Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:34, реферат

Описание

При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы развития малого бизнеса в России.doc

— 312.00 Кб (Скачать документ)

Формы малого предпринимательства чрезвычайно разнообразны - от традиционно торговой лавочки или ремесленной мастерской до инновационной фирмы, создаваемой двумя-тремя специалистами высокой квалификации и вырастающей затем в транснациональную корпорацию с огромным объемом продаж
(примерами могут служить «Сони», «Эппл»). Компьютерная революция, начавшаяся в ведущих странах Запада в 70-х гг., выдвинула на первый план
МП, кооперированные с крупным производством на основе специализации и субподряда. Имеются и независимые МП, играющие роль технологических лидеров в своей отрасли. Таковы, например, узкоспециализированные металлургические мини-заводы, которые не уступают КП по показателям качества и значительно превосходят их по экономичности (на них приходится около 13% мирового производства арматурной стали).

Социальная значимость МП обусловлена, прежде всего, самим фактом сосредоточения в этом секторе преобладающей части рабочих мест. В годы энергетического кризиса, когда в базовых отраслях развернулась крупномасштабная структурная и технологическая перестройка, на первый план вышла способность малых и мельчайших предприятий впитывать рабочую силу, ускоренно высвобождавшуюся в ходе реорганизации КП. Во всех ведущих странах обнаружилась обратно пропорциональная связь между размерами предприятий и динамикой численности их персонала: на КП занятость сокращалась, а на МП - росла. В США в 1980-1995 гг. на МП было создано 35 млн новых рабочих мест, в то время как КП и государственные структуры потеряли их около 6 млн; при этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 человек. В странах ЕС в 1994-1998 гг. сектор МП увеличивался в среднем почти на 300 тыс. предприятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера производственных и потребительских услуг.

Сама природа малого предпринимательства содействует тому, что немалая часть новых предприятий создается социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодежью без особой квалификации, иммигрантами и т. п. Так, в
ЕС на рубеже 80-90-х гг. женщины составили 27% начинающих предпринимателей.
Часто мелкое предпринимательство служит способом избавления от безработицы.
Например, во Франции почти 1/3 новых предприятий создавалась в годы кризиса людьми, какое-то время остававшимися вне рынка труда.
Женский бизнес в его различных формах образует весомую составляющую сектора
МП. По имеющимся данным, в странах ЕС около 13 млн женщин ведут собственную предпринимательскую деятельность или работают на предприятиях своих мужей.
Кроме того, наемный женский труд часто используется как надомный, временный или «частичный» (неполный рабочий день). В ЕС в 1998 г. в режиме неполного рабочего дня трудились 30% экономически активного женского населения и только 4% - мужского.

Характерно, что темпы роста производительности труда в расчете на одного занятого в секторе МП нередко оказывались выше, чем у КП, а темпы роста заработной платы - ниже. В этом проявляется та свойственная малому бизнесу экономия на трудовых издержках - сдерживание заработной платы при опережающем росте производительности труда, которую крупным предприятиям с их сильными профсоюзами осуществлять гораздо труднее и которая составляет одно из главных конкурентных преимуществ МП в периоды спада конъюнктуры.

Учитывая возможности сектора МП в плане расширения занятости, правительства ведущих стран Запада считают его поддержку одним из приоритетов своей экономической и социальной политики. Бюджетные программы и работа специально созданных институтов направлены, с одной стороны, на стимулирование создания новых предприятий (при особой поддержке молодежи, женщин, представителей национальных меньшинств, инвалидов), а с другой - на организацию разнообразных систем профессионального обучения и переподготовки.

Эти меры особенно широко используются для возрождения экономики регионов, находящихся в депрессивном состоянии. Общепризнанно, что изменение экономического и социального климата в таких регионах возможно только при участии достаточно большого числа (критической массы) МП. Какие бы конкретные цели ни преследовала региональная политика, главным условием ее успеха всегда является мобилизация местного «низового» предпринимательства.

Большую социальную и общественную ценность представляет накопленный малым бизнесом опыт кооперативного предпринимательства, история которого в
Западной Европе насчитывает более ста лет. В некоторых странах оно стало внушительной силой. Например, во Франции в кооперативном секторе экономики занято более 1 млн человек; сельскохозяйственные кооперативы дают 50% национального экспорта зерна, 60% - молока и молочных продуктов, а их годовой оборот превышает 140 млрд франков.

