Проблемы и перспективы функционирования франчайзинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:29, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение функционирования франчайзинговых систем. В соответствии с целью работы поставлены задачи:
- определить сущность и виды франчайзинговых систем;
- раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание

Введение………………………………………..2стр.
Понятие, сущность и развитие франчайзинговых систем…..4стр.
Виды франчайзинга……………………………………………………………..8стр.
Проблемы и перспективы функционирования франчайзинга в России………………………………………………………………………………….13стр.
Заключение……………………………………………………….17стр.
Список литературы…………………………………………...18стр.

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 81.95 Кб (Скачать документ)

                                          СОДЕРЖАНИЕ:

 

  Введение………………………………………..2стр.

  1. Понятие, сущность и развитие франчайзинговых систем…..4стр.
  2. Виды франчайзинга……………………………………………………………..8стр.
  3. Проблемы и перспективы функционирования франчайзинга в России………………………………………………………………………………….13стр.

 Заключение……………………………………………………….17стр.

Список литературы…………………………………………...18стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

Активизация процессов глобализации в настоящее время становится все более очевидной. Данные процессы затронули все сферы деятельности мирового хозяйства, совпав с закономерными  этапами перехода от административно-командной  экономики Российской Федерации  к рыночной экономике.

Переход к рыночной экономике  предполагает развитие различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления  малого бизнеса. Учитывая всю сложность  организации собственного дела традиционным путем, идет активный поиск новых  моделей предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, работающих под  марками широко известных отечественных  и зарубежных компаний. Поскольку  очевидно, что создание сети филиалов или представительств потребовало  бы гораздо более длительного  периода времени и значительных инвестиций, которые в последние  годы имели явную тенденцию к  сокращению, можно предположить, что  в данном случае имеет место какой-то новый способ организации бизнеса, позволяющий российским предприятиям использовать известные торговые марки. Данным способом является франчайзинг.

Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время является одним  из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность  малого бизнеса. Он дает возможность  объединить достоинства малого и  крупного бизнеса. Предприятия, получая  передовые технологии и поддержку  на основе франчайзинга, становятся более  конкурентоспособными.

Любое малое предприятие  может придумать свой бренд, зарегистрировать его, но, чтобы он засиял на рыночном небосклоне восходящей звездой, нужно  вложить немалые средства в создание и пропаганду торговой марки. Необходима широкая рекламная компания, участие в выставках, активная работа коммивояжеров. Это многим малым предприятиям сейчас не по карману. Малым предприятиям проще приобрести права на использование солидного товарного знака в рамках франчайзинга. В этом случае крупная компания-франчайзер предоставляет малому предприятию необходимое оборудование и технологию, организует обучение персонала, а оно обязуется использовать торговую марку только этой компании, независимо, от того, где оно находится - в России или Америке.

Актуальность темы изучения обусловлена тем, что франчайзинговый  бизнес можно рассматривать именно как одну из форм обеспечения эффективного развития международного предпринимательства  в условиях интеграции экономики  Российской Федерации в международном  экономическом пространстве.

Целью данной работы является изучение функционирования франчайзинговых  систем. В соответствии с целью  работы поставлены задачи:

- определить сущность и виды франчайзинговых систем;

- раскрыть проблемы и  обозначить перспективы развития  франчайзинга в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СИСТЕМ.

 

Слово "франчайзинг" происходит от старого французского термина, определяющего  право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог или производство эля. В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли  франшизы на коммерческую деятельность любого типа.

По другим свидетельствам сам Папа Римский для обеспечения  лучшего сбора налогов предоставлял определенным лицам право собирать выплаты в тех или иных географических зонах. Этим "сборщикам" было позволено  удерживать у себя существенную часть  сборов.

Современный франчайзинг  является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье.

Франчайзинг – это система  взаимовыгодных партнерских отношений  крупного и мелкого предпринимательства, объединяющая элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства. Это самостоятельная  форма договорных отношений хозяйствующих  субъектов, имеющих статус юридического лица.

Первым прототипом современной  системы франчайзинга принято считать  систему продаж и обслуживания швейных  машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing Мachine Сompany»  предприниматель и изобретатель Исаак Зингер стал родоначальником  современного франчайзинга. Именно фабрика  Зингера в г. Элизабет, США, первой в мире внедрила методы массового  производства.

При таком огромном производстве, естественно, встали проблемы реализации продукции, обслуживания швейных машин  и замены неисправных деталей. Организовать это централизованно было бы весьма невыгодно, поскольку швейные машины расходились по всему миру. В таких  условиях была задумана и создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам в США и в других странах исключительные права продавать швейные машины и обслуживать их в пределах определенной территории (рис.1).

Это и были, по сути, первые дистриьютерские соглашения с дополнительными  обязательствами франчайзи (дилера) обслуживать машины по первому требованию покупателя.

Франчайзи - физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой.

Франшиза - право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором, соглашением, а также деятельность (производство, оказание услуг и т.п.) осуществляемая с использованием принципа франчайзинга.

 

Рис.1. Модель франчайзинга в  общем построении

 

Именно франчайзинговая  система фирмы Singer послужила образцом и толчком для дальнейшего развития этой системы в ряде других отраслей. Так, в 1898 году фирма General Motors использовала независимые мелкие фирмы, чтобы увеличить дистрибьюторскую сеть способом, не требующим инвестиций. При этом дилер не имел права продавать машины других производителей. От него требовалось также вложить свой собственный капитал в дело, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания и поддержать имидж фирмы – продавца франшиз. Следует отметить, что система продажи автомашин с помощью франшиз ведется и в наше время в ряде стран.

