Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности различаются о зависимости от формы собственности и количества владельцев предприятий, масштабов ответственности за деятельность предприятия и способа включения частных капиталов в общий капитал предприятия,

Цель данного исследования – показать различные виды предприятий и проблемы их стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_po_ekonomike_predpriaitia (1).doc

— 347.00 Кб (Скачать документ)

 

Природоохранная деятельность предприятия

С развитием общественного  производства расширяется сфера  воздействия на природу, возрастают негативные изменения окружающей среды, происходит загрязнение веществами, вредными для живых организмов, нарушение динамического равновесия природных систем, изменение водного баланса, рост эрозии почв, истощение запасов минерального сырья и топлива и т.д.

Природоохранная деятельность занимает важное место в государственном управлении и регулировании экономики; во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий.

Главным аналитическим  и координирующим Центром природоохранной деятельности в Российской Федерации является Государственный комитет по охране окружающей среды. Госкомэкология России осуществляет:

  • комплексное управление природоохранной деятельностью, в стране;
  • координацию деятельности министерств и ведомств России в этой области;
  • государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также полезных ископаемых;
  • утверждение экономических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения
  • государственную экологическую экспертизу генеральных схем развития и размещения производительных сил страны;
  • контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ;
  • руководство заповедным делом;
  • организацию распространения знаний о природе среди населения, международные связи по вопросам природопользования и др.

Одной из составных частей механизма организации рационального  природопользования является нормирование качества окружающей среды. Оно позволяет устанавливать предельно допустимые нормы воздействия на окружающую среду, способствует сохранению генетического фонда флоры и фауны, обеспечивает экологическую безопасность людей, экологическое использование природных ресурсов.

Государственные органы охраны природы, санитарного и эпидемиологического надзора утверждают нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК). При этом для некоторых наиболее ценных природных территорий (заказников, парков, заповедников, курортов и рекреационных зон) устанавливаются более строгие нормативы ПДК. При нарушении нормативов ПДК выбросы или сбросы вредных веществ могут быть приостановлены, ограничены ИЛИ прекращены специальным предписанием органов охраны природы или санэпидемнадзора.

Кроме ПДК нормирование качества окружающей среды предусматривает установление предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС). Эти нормативы устанавливаются с учетом производственных мощностей предприятий (объектов) в соответствии с действующими нормативами ПДК. ПДВ и ПДС утверждаются также органами охраны природы химическим веществам и органами санэпидемнадзора по микроорганизмам. Существуют и другие нормативы, например допустимый уровень радиационного воздействия, нормативы содержания радио активных веществ (в окружающей среде, в продуктах питания), предельно допустимого уровня шума, магнитных полей и других вредных воздействий.

Важным элементом механизма  государственной природоохранной политики, обеспечивающим рациональное природопользование, является государственная экологическая экспертиза. Она проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической без опасности общества.

Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные мате риалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Одни м из элементов  механизма реализации государственной  политики в области природопользования является создание особо охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки), учреждение памятников природы для сохранения уникальных природных объектов.

Особое значение в  механизме реализации государственной  природоохранной политики имеют экономические методы. Экономический механизм реализации государственной политики в области природопользования включает:

  • планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
  • установление эколого-экономических нормативов: платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  • предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды;
  • возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

Эколого-экономические  нормативы — это система платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

Ставки платы за пользование природными ресурсами основаны на определении затрат на восстановление ресурсов и проведение мероприятий по их охране. Они устанавливаются Правительством РФ. Местные органы власти самостоятельно могут их корректировать на основе кадастровых оценок соответствующих природных ресурсов. При отсутствии кадастровых оценок эти ставки должны устанавливаться на договорной основе с учетом естественной противности, местонахождения и условий использования природных ресурсов.

Каждый вид платежа  за природные ресурсы включается в со став себестоимости и является устойчивым источником финансирования методов комплексного использования минерально-сырьевой базы, функционирования водного хозяйства, лесовосстановительных работ, восстановления земельных ресурсов и т.п. За сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов взимаются штрафные платежи. Источником штрафных платежей должна быть прибыль, остающаяся у предприятий

По всей территории России введена плата за загрязнение окружающей среды: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс в водные объекты загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый пред приятиями и организациями через систему коммунальной канализации; размещение различных отходов. Базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду индексируются в зависимости от изменения уровня цен на строительно-монтажные и научно-исследовательские работы оборудование, сооружения и другие природоохранные мероприятия.