Базовой ячейкой кооперативного сектора обычно является семейное МП, включенное в сетевую структуру, состоящую из десятков тысяч подобных предприятий. Эта структура функционирует на началах производственной демократии - самоуправления, взаимопомощи и контроля «снизу вверх» над деятельностью выборных органов, объединяющих предприятия-члены по отраслевому и региональному признаку. Производственная кооперация в ряде случаев опирается на развитую сеть кооперативных банков.

В Японии и Италии на такой основе сформировались десятки промышленных округов - территориально-производственных комплексов, состоящих из множества малых и мельчайших узкоспециализированных предприятий. В округах достигнут высокий уровень благосостояния населения, сложился особый социальный климат. Производство часто ориентировано на внешние рынки (один из округов Италии, Прато, считается «шерстяной столицей» ЕС).

Заслуживает упоминания и испанский территориально-производственный комплекс Мондрагон, объединяющий около 200 кооперативов различной отраслевой принадлежности. Мозговым центром этой системы является кооперативный банк с функционирующим при нем отделом планирования производства. В комплексе происходит систематическое образование венчурных кооперативов; значительная часть продукции идет на внешние рынки. Как и в итальянских промышленных округах, большую роль играет фактор социальной общности, самоуправления.
Системы мер поддержки МП, сложившиеся к настоящему времени в различных странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их основе концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых средств, объема вовлеченных бюджетных ресурсов. В ЕС, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка.
Поэтому в последние годы здесь уделяется все больше внимания разработке и проведению единой межгосударственной политики в отношении сектора МП.

Заключение

В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.
На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.
Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах
Запада будет развиваться.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Список литературы:

Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России.-М.: «Наука»,1993.
Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал.1995, № 12.
Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, № 9-10
Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики.1999,№8.
Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики.1996, №7.
Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2001.
Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики - 1997
- №4
Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации развития малого предпринимательства) // Общество и экономика - 1996 - № 9-
10, 11-12

 

 

Проблемы развития предпринимательства в России.

 

Дегтярева Ольга Григорьевна,

соискатель, старший преподаватель кафедры «Экономика и Финансы»

Комсомольского-на-Амуре Государственного Технического Университета.

 

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению  эти собственники принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственно производителями, так и потребителями широкого спектра товаров, работ и услуг. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.

Важнейшей особенностью малого бизнеса является способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств, активная инициативная деятельность. Вместе с тем ему свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Успех в мире бизнеса решающим образом зависит в правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций. В 2001-2005гг. специалисты стали говорить не только об отсутствии концепции развития малого бизнеса, но и о необходимости ее увязки или координации с государственной концепцией развития рыночных отношений в стране. В добавление к  проблеме коррупции добавилась проблема преодоления так называемых административных барьеров, под которыми понимается специфические трудности развития бизнеса, обусловленные не совершенством государственного регулирования и контроля либо сознательным ущемлением интересов малого бизнеса со стороны государственных органов и отдельных чиновников.[1]

Каждое новое предприятие или новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его существованию. Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства в России представляет собой сложный и трудный процесс, сопровождающийся многочисленными проблемами, встречающимися на его пути. Однако, это не должно быть самоцелью. Государство, являясь социальным, в первую очередь должно определить, что оно хочет от малого бизнеса и зачем он нужен в социальном плане. Думается, ответ должен быть очевиден – для борьбы с бедностью.

Анализ динамики развития малого предпринимательства  за период 200-2006г и начала 2007г  показал, что на 1 января 2007г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1032,8 тыс., что на 5,5% выше, чем по состоянию на 1 января 2006 г.  Количество МП (без учета индивидуальных предпринимателей) в расчете на 100 тыс. жителей достигло 719,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2006 г. на 37,3 ед. Наиболее значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось в Дальневосточном ФО, заметное увеличение произошло также в Уральском ФО. В Северо-Западном ФО наблюдалось небольшое сокращение рассматриваемого показателя. В 2006 году товарооборот вырос на 15% по сравнению с 2005 годом. По оценкам Министерства экономического развития и торговли, сейчас малый бизнес генерирует около 15-17% ВВП. Но этот показатель ниже в 3,33 раза, чем в экономиках развитых стран. [1]

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России