125 > 1,64 — 261000 = 428040 руб.;

         при x = 150 > 2,27 — 261000 = 592470 руб.

Информация о работе Прибыль предприятия