Как считает В.А.Рубе, первопроходцем на франчайзинговом рынке России явилась фирма Kodak, которая открыла здесь в 1988 году первую экспресс-лабораторию1. Другая наиболее распространенная и успешно действующая франчайзинговая система в России – фирма 1С (разработка и обслуживание бухгалтерских программ). И все же наиболее широкое распространение в России франчайзинговая система получила в отрасли быстрого питания.

В 1997 году лидерами российского франчайзингового сообщества была создана Российская Ассоциация Франчайзинга как некоммерческая организация для поддержки и защиты интересов своих членов и в целях создания более благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России.

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

То есть, взаимодействие крупного (корпорации, фирмы) и мелкого  предприятий осуществляется на основе договора франчайзинга.

В экономической литературе различают два типа договорных отношений. Первый получил наибольшее применение в сфере торговли. Суть его состоит  в том, что фирма-франчайзи узко специализирована на реализации одного вида товаров и услуг и получении  фиксированной доли от общего объема продаж. По такой форме договора работает большинство фирм-франчайзи, занимающихся торговлей автомобилями, автосервисом, а также владельцев бензоколонок.

Другой тип договорных отношений значительно сложнее. Мелкая фирма-франчайзи работает не просто под торговой маркой франчайзера, а включается в полный цикл крупной  корпорации, выполняя равные с ней  требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Все это приводит к особой ответственности мелкой фирмы.

При заключении договора франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать мелкую фирму  или бизнесмена, действующих в  рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными  технологиями бизнеса. За это фирма-франчайзи  обязуется предоставлять компании-франчайзеру  услуги в области менеджмента  и маркетинга с учетом местных  условий, а также инвестировать  в эту компанию какую-то часть  своего капитала. Франчайзи обязуются  иметь деловые контакты исключительно  с компанией-франчайзером, а также  вести бизнес в соответствии с  ее предписаниями.

Почти всегда франчайзи выплачивает  единовременный взнос за право пользования  на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме этого взноса франчайзи и его капиталовложений в основные фонды франчайзер может  назначить регулярную плату за рекламу  торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается  в пределах 1 – 5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2 – 3%, но бывает и значительно выше.

 

 

 

 

 

 

 

                                      2.ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

 

   Существуют три основных вида франчайзинга.

1. Товарный франчайзинг  иногда называют «франчайзинг  продукта (торгового имени)». Это  франчайзинг в сфере торговли  на продажу готового товара. В  товарном франчайзинге франчайзором  обычно являются производитель,  продающий законченный продукт  или полуфабрикат дилеру-франчайзи.  Последний осуществляет предпродажное  и послепродажное обслуживание  покупателей продукции франчайзора  и отказывается от продажи  товаров конкурентов. Это правило  является существенным содержанием  взаимоотношений партнеров - франчайзора  и франчайзи-дилера.

Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей  компании права на продажу товаров  с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзора  товары и после этого их перепродает  от имени франчайзора. В отдельных  случаях ведущая компания имеет  отношение и к оплате гарантийных  услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного  франчайзинга характерна узкая специализация  франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.

В США франчайзинги стали  популярными в начале нынешнего  века как способ продажи машин  и бензина. В тот период времени  франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой  подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к  покупателям точно в таком  виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка  компании получали широкое распространение  и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные  компании и компании, производящие бензин, согласно американским законам  не считаются франчайзорами, тогда  как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения  своих товаров. Такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на продажу товаров с ее торговой маркой, называется товарным франчайзингом. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.

2. Производственный франчайзинг  - это франчайзинг на производство  товаров. В этом случае фирма,  владеющая технологией изготовления  некоего продукта, продает местным  или региональным заводам сырье  для изготовления (например, завод  по разливу безалкогольных напитков).

Мелкая фирма здесь  не просто выступает под торговой маркой франчайзора и реализует  его продукцию и услуги, но и  включается в полный цикл хозяйственной  деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной  отчетности. Эта форма предусматривает  тесный контакт франчайзора и  франчайзи, детальную регламентацию  деятельности и высокую степень  ответственности малого предприятия.

Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных  или региональных разливочных и  упаковочных заводов является франчайзи  от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке  безалкогольных напитков, а в России уступающая только своему конкуренту PepsiCo, начала активные действия на рынке  в России в 1995г. Путем разработки программы создания нескольких заводов  по выпуску фирменных напитков Coca-Cola в крупных городах России. Общая  сумма инвестиций в 2 проекта в  Башкирии и Екатеринбурге оценивается  в 30 млн. долл. При этом программа  организации выпуска напитков Coca-Cola построена не совсем обычно. Инвестирует  не сама Coca-Cola, а ее партнер - Inchape Plc. с привлечением российских инвестиций. По сути реализуется создание крупной сети заводов на основе франчайзингово договора, в соответствии с которым Coca-Cola передает новым предприятиям технологию и концентраты. А управление заводами осуществляется предприятиями Inchape и партнерами из России. Таким образом, несмотря на то, что Coca-Cola не инвестирует сама, предоставляя это делать Inchape, вместе со своим партнером она контролирует развитие предприятий. Этому опыту последовали и другие компании, которые продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. Само собой разумеется, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться от товара в Сан-Франциско.

Информация о работе Проблемы и перспективы функционирования франчайзинга в России