Проблемы и перспективы функционирования франчайзинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:29, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение функционирования франчайзинговых систем. В соответствии с целью работы поставлены задачи:
- определить сущность и виды франчайзинговых систем;
- раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание

Введение………………………………………..2стр.
Понятие, сущность и развитие франчайзинговых систем…..4стр.
Виды франчайзинга……………………………………………………………..8стр.
Проблемы и перспективы функционирования франчайзинга в России………………………………………………………………………………….13стр.
Заключение……………………………………………………….17стр.
Список литературы…………………………………………...18стр.

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 81.95 Кб (Скачать документ)

3. Деловой франчайзинг  называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор  продает лицензию частным лицам  или другим компаниям на право  открытия магазинов, киосков или  целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора.

Таким образом, это франчайзинг  на вид деятельности, т.е. включение  малого предприятия в полный производственно-хозяйственный  цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма  продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже  продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое  обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются  равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).

При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал  постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся  в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи  основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в  качестве поставщика для своих франчайзи.

В настоящее время в  зависимости от размеров первоначального  капитала франшизы бизнес-формат делят  на следующие основные подгруппы:

  • франшиза рабочее место — рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;
  • франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
  • инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.

Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого  ресторана быстрого обслуживания мировой  франчайзинговой системы МакДональдс. В данный момент здесь можно наблюдать  очень активное развитие этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д.

Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское предприятие  «Росинтер». Под его ведением находится  такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца.

Хотя существует много  вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование  торговой марки и логотипа франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка  и т. д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих  характеристиках:

1) продолжительность отношений  франчайзора и франчайзи, 

2) к кому франчайзи  может обращаться за поддержкой,

3) кому он платит установленные  взносы.

Корпоративный франчайзинг - современная форма организации  франшизного бизнеса, при которой  франшизополучатель оперирует не отдельным  предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных  менеджеров.

Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при  котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СИСТЕМ В РОССИИ.

 

Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности  внедрения его достаточно широки.

Основные проблемы сдерживания  развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

Последнее десятилетие, в  котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к  таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными  переделами собственности, что не может  не задевать франчайзи. Учитывая, что  многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать  свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и  франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто  нерыночными методами, также могут  снижать эффективность франчайзинговых  систем.

Франчайзинг - экономический  инструмент, и для его внедрения  необходимы соответствующие экономические  предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.

В первую очередь предприниматель  опасается банкротства, которое  может быть вызвано действиями франчайзера. Отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения  во франчайзинговую систему; сложность, а порой и невозможность получения  кредитов для создания стартового капитала.

И именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.

Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг". Коммерческая концессия, которой посвящена глава в  Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно  сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно  усложняет возможность кредитования франчайзи.

Социально-психологические  проблемы. К ним можно отнести:

- отсутствие отечественного  опыта и боязнь провала у  субъектов франчайзинговой системы  - франчайзера и франчайзи; 

- боязнь франчайзи потерять  самостоятельность и собственное  "лицо" предпринимателя и менеджера;

- отсутствие должного  уважения к интеллектуальной  собственности. Решение этой проблемы  требует сочетания экономических  и правовых воздействий, которые  сделают неэффективным несанкционированное  использование чужой интеллектуальной  собственности. 

Особое место среди  проблем франчайзинга занимает образование  как механизм разрешения социально-психологических  проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.   Решение образовательных проблем  связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует  решения чисто экономических  проблем. В то же время образовательные  проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области  права и экономики.

Как видно из сказанного выше, медленное становление рыночной экономики, тяжелый налоговый пресс, недостаточно развитая правовая база, неплатежи за продукцию и услуги, слабая государственная поддержка  предпринимательства сдерживают развитие бизнеса в России. Несмотря на это, западные франчайзеры начинают проявлять  инициативу в заключении контрактов с франчайзи России, например: «Макдоналдс», «Пицца-Хат» и др. По существу франчайзинг у нас представлен главным образом в одной форме: зарубежный франчайзер – российский франчайзи (оператор). 

Становление и развитие франчайзинга наряду с арендой и лизингом позволят быстрее решать проблему занятости  населения, преодоления монополизма  производства, развития конкуренции  – движущие силы рыночной экономики.