Для учета суммарного воздействия выбросов загрязняющих веществ на определенной территории вводятся коэффициенты. Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек.

Объем корректировок  размеров платежей должен уточняться после окончания планового периода (год, квартал) в зависимости от уровня выполнения природоохранных мероприятий и коэффициентов индексации. В настоящее время законодательными актами практически введены:

  • платежи за загрязнение окружающей среды;
  • платежи за землепользование;
  • платежи за водопользование;
  • платежи за пользование недрами;

Каждый из перечисленных  видов платежей более подробно рассмотрен при анализе природоохранной деятельности предприятия Неотъемлемым звеном экономического механизма природопользования должно стать и экологическое страхование Законом РФ «Об охране окружающей природной среды предусматривается, что:

  • в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, объект их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф;
  • фонды экологического страхования используются для прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий эко логических и стихийных бедствий, аварий и катастроф,

Условия, порядок экономического страхования, механизм формирования и использования фондов экологического страхования разрабатываются Правительством РФ.

Система экологических фондов России

В соответствии с Законом  РФ «Об охране окружающей при родной среды в стране создана единая система государственнi экологических фондов, объединяющая федеральный экологичС кий фонд, внебюджетньте республиканские, краевые, областнi и местные фонды.

Цель системы экологических  фондов — решение неотложнi природоохранных задач, восстановление потерь в окружаi:: среде, компенсация причиненного вреда за счет ухудшения кг ства окружающей среды (в тех случаях, если виновник вреда не установлен).

Формирование экологических  фондов осуществляется за счет

  • средств, поступающих в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения;
  • сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения;
  • средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
  • пожертвований от юридических и физических лиц которые зачисляются на специальные счета платежи за пользование лесными ресурсами.

Штрафы и иски о возмещении вреда и за экологические правонарушения взимаются в соответствии с действующим законодательством Штрафы налагаются специально уполномоченными государственными органами подразделениями Госкомэкологии России, санитарно-эпидемиологическими станциями и др. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными методиками определения ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нару щенного состояния окружающей среды.

Средства, поступающие  в экологические фонды, распределяются в следующем порядке:

  • 60% — на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского и районного) значения;
  • 30% — на реализацию мероприятий регионального (республиканского, краевого и областного) значения;
  • 10% направляются в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Госкомэкологии России.

Первоначально средства, которые поступают в экологические  фонды, накапливаются на счетах республиканских, краевых или областных фондов, а от-туда перечисляются в федеральный экологический фонд (федеральный бюджет) и в местные экологические фонды. Перечисление средств в экологические фонды производится поквартально.

По полугодиям Госкомэкологии России составляет отчет о поступлении и расходовании средств федерального экологического фонда. Организуя хозяйственную деятельность, предприятие должно Учитывать необходимость внесения платы за загрязнение окружающей, среды, а также платежей за пользование природными ресурсами.

Платежи за загрязнение окружающей среды

Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирование рационального  природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых используются для улучшения экологической обстановки.

Введение платежей за загрязнение подразумевает экологическую экономическую паспортизацию предприятий; экологическую инвентаризацию оборудования и технологических процессов; экологические экспертизы вновь строящихся, расширяющихся и проектируемых предприятий.

 

 

 

Выбросы загрязняющих веществ в воздух.

Отрасли

1-е полугодие 2002 г в % к 1-му полугодию 2001

1-е полугодие 2003 г в % к 1-му полугодию 2002

1-е полугодие 2003 г тыс. тонн

Всего

101,9

98,8

19743

Промышленность

103,2

97,5

7861

из нее

     

Электроэнергетика

85,8

108,9

1914

Топливная

138,1

90,3

2300

из нее 

     

нефтедобыча

174,4

87,3

1433

нефтепереработка

88,3

95,8

312

газовая

111,8

97,5

257

угольная

105,2

93,5

296

Черная металлургия

93,3

100,4

1127

Цветная металлургия

93,7

95,7

1622

Химическая

95,6

98,1

205

Машиностроение

94,4

95,3

188

Лесная

93,5

95,9

164

Строительная

103,1

102,1

207

Сельское хозяйство

94

95,6

59

Транспорт

95,9

104,1

1013

ЖКХ

95,2

108,3

573

Прочие отрасли

100,1

106,5

212

Информация о работе Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России