Международная ассоциация франчайзинга выделяет следующие факторы, которые, по мнению экспертов этой влиятельной  организации, создают предпосылки  для стремительного роста франшизных систем в начале нового столетия2.

  1. Выравнивание темпов роста продаж во франшизных сетях традиционных направлений быстрого питания, минимаркетов, отелей, мотелей, аренды автомобилей.
  2. Продолжение быстрого роста и агрессивной экспансии сектора услуг в национальных экономиках и мировой экономике в целом. Согласно специальному исследованию МАФ, в сфере услуг будут продолжаться специализация и выделение новых рыночных ниш.
  3. Активные процессы слияний и поглощений, при которых небольшие сети объединяются друг с другом, но в конечном счете поглощаются гигантами бизнеса.
  4. Усиление тенденции присоединения независимых малых предпринимателей к франшизным сетям. Это процесс идет в двух направлениях. С одной стороны, франшизные сети проявляют повышенную агрессивность, стремясь расширить зону влияния за счет обращения в свою систему независимых операторов, с другой стороны, последние все в большей мере начинают искать пути повышения своей конкурентоспособности, присоединяясь к известным сетям с раскрученной торговой маркой. Эта система наиболее распространена в России.
  5. Глобализация. Франшизные компании, преимущественно американские, в конце XX в. начали активно выходить на мировые рынки.
  6. Формирование зрелых концепций и систем управления. По мере роста компаний и достижения ими зрелости устанавливаются формы и методы управления, формируется корпоративная культура, отличающаяся от других систем. Одновременно сеть приобретает черты крупных фирм с характерной для них бюрократизацией, предпринимательский стиль управления меняется на корпоративный, в котором тон задают менеджеры-профессионалы.

На этом фоне франчайзинг  как система организации и  развития малого бизнеса в России представлен весьма слабо, несмотря на то, что в последние годы появилось  много статей, описывающих попытки  российских фирм использовать франчайзинг. Существо данного метода, его преимущества и ограничения еще плохо понимаются и плохо используются отечественными бизнесменами.

В Российской экономике сегодня  открыт широкий простор для дальнейшего  развития франчайзинга. Единственное препятствие – отсутствие нормативной  базы, закона о франчайзинге, который  крайне необходим.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система франчайзинга в настоящее  время является неотъемлемым аспектом экономики и ее триумфальное шествие  в качестве эффективного метода расширения рынка по всему миру неизбежно. Оно  постоянно поддерживается прогрессирующей  глобализацией и новыми информационными  и коммуникационными технологиями.

Также можно сделать выводы о довольно грамотном функционировании бизнеса в форме франчайзинга. Именно данная форма бизнеса позволяет  получить возможность использовать уже отработанные и оправдавшие  себя технологии, уже известную и  популярную марку, возможность обучаться  и получать по ходу дела необходимые  консультации. Все эти возможности  могут предоставить те, кто уже  имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами предпринимателей, т.е. располагает  капиталом не материальным, но весьма ценным и эффективным, если его правильно  использовать.

Несмотря на наличие отдельных  тормозящих факторов, франчайзинг в  России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских  кругов обращается к использованию  этой эффективной формы ведения  бизнеса. Однако значение его для  российской экономики переоценить  сложно: для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных  способов создания новых независимых  предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать  свой собственный бизнес на базе проверенной  бизнес-модели, а для государства  – это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального  предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики. Развитие франчайзинга в России будет  проходить все большими темпами, поэтому не следует упускать шанс обойти своих конкурентов уже  сейчас.

 

 

                                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
  2. Введение во франчайзинг / Под ред. С.А. Силинга. - Санкт-Петербург, 2004 год.
  3. Довгань В. Франчайзинг путь к расширению бизнеса. - М.: Дело, 2006.
  4. Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. - М., 2000.
  5. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. Проф. В.Я.Горфинкеля. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Франчиза
  7. http://www.rarf.ru/NewsAM/NewsAMList.asp

1 Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.:ТЕИС, 2000. С.141.

2 Кочеткова Г.Б. Франчайзинг: организация малого бизнеса//США-Канада:Экономика, политика, культура.2000. №4. С.102-117.

 


Информация о работе Проблемы и перспективы функционирования франчайзинга